Судебный акт
Об обеспечении системой непрерывного мниторинга
Документ от 05.07.2022, опубликован на сайте 13.07.2022 под номером 100523, 2-я гражданская, об обязании выписать льготные рецепты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0004-01-2022-001742-13

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                               Дело 33-2597/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          5 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В., 

судей Смирновой Ю.В., Жаднова Ю.М.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-782/2022 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 28 марта 2022 года, по которому постановлено: 

исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах ребенка-инвалида В*** А*** А***, к государственному учреждению здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении системой непрерывного мониторинга удовлетворить.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» выписывать В*** А*** А*** медицинское изделие - *** из расчета один *** на 14 дней.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать В*** А*** А*** на основании выписанных рецептов медицинским изделием -  *** из расчета один *** на 14 дней.    

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» Хохряковой Е.В., подержавшей доводы апелляционной жалобы, старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия, 

 

установила :

 

прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах ребенка-инвалида В*** А*** А***, к государственному учреждению здравоохранения (далее - ГУЗ) «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», Министерству здравоохранения Ульяновской области об обеспечении системой непрерывного мониторинга.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Заволжского района                        г. Ульяновска проведена проверка по обращению В*** Л.А., действующей в интересах ребенка-инвалида В*** А.А., *** года рождения, страдающей хроническим заболеванием, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства.

Установлено, что несовершеннолетняя В*** А.А. является ребенком-инвалидом, ей выставлен диагноз «***».

В соответствии с рекомендациями детского эндокринолога Кукушкиной Е.Ю. от 30.11.2021 по жизненным показаниям В*** А.А. рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга *** (***).

Врачебной комиссией ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» поликлиническое отделение №2 № 163/1108 от 02.12.2021 принято решение об отказе в обеспечении В*** А.А. системой непрерывного мониторинга ***. Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение В*** А.А. системой непрерывного мониторинга *** (***), не приняты. Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторинга *** (***) ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» поликлиническое отделение №2 не выписываются.

Прокурор просил возложить на ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» обязанность выписывать В*** А.А. льготные рецепты на обеспечение системой непрерывного мониторирования *** (***) из расчета один *** на 14 дней; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечить В*** А.А. системой непрерывного мониторирования *** (***) в количестве, рекомендованном уполномоченной медицинской организацией, из расчета один *** на 14 дней.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУ «Ульяновская государственная аптека».

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части взыскания компенсации морального вреда, принять по делу новое решение. 

В обоснование жалобы указывает, что решение принято на основании утративших силу правовых актов, кроме того в решении суда имеются недопустимые формулировки, так как они производят эффект рекламы медицинского изделия.

Ссылается на то, что выписка медицинского изделия не производится, так сенсоры мониторирования *** в *** к ***, как комплектующее медицинское изделие не включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Использование систем непрерывного мониторинга *** не исключает применение *** и *** для определения уровня ***. Назначение лекарственных препаратов производится только лечащим врачом. Закупка иностранного медицинского изделия  *** невозможна, так как это нарушение ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Без достаточного медицинского обоснования предоставление *** на льготной основе не предусмотрено действующим законодательством. Истцом не представлено доказательств того, что Министерство напрямую не соблюдает требования действующего законодательства по обеспечению медицинскими изделиями.

В возражениях на апелляционную жалобу Вириялова Л.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Вириялова Л.А. представители Министерства здравоохранения Ульяновской области и ГУ «Ульяновская государственная аптека», о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч.1 ст.38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Согласно ч.1 ст.43 названного Федерального закона гражданам. страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч.2 ст.43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года №715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе *** (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) ЕЮ - Е14).

Как установлено судом, В*** А.А., *** года рождения, является инвалидом категории «ребенок-инвалид» (справка МСЭ серия МСЭ-2016 №*** от 09.10.2017), страдает с октября 2012 года заболеванием «***», состоит на диспансерном учете с указанным диагнозом.

В соответствии с рекомендациями детского эндокринолога Кукушкиной Е.Ю. от 30.11.2021 по жизненным показаниям В*** А.А. рекомендовано применение системы непрерывного мониторинга *** (***) (лист первичного приема 30.11.2021 ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного»).

Врачебной комиссией ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» поликлиническое отделение №2 №163/1108 от 02.12.2021 принято решение об отказе в обеспечении системой непрерывного мониторинга ***, поскольку она не входит в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утверждённого распоряжением Правительства от 31.12.2018 №3053-р.

До настоящего времени Министерством здравоохранения Ульяновской области меры, направленные на обеспечение В*** А.А. системой непрерывного мониторинга *** (***), не приняты. Льготные рецепты на получение указанной системы непрерывного мониторинга *** (***) ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного» не выписываются.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 №1610 была утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

Аналогичная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 №2505.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

Во исполнение требований названного Федерального закона и приведенных постановлений Правительства Российской Федерации постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2020 №805-П была утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год, на плановый период 2022 и 2023 годов и постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 утверждена аналогичная Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Указанные федеральная и региональная программы устанавливают перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, территориальные нормативы объема медицинской помощи, территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также определяет порядок и условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи и предусматривают бесплатное оказание медицинской помощи при лечении *** у детей.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида В*** А.А., *** года рождения, суд правомерно руководствовался приведенными выше нормами права, Стандартами медицинской помощи детям при осложненных формах ***, утвержденными приказом Минздрава РФ №1225н от 17.11.2020, согласно которым лечение *** относится к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья граждан, страдающим социально значимыми заболеваниями, принял во внимание наличие рекомендаций детского эндокринолога несовершеннолетней В*** А.А. для применения системы непрерывного мониторинга *** (***), которая проста в применении и позволяет днем и ночью автоматически измерять ребенку уровень ***, применение такого *** позволяет осуществлять круглосуточный контроль за показаниями уровня *** и предотвращать нежелательные последствия заболевания.

Непрерывный мониторинг *** *** зарегистрирован в РФ 24.01.2018, используется в качестве способа контроля *** и позволяет улучшить компенсацию углеводного обмена.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ в обеспечении В*** А.А., как ребенка, страдающего социально значимым заболеванием «***», за счет соответствующих бюджетных средств вышеуказанным изделием медицинского назначения по жизненным показаниям фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Решение о том, что закупка Министерством здравоохранения Ульяновской области изделия медицинского назначения и препаратов должна производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «Городская клиническая больница святого апостола Андрея Первозванного», в котором несовершеннолетняя В*** А.А. состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

На защиту, в том числе прав и законных интересов несовершеннолетней В*** А.А., направлено принятое Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва постановление от 24.11.2021 №249-8 ГД «О Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (проект №1258295-7), которым Правительству Российской Федерации рекомендовано провести анализ потребности в закупках систем для непрерывного неинвазивного мониторинга *** для детей с *** и проработать вопрос поддержки субъектов Российской Федерации с учетом их финансово-экономического положения для решения указанного вопроса.

Доводы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в решении суда имеются ссылки на недействующие нормативные акты, а также о том, что указание в решении суда о том, что датчик удобен в эксплуатации, носит рекламный характер, не могут служить основанием к отмене по существу правильного судебного решения.

Требование Министерства здравоохранения Ульяновской области в апелляционной жалобе об отмене решения суда в части взыскания компенсации морального вреда не может быть признано состоятельным, поскольку прокурором такого требования в иске не заявлялось, оно не было предметом рассмотрения суда и, соответственно, решением суда с ответчика компенсация морального вреда не взыскана.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные сторонами доказательства. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 28 марта 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.  

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.07.2022