Судебный акт
Об обеспечением ТСР
Документ от 05.07.2022, опубликован на сайте 13.07.2022 под номером 100524, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить ходунками, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2022-000203-36

Судья Жилкина А. А.                                                                           Дело №33-2555/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                          5 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Васильевой Е.В.,

судей Смирновой Ю.В., Логинова Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-660/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 14 февраля 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Заволжского района г.Ульяновска в интересах Вихляевой Натальи Александровны к Государственному учреждению – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить                        Вихляеву Наталью Александровну ***., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 27.05.2021.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Вихляевой Натальи Александровны в счёт компенсации морального вреда 2000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.    

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила :

 

прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Вихляевой Натальи Александровны к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ - УРО ФСС РФ) о возложении обязанности обеспечить Вихляеву Н.А. *** в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 27.05.2021, взыскании компенсации морального вреда в сумме 5000 руб.

В обоснование иска указал, что Вихляева Н.А. является инвалидом *** группы, инвалидность установлена на срок до 01.07.2022. В соответствии с ИПР инвалида №*** от 27.05.2021 истица подлежит обеспечению ***. Вихляева Н.А. состоит на учете в ГУ - УРО ФСС РФ по обеспечению указанного средства реабилитации на основании заявления от 09.09.2021. Однако до настоящего времени она не обеспечена предусмотренным индивидуальной программой реабилитации техническим средствами реабилитации.

Полагает, что в связи с нарушением прав Вихляевой Н.А. на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условий реализации своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида, последнему были причинены физические и нравственные страдания, которые подлежат возмещению, посредством взыскания компенсации морального вреда в сумме 5000 руб.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области».

Рассмотрев требования прокурора по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления. 

В обоснование жалобы указывает на отсутствие со стороны ГУ - УРО ФСС РФ нарушения личных неимущественных прав инвалида либо посягательства на его нематериальные блага, то есть обстоятельств, которые могли бы служить в данном случае основаниями для компенсации морального вреда. ГУ - УРО ФСС РФ по вопросу обеспечения инвалида спорным техническим средством реабилитации не бездействовало, в связи с этим основания для взыскания компенсации морального вреда, отсутствуют. Кроме того, выплата компенсации морального вреда будет произведена из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлечет сокращение бюджетных средств и в дальнейшем ущемление прав других инвалидов. 

В заседание суда апелляционной инстанции не явились Вихляева Н.А., представители ответчика и третьих лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Как установлено судом, Вихляева Н.А. является инвалидом *** группы. Инвалидность установлена до 01.07.2022.

27.05.2021 учреждением медико-санитарной экспертизы ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда России утверждена индивидуальная программа реабилитации инвалида Вихляевой Н.А., в соответствии с которой истица нуждается в ***.

09.09.2021 Вихляева Н.А. обратилась к ответчику с заявлением об обеспечении указанным средством реабилитации. Однако до настоящего времени она не обеспечена ходунками шагающими в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №*** от 27.05.2021.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, верно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленного прокурором иска.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 Правил от 07.04.2008 уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения истица не была обеспечена ***, в которых нуждается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данным средством реабилитации.

Принятие ответчиком мер в целях исполнения судебного решения не может служить основанием для его отмены.

Правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда.

Пунктом 1 ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Как указано в ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (п.1).

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (п.2).

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства, механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Руководствуясь положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что в связи с необеспечением  Вихляевой Н.А. техническим средством реабилитации, ей были причинены нравственные страдания, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации причиненного морального вреда в разумном размере 2000 руб.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 февраля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11.07.2022.