Судебный акт
Возмещение вреда участнику ликвидации последствии аварии на ЧАЭС
Документ от 18.03.2008, опубликован на сайте 25.03.2008 под номером 10062, 2-я гражданская, о взыскании ежемес.выплат в возмещ.вреда здоровью, ежемес.денежн.компен.на приобр.продовол.товаров, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело    33  ***  / 2008                                                        Судья  Миллер О.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

18  марта   2008 года                                                                                   город   Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Маслюкова П.А.,

судей                                  Колобковой О.Б.   и     Хреновой Г.И.,

с участием прокурора       Балашовой Н.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Ф*** на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 08 февраля 2008 года,  по которому постановлено:

Исковые требования Ф*** к Управлению Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району города Ульяновска о перерасчете и взыскании сумм в возмещение вреда здоровью удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району города Ульяновска в пользу Ф*** единовременно задолженность по выплатам в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2003 по 31.01.2008 в размере 24 282 руб. 06 коп. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на указанные цели.

Взыскать с Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району города Ульяновска в пользу Ф*** ежемесячно в возмещение вреда здоровью, начиная с 01.02.2008 года по 01.11.2012 года, 2362 руб. 89 коп. за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством.

В остальной части иска Ф*** отказать.

Взыскать с Управления Департамента социальной защиты населения Ульяновской области по Заволжскому району города Ульяновска госпошлину в доход федерального бюджета  200 руб.

Заслушав доклад судьи Хреновой Г.И., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ф***. – участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС,   обратился в суд с иском к УДСЗН по Ульяновской области об индексации сумм возмещения вреда, указывая на то, что с 27.11.2002 является инвалидом 3 группы в связи с участием в ликвидации аварии на ЧАЭС. Ответчиком производятся выплаты возмещения вреда в связи с повреждением здоровья, а также компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление без учета индексов 1,17 с 01.01.2002 года, 1,2 с 01.01.2003 года и 1.1. с 01.01.2004 года. Просил суд проиндексировать назначенные выплаты и взыскать задолженность.

Рассмотрев исковые требования, суд вынес решение, указанное выше.

В кассационной жалобе Ф***. просит отменить решение в части отказа в иске и удовлетворить его требования полностью, ссылаясь на то, что суд не должен был ссылаться на определение Верховного Суда РФ от 11 января 2008 года по конкретному делу.

В дополнении к кассационной жалобе указал на то, что в соответствии с п. 2 ст. 55 Конституции РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Об этом же указано в законе № 122-ФЗ от 22.08.2004.

В данном случае на 01.01.2001 года денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров должна выплачиваться в размере более 500 руб. с применением индексов 1,581 и 1,515, а суд оставил сумму, которую выплачивает ответчик – 431 руб.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П указано, что переход на новый способ исчисления размеров компенсации возможен, но при этом нельзя снижать ранее назначенный уровень компенсаций.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Ф***. и прокурора Балашову Н.Н., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Материалами дела установлено, что Ф***. является участником ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Заключениями МСЭ от 27.11.2002 и от 10.10.2007 ему установлена инвалидность 3 группы на срок до 01 ноября 2012 года.

Ответчиком с 30.10.2002 Ф***. были назначены ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из третьей группы инвалидности в размере 1000 руб. в соответствии с Законом РФ № 5 от 12.02.2001 «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы нВ Чернобыльской АЭС».

Разрешая иск по существу, суд правильно проиндексировал выплачиваемые истцу ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью с 01 января 2002 года с учетом роста прожиточного минимума и инфляции, в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона РФ от 12 февраля 2001 года № 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года № 11-П,  пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года № 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» и Постановления Правительства РФ от 07.05.2005г. № 292. Указанный порядок индексации в кассационном порядке не обжалуется.

Разрешая исковые требования об индексации денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, суд пришел к правильному выводу об их необоснованности.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, – конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В соответствии с Законом № 179-ФЗ от 24.11.1995 как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе и оспариваемых сумм.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных Законов от 12 февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах  исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и исходя из них  – размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

После введения нового порядка регулирования сумм возмещения вреда здоровью впервые индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью установлена Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847 на 2004 год, и соответствующими Постановлениями Правительства Российской Федерации на последующие годы в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2004 год» и Федеральными законами о бюджете на 2005, 2006, 2007 года.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2007 № 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2007 установлена в размере 431 руб. 21 коп., а ежегодная компенсация за вред здоровью – 718 руб. 69 коп.

Из материалов дела следует, что ответчиком денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодные суммы на оздоровление выплачиваются в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Поскольку на момент рассмотрения дела отсутствовал правовой акт, устанавливающий индексацию оспариваемых сумм, решение об отказе в этой части иска является правильным  и оснований к его отмене не имеется.

Доводы кассационной жалобы не опровергают законность принятого решения, поэтому оно должны быть оставлено без изменения.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 08 февраля 2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: