Судебный акт
Ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ
Документ от 14.07.2022, опубликован на сайте 26.07.2022 под номером 100653, Админ. 1 пересмотр, ст.6.3 ч.1 КоАП РФ, Отменено с прекращением производства

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Сизова Н.В.                                                                 Дело № 12-311/2022

(Дело № 5-1-312/2022)                                            73RS0011-01-2022-000308-64

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            14 июля 2022  года   

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника   областного государственного казённого предприятия «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» Воронцовой Татьяны Владимировны на постановление судьи Майнского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2022 года,

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением судьи Майнского районного суда Ульяновской области от 16.05.2022 областному государственному казённому предприятию «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» (далее – ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области») назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» Воронцова Т.В. не соглашается с постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене, а производство по делу – прекращению.  

В обоснование жалобы указывает, что внесенные изменения в КоАП РФ (Федеральным законом от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях») позволяют юридическому лицу избежать ответственности в случае, если к административной ответственности привлекли его должностное лицо, и если юридическое лицо  приняло предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

В жалобе указано, что 22 февраля 2022 года в результате проверки, проведенной прокуратурой Майнского района Ульяновской области на основании коллективного обращения жителей, проживающих в многоквартирном доме № ***, в отношении ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» выявлено несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о водоснабжении.

За это правонарушение постановлением ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области в Карсунском районе от 25.03.2022 № *** был подвергнут административному наказанию по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ заместитель генерального директора по производству Сафин Фидель Ринатович.

Таким образом, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение правонарушения, за которое должностное лицо уже привлечено к административной ответственности.

Также указывает, что ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» была разработана и утверждена программа производственного контроля качества и безопасности горячей воды. Приобретено оборудование химводоподготовки для котельной, которое позволяет исключить из состава теплоносителя примеси, а также остатки оксида железа, что подтверждается копией акта о приемке в эксплуатацию оборудования от 22.04.2022 (л.д.143-144).

Подробно позиция защитника ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» Воронцовой Т.В. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав Фадееву О.С., защищающую интересы ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» и поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Из постановления прокурора Майнского района Ульяновской области о возбуждении дела об административном правонарушении усматривается, что в вину ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» вменено нарушение требований ст.ст. 24, 25 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ, «О водоснабжении и водоотведении», ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 3, 5 постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года № 10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды», п.п. 75-77, 79 (раздел IV Санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения) СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением главного государственного врача РФ от 28 января 2021 года.

Рассмотрев дело по существу, судья районного суда сделал вывод о виновности ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» в совершении вмененного нарушения, квалифицируя его действия по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, как  нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Однако с выводами суда в части квалификации деяния указанного лица по ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ согласиться нельзя.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой Майнского района Ульяновской области на основании обращения  жителей, проживающих по адресу***, о некачественном водоснабжении, 08.02.2022 принято решение о  проведении проверки по соблюдению требований санитарного законодательства при распределении (поставке) воды для питьевых и промышленных нужд в отношении юридического лица - ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» в период с 08.02.2022 по 08.03.2022.

В результате проверки выявлено, что в нарушение требований п.п. 75-77, 79 СанПиН 2.1.3684-21, производственная программа качества горячей воды разработана и направлена на согласование в Роспотребнадзор лишь в ходе проведения прокурорской проверки 7 февраля 2022 года (л.д. 85 -90).

Программа производственного контроля качества безопасности горячей воды централизованной системы водоснабжения ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» согласована начальником ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Карсунском районе лишь 31 марта 2022 года (л.д. 112- 114).

Согласно протоколу испытаний № *** от 22.02.2022 мутность (по формазину) воды составляет 5.2 ЕМФ при допустимом уровне не более 2,6 ЕМФ, а концентрация железа составляет 0,91 мг/дм3 при допустимом уровне не более 0,3 мг/л. Местом отбора проб воды является *** (котельная), заказчиком испытаний ОГКП «Ульяновский областной водоканал».

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В силу статей 11, 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Пунктом 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 2 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.

В рассматриваемом случае выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.

Часть 1 статьи 6.3 КоАП РФ является общей  нормой и устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Статья 6.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению

В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.

Из содержания изложенных выше норм права следует, что ст. 6.5 КоАП РФ является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, так, ответственность за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению предусмотрена именно ст. 6.5 КоАП РФ.

Таким образом, деяние ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» квалифицировано неправильно.

Переквалификация действий (бездействий) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, допустима при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.6.3 и ст. 6.5 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства (санитарно-эпидемиологические требования), однако санкции данных норм тождественными не являются.

Данное обстоятельство исключает возможность переквалификации вмененного деяния с ч.1 ст. 6.3 КоАП РФ на ст. 6.5 КоАП РФ.

Таким образом, в соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» не подлежит привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Аналогичные правовые позиции изложены в постановлениях Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.11.2021 № 16-7470/2021,  Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 25.11.2020 № 16-5022/2020.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 30.7 и п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ постановление судьи подлежит отмене, а производство по данному делу – прекращению в связи с отсутствие в действиях ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление судьи Майнского районного суда Ульяновской области от 16 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении областного государственного казённого предприятия «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» - отменить.

Производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ОГКП «Корпорация развития коммунального комплекса Ульяновской области» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

 

Судья                                                                                     Ю.М. Жаднов