Судебный акт
Об обеспечении инвалида техническими средствами реабилитации
Документ от 12.07.2022, опубликован на сайте 25.07.2022 под номером 100709, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить ходунками, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0001-01-2022-000834-83

Судья Кузнецова О.В.                                                                   Дело №33-2681/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                12 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-969/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в интересах Андреева Юрия Исаевича удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Андреева Юрия Исаевича техническими средствами реабилитации в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации от 22.11.2021 №1526/1/73/2021: *** 1 шт.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Андреева Юрия Исаевича компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Андреева Ю.И., 06.08.2000 года рождения, с исковым заявлением к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что Андреев Ю.И. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида №1526/1/73/2021 нуждается в обеспечении техническими средствами реабилитации: *** Названными техническими средствами реабилитации Андреев Ю.И.  не обеспечен длительное время.

После обращения в прокуратуру и инициировании прокурорской проверки продолжается ущемление прав истца на бесплатное предоставление технических средств реабилитации, необходимых для поддержания нормального образа жизни. Бездействием ответчика Андрееву Ю.И. причиняются моральные страдания, выражающиеся в постоянном переживании о невозможности нормального существования и поддержания достойного образа жизни.

Прокурор просил обязать ответчика обеспечить Андреева Ю.И. названными техническими средствами реабилитации в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации, взыскать компенсацию морального вреда в размере          30 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда как незаконное и необоснвоанное и принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.

Указывает, что законным представителем Андреева Ю.И. – Андреевой В.С. 14.01.2022 в региональное отделение было подано заявление на обеспечение техническими средствами реабилитации. На дату подачи заявления действовал государственный контракт от 03.12.2021 №709, однако свободные единицы отсутствовали. 28.01.2022 в целях обеспечения Андреева Ю.И. *** региональным отделением размещались запросы о предоставлении ценовой информации на поставку данного вида ТСР, определена начальная (максимальная) цена контракта, заключен договор с единственным поставщиком, однако на дату рассмотрения заявки свободных единиц не имелось. Повторный запрос цен на поставку данного средства реабилитации запланирован во 2 квартале 2022 года. Таким образом, инвалид не обеспечен техническим средством реабилитации по независящим от регионального отделения обстоятельствам.

Полагает, что оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется, поскольку истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением технического средства реабилитации и ухудшением состояния здоровья инвалида. Андреев Ю.И. не воспользовался равнозначным способом обеспечения средством реабилитации, рекомендованным в индивидуальной программе реабилитации, путем самостоятельного приобретения с последующей компенсацией понесенных расходов в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2022 №57н. Кроме того, Федеральным законом «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» не предусмотрена возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением имущественных прав инвалидов. Выплата компенсации морального вреда будет производится из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлечет ущемление прав других инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации. Размер взысканной компенсации морального вреда считает завышенным.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились истец и представитель ответчика, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно положениям ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Как установлено судом, Андреев Ю.И. является инвалидом ***. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации №1526/1/73/2021 от 22.11.2021 истец нуждается в обеспечении следующими техническими средствами реабилитации: ***

В ходе проведения прокурорской проверки установлено нарушение прав Андреева Ю.И. на предоставление мер государственной социальной поддержки в виде обеспечения указанными средствами реабилитации.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил законодательство, регулирующее спорные правоотношения, на основании которого пришел к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований. Выводы суда в решении надлежаще мотивированы, и оснований не соглашаться с ними судебная коллегия не усматривает.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1. Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 №2347-р, трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни, кресла-коляски относятся к техническим средствам реабилитации, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п. 4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 названных Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в п.4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в п.4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в п.4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку на момент принятия судом решения судебного решения истец не был обеспечен спорными техническими средствами реабилитации, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данными средствами реабилитации.

Установив нарушение прав Андреева Ю.И. на своевременное обеспечение средствами реабилитации, которые должны обеспечивать лицу, являющемуся инвалидом, равные с другими гражданами возможности для реализации  благоприятных условий существования, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для компенсации морального вреда истцу.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд обоснованно руководствовался положениями ст.ст. 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом установленных по делу обстоятельств, индивидуальных особенностей истца, нуждающегося в своевременном оказании социальной помощи государства в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, степени вины ответчика, пришел к правильному выводу о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истца и обоснованно определил размер компенсации с учетом принципа разумности.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

Принятое по делу решение является правильным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.07.2022.