Судебный акт
Об обеспечении инвалида ТСР
Документ от 12.07.2022, опубликован на сайте 25.07.2022 под номером 100710, 2-я гражданская, о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

73RS0025-02-2022-000160-07

Судья Калянова Л.А.                                                                    Дело №33-2709/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

город Ульяновск                                                                                12 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2106/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 марта 2022 года, по которому постановлено:

исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области в интересах Седреевой Раисы Федоровны к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальному отделу по Старомайнскому району Государственного учреждения Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ в пользу Седреевой Раисы Федоровны компенсацию морального вреда в размере 5000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований к территориальному отделу по Старомайнскому району Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда прокурору Старомайнского района Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

 

установила:

 

прокурор Старомайнского района Ульяновской области, действуя в интересах Седреевой Р.Ф., обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, территориальному отделу по Старомайнскому району Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническим средством реабилитации, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида от 08.10.2018 Седреева Р.Ф. подлежит обеспечению техническим средством реабилитации «***». Необеспечение истицы техническим средством реабилитации отрицательно влияет на создание для нее равных с другими гражданами возможностей, сказывается на ее здоровье, эмоциональном состоянии и, как следствие, влечет причинение ей нравственных и физических страданий.

Прокурор просил обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и территориальный отдел по Старомайнскому району Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Седрееву Р.Ф. техническим средством реабилитации «***» в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №*** от 08.10.2018, взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что Седреевой Р.Ф. 11.03.2022 получено техническое средство реабилитации – *** в количестве 1 шт. согласно акту приема-передачи №49. Полагает, что основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют, поскольку истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между несвоевременным предоставлением технического средства реабилитации и ухудшением состояния здоровья инвалида и моральных страданий. Выплата компенсации морального вреда производится из бюджетных средств, выделенных на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, что повлечет ущемление прав других инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации.

В заседание суда апелляционной инстанции не явилась Седреева Р.Ф. и представители административных ответчиков, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия согласно положениям ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права,  судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

Как установлено судом, Седреева Р.Ф. является инвалидом *** группы.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от 08.10.2018 №*** истица подлежит обеспечению техническим средством реабилитации «***».

После обращения прокурора в суд с настоящим иском, в период рассмотрения дела, Седреева Р.Ф. была обеспечена названным техническим средством реабилитации.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применил материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, руководствуясь которым пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации».

Статья 5.1 названного Федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В федеральный реестр инвалидов включаются следующие сведения о лице, признанном инвалидом, в том числе: его фамилия, имя, отчество (при его наличии);  пол; дата рождения; место рождения; сведения о гражданстве; данные паспорта (иного документа, удостоверяющего личность); сведения об индивидуальных программах реабилитации или абилитации инвалидов и о программах реабилитации инвалидов, инвалидность которых наступила вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая сведения о рекомендованных в них реабилитационных мероприятиях, технических средствах реабилитации инвалидов, об услугах и о результатах выполнения этих программ.

Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.

Согласно ст.10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.11 указанного федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В силу п.5 данных Правил уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении технического средства реабилитации в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные данным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 данных Правил.

Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Поскольку судом установлено, что нарушение прав истицы на обеспечение техническим средством реабилитации «***» имело место с 2018 года, вывод о нарушении прав истицы на своевременное социальное обеспечение, на благоприятные условия существования, не ущемляющие возможность для реализации своих прав и, соответственно, о наличии оснований для компенсации морального вреда истице, является верным. 

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора о взыскании с ответчика в пользу истицы компенсации морального вреда, суд обоснованно руководствовался положениями статей 150, 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и установленными по делу обстоятельствами, в том числе, индивидуальными особенностями истицы, являющейся инвалидом, нуждающимся в оказании социальной помощи государства в виде своевременного предоставления технического средства реабилитации, степени вины ответчика. Размер компенсации является разумным, определен судом с учетом приведенных обстоятельств и длительности нарушения права истицы на получение технического средства реабилитации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, материальный и процессуальный законы применены судом верно.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 28 марта     2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  18.07.2022.