Судебный акт
О признании безработным
Документ от 26.07.2022, опубликован на сайте 04.08.2022 под номером 100891, 2-я гражданская, о признании безработным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Связанные судебные акты:

О признании безработным

Документ от 11.01.2022, опубликован на сайте 25.01.2022 под номером 97633, 2-я гражданская, о признании безработным, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                   73RS0001-01-2021-007940-89

Дело № 33-2766/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          26 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Карабанова А.С., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4359/2021 по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 сентября 2021 года, по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Карпунина Владимира Борисовича – удовлетворить.

Возложить на Областное государственное казенное учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» обязанность признать Карпунина Владимира Борисовича, *** года рождения безработным с 9 марта 2021 года и назначить ему пособие по безработице с 9 марта 2021 года в соответствии с Законом РФ от 19.04.1991 года №1032-I «О занятости населения РФ»

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения представителя ответчика ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» Орловой В.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Карпунина В.Б. и прокурора Данилова Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах Капунина В.Б., обратился в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению «Кадровый центр Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области») о признании безработным и выплате пособия по безработице.

Требования мотивированы тем, что 09.03.2021 Карпунин В.Б обратился в филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» с заявлением о признании его безработным и назначении ему пособия по безработице. Приказом от 19.03.2021 № *** Карпунину В.Б. было отказано в признании его безработным и выплате пособия на том основании, что он является п*** Ульяновской областной общественной организации общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России». Вместе с тем, трудовой договор с Карпуниным  В.Б. не заключался, заработная плата им не получается, запись о приеме истца на работу не вносилась.

С учетом изложенного, прокурор просил обязать ответчика признать Карпунина В.Б. безработным с 19.03.2021 и выплатить ему пособие по безработице с 19.03.2021.

Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена УООООТПОО «Союз архитекторов России».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что Карпунину В.Б. было отказано в признании его безработным, поскольку согласно выписке из единого государственного реестра юридических лиц он является р*** юридического лица - УООООТПОО «Союз архитекторов России» с 09.06.2020. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, указывает, что некоммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, является в отношении гражданина работодателем и гражданин соответственно относится к занятым гражданам и не может быть признан безработным. Считает, что вывод суда о том, что руководители общественных и некоммерческих организаций, безвозмездно выполняющие трудовые функции организаций, являются неработающими гражданами, не соответствует нормам трудового законодательства, которые не предусматривают выполнение работы на общественных началах. Указывает, что ст. 17.1 Федерального закона от 11.08.2005 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» устанавливает правовой статус волонтера, однако к данной категории Карпунин В.Б. не относится. Ссылаясь на ст. 24 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 №875 «Об утверждении Положения об организации общественных работ» полагает, что деятельность Карпунина В.Б. не относится и к общественным работам.

В возражениях на апелляционную жалобу Карпунин В.Б. считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 11.01.2022 решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.05.2022 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 11.01.2022 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на общем собрании Ульяновской областной общественной организации Союза архитекторов России 19 марта 2020 года Карпунин В.Б. был избран на должность п*** указанной организации (л.д.57-58).

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 30 июня 2021 года – Ульяновская областная общественная организация общероссийской творческой  профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России» является юридическим лицом, адрес юридического лица – г.Ульяновск, ул. К.Маркса, 15, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица является Карпунин В.Б. – п*** данной организации (л.д.81-90).

9 марта 2021 года Карпунин В.Б. обратился с заявлением о содействии в поиске работы на портале «Работа в России» в филиал ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области» в Ленинском районе г. Ульяновска о признании его безработным и назначении пособия по безработице.

Агентством по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов Ульяновской области ОГКУ КЦ Ульяновской области филиала ОГКУ КЦ Ульяновской области в Ленинском районе г.Ульяновска уведомлением №*** от 19 марта 2021 года Карпунин В.Б. был извещен об отказе в признании его безработным с 19 марта 2021 года в связи с тем, что является р*** организации (л.д.9).

Полагая права Карпунина В.Б. нарушенными, прокурор в его интересах обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец являясь председателем Ульяновской областной общественной организации общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России», не получает заработную плату, трудовой договор с ним не заключался, занимает указанную должность на общественных началах, безвозмездно, следовательно соответствует критериям, предъявляемым к лицам, которые могут быть признаны безработными.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на верном установлении обстоятельств дела и правильном применении норм материального права.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного.

Согласно пункту 1 статьи 31 Закона о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным (пункт 2 указанной статьи).

В силу пункта 1 статьи 3 Закона о занятости безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней.

Безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона (пункт 3 статьи 3 Закона о занятости).

В статье 2 Закона о занятости перечислены категории граждан, которые считаются занятыми. К таким гражданам относятся в том числе граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 настоящего Закона) и осуществления полномочий членов избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса не на постоянной (штатной) основе; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию; занятые на подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско - правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации; граждане, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.

Из вышеприведённых положений следует, что гражданин подлежит признанию безработным, если он зарегистрирован в целях поиска подходящей работы, не имеющий работы и заработка, не отнесённый к категориям лиц, перечисленных в статье 2 Закона.

Согласно Устава общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России», утвержденному III Съездом Союза архитекторов РФ 27 марта 1992 с последующими изменениями, председатель регионального местного отделения Союза является единоличным исполнительным органом регионального\местного отделения, а в случае регистрации регионального\местного отделения в качестве юридического лица - единоличным исполнительным органом юридического лица. Избирается общим собранием (конференцией) из числа членов союза, состоящих на учёте в региональном\местном отделении на срок четыре года. Подписывает распорядительные документы, имеет право первой подписи на финансовых документах, заключает сделки, выдает доверенности, совершает иные юридические действия, открывает расчетные и иные счета отделения в банковских учреждениях; в региональных\местных отделениях, являющихся юридическими лицами, осуществляет прием на работу и увольнение работников штатного аппарата, определяет размер и порядок оплаты их труда, утверждает штатное расписание и должностные инструкции работников штатного аппарата; отчитывается перед общим собранием (конференцией) о деятельности регионального\местного отделения; осуществляет иные функции, не входящие в компетенцию других органов управления регионального\местного отделения (раздел 7.4) (л.д.22-36).

Понятие и правовое положение некоммерческих организаций определены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).

В силу положений ст. 2 Закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 29 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что высшим органом управления для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза) является общее собрание членов.

Согласно пункту 1 статьи 30 Закона № 7-ФЗ исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчётен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Таким образом правовое положение председателя правления, председателя некоммерческой организации определяется нормами законодательства, регулирующего деятельность соответствующей некоммерческой организации, а также уставом этой организации, подлежащими применению при разрешении настоящего спора.

Из материалов дела следует, что Карпунин В.Б. является п*** Ульяновской областной общественной организации общероссийской творческой профессиональной общественной организации «Союз архитекторов России», при этом сведений о том, что истец как с истцом как п*** указанной некоммерческой организации заключен трудовой договор, что истец получает заработную плату, в материалах дела не содержится.

Судом установлено, что Карпунин В.Б. занимает указанную должность на общественных началах, безвозмездно, следовательно, соответствует критериям, предъявляемым к лицам, которые могут быть признаны безработными.

Доводы апелляционной жалобы о том, что некоммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, является в отношении гражданина работодателем и гражданин, соответственно,относится к занятым гражданам отклоняются судебной коллегией, поскольку они основаны на неправильном применении вышеприведенных норм материального права.

Судебная коллегия отмечает, что какие-либо доказательства, подтверждающие наличие у истца, как члена некоммерческой организации, избранного на должность руководителя, права на заключение трудового договора и получение вознаграждения за труд с учётом норм законодательства и учредительных документов некоммерческой организации, что являлось бы основанием для отнесения или не отнесения его к числу лиц, поименованных в статье 2 Закона о занятости, в материалах дела отсутствуют.

Между тем, осуществление деятельности без возможности получения вознаграждения за неё, не свидетельствует о том, что лицо, занимающееся данной деятельностью, относится к категориям лиц, поименованных в указанной норме, и не может быть признано безработным.

Доводы апелляционной жалобы в данной части аналогичны позиции ответчика в суде первой инстанции, были исследованы судом и им дана надлежащая правовая оценка, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения «Кадровый центр Ульяновской области» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.07.2022