УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2022-000639-86
Судья Алексеева Е.В.
Дело № 33-2567/2022
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
19 июля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,
при секретаре Абросимовой
А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-834/2022
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного
фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 15 марта 2022 года, по которому
постановлено:
исковые требования Цветовой Татьяны Владимировны к
Государственному учреждению - Отделению
Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о
включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение
досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить
досрочную страховую пенсию по
старости - удовлетворить.
Возложить на
Государственное учреждение -
Отделение Пенсионного фонда Российской
Федерации по Ульяновской области обязанность включить Цветовой Татьяне Владимировне в специальный стаж,
дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период
её работы с 26.09.2005 по
30.09.2012 в должности педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №91
«Снегурочка» и назначить Цветовой Татьяне Владимировне досрочно страховую
пенсию по старости с 21.10.2021.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя
Цветовой Т.В. – Савельевой Н.М., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Цветова Т.В.
обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного
фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ по
Ульяновской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в
специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В
обоснование иска указала, что 07.10.2021 она обратилась к ответчику с
заявлением о досрочном назначении ей
страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности. Решением ответчика от
20.10.2021 в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием
требуемой продолжительности специального стажа. В специальный стаж ей не
засчитан период работы в должности педагога-психолога в МБОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» с 26.09.2005 по 30.09.2012, с чем она не
согласна. Просила обязать ответчика включить период её работы с 26.09.2005 по
30.09.2012 в должности педагога-психолога в МБОУ «Детский сад компенсирующего
вида № 91 «Снегурочка» в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной
страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначить ей досрочно
страховую пенсию по старости.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91
«Снегурочка» (далее – Учреждение) и, рассмотрев спор по существу, принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области считает
решение суда незаконным и подлежащим отмене как постановленное с существенным
нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что период
работы истца с 26.09.2005 по 30.09.2012 в должности педагога-психолога в МДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» не может быть включен в специальный
стаж, так как наименования учреждений, работа в которых включается в стаж,
прямо определены п. 11 Правил от 29.10.2002 № 781; в специальный стаж работы не
включается работа в должности педагога – психолога в других учреждениях,
предусмотренных Списком, в частности, в детских дошкольных учреждениях (детских
садах). Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Цветовой Т.В.
спорный период отражен «общими» условиями, без указания кода, дающего право на
включение периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме
того, просит учесть, что даже при включении в специальный стаж истца спорного
периода, 25 лет у нее будет выработано на 21.03.2020, а с учетом статьи 10
Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, страховая пенсия по старости может
быть назначена с даты обращения, то есть с 05.10.2021.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Цветовой
Т.В. – Савельева Н.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу –
без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей
ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Цветова
Т.В., *** года рождения, 05.10.2021 обратилась в ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской
области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.
19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).
Решением ответчика от 20.10.2021 Цветовой Т.В. отказано
в назначении досрочной страховой пенсии
по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в
связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.
Как следует из решения пенсионного органа, последний
определил по состоянию на дату обращения (05.10.2021) продолжительность
специального стажа истца – 18 лет 9 месяцев 5 дней; указал, что требуемая
величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется (л.д. 11-16).
В специальный стаж Цветовой Т.В. пенсионным органом не был
засчитан ряд периодов, в том числе с 26.09.2005 по 30.09.2012 – работы в
должности педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91
«Снегурочка» со ссылкой на п. 11 Правил от 29.10.2002 № 781 и выписку из
индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Полагая незаконным отказ во включении в специальный стаж
указанного периода работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по
старости, Цветова Т.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и
оценки представленных доказательств пришел к выводу об удовлетворении иска,
поскольку пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, подлежащего
применению к спорным отношениям, предусмотрены должность педагога-психолога, а пунктом 1.7 раздела «Наименование
учреждений» этого же списка - образовательные учреждения для детей дошкольного
и младшего школьного возраста, в том числе начальная школа (школа) - детский
сад, в том числе компенсирующего вида. Фактически судом была установлена
тождественность учреждения «детский сад компенсирующего вида» детскому саду – «специальное
(коррекционное) учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в
развитии. Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о том, что должностные
обязанности истца как педагога-психолога МДОУ «Детский сад компенсирующего вида
№ 91 «Снегурочка» аналогичны тем, что осуществляют лица указанных профессий в
специальных (коррекционных) детских садах.
Однако данные выводы суда основаны на неправильном
применении к спорным правоотношениям норм материального права, что в силу ч. 1
ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является
основанием для отмены судебного решения.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №
400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного статьей 8
данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального
пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
с применением положений части 1.1 данной статьи.
Частью 1.1. ст. 30 Федерального закона №
400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее
получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19
- 21 части 1
данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7
к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам,
имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в
соответствии с пунктом 21
части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста,
указанного в приложении 6
к данному Федеральному закону.
Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по
старости в соответствии с частью 1 данной статьи,
правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.
30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности),
дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня
вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением
правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при
назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст.
30).
Подпунктом
«м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665
установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях
досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30
Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, применяются:
Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с
подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»;
Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и
Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с
применением положений абзаца
третьего пункта 3 указанного постановления - для учета
соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001
включительно;
Список
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая
деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на
пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных
пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников
образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2
указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей
место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999
включительно;
Перечень
учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за
выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 №
1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и
сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности,
имевшей место до 01.01.1992.
В
Списке
от 29.10.2002 № 781 работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений,
с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в
соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в
ранее действовавшем Списке
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской
Федерации от 22.09.1999 № 1067, имеются наименование должности
«педагог-психолог» и в пункте 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка указаны образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
начальная школа (школа) -детский сад, в том числе компенсирующего вида.
Вместе
с тем, в пункте 11 Правил исчисления
периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости в соответствии со статьей 27
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 29.10.2002
указано, что работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы
в образовательных учреждениях, указанных в пунктах 1.3,
1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка. Пункт 1.7
раздела «Наименование учреждений» в данном перечне не указан
В
пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации
от 22.09.1999 № 1067 работа в качестве педагога - психолога засчитывалась в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической
деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях
социального обслуживания.
Следовательно, работа в должности педагога-психолога в образовательном учреждении - детский сад компенсирующего
вида не включается в стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 19
ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Выводы
суда со ссылкой на должностные обязанности истца о том, что фактически
выполнявшаяся Цветовой Т.В. в спорный период работа соответствовала должностным
обязанностям педагога-психолога в специальном (коррекционном) образовательном
учреждении, нельзя признать состоятельной, поскольку действующее
законодательство не предусматривает возможности установления соответствия
выполняемой работы в одном учреждении работам по данной должности в другом
учреждении, нежели в том, в котором работает гражданин. В судебном порядке
может быть установлено лишь тождество должности или учреждения, имеющих
неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем,
наименованию учреждения и должности, содержащихся в списках, работа в которых
дает право на льготное назначение пенсии.
Таким
образом, вопрос о тождественности должностных обязанностей, выполняемых
Цветовой Т.В. в детском саду компенсирующего
вида функциям, условиям и характеру деятельности педагога-психолога в
специальном (корректирующем) образовательном учреждении, которое дает право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете
этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае
неправильного наименования должности или учреждения, которые не содержатся в
нормативно-правовых актах.
Статьей
12 действовавшего в спорный период трудовой деятельности истца Закона
Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» был определен
перечень типов образовательных учреждений. В данном перечне есть как дошкольные образовательные учреждения, к
которым относится - детский сад компенсирующего вида, так и специальные
(коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого вида
учреждений приняты соответствующие типовые положения.
В
соответствии с пунктом 5
действовавшего в спорный период постановления Правительства Российской
Федерации от 01.07.1995 № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении» дошкольные образовательные учреждения в
соответствии с их направленностью делятся, в том числе, и на следующие виды:
детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением
квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии
воспитанников.
Согласно
пункту 1
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 №
288, для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются
следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения - специальная
(коррекционная) начальная школа - детский сад. Данное Типовое положение распространяется
также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными
дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в
образовательном учреждении.
Специальные
(коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих
и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.
Из имеющихся в материалах дела документов о работе истца в
спорный период в учреждении нельзя сделать вывод о том, что она была занята с
детьми, для которых создаются, как указано выше, специальные (коррекционные)
образовательные учреждения.
Согласно Уставу Учреждения, утвержденному 23.12.1994,
Учреждение являлось дошкольным образовательным учреждением: ясли-сад № 91
«Снегурочка», осуществляло деятельность в соответствии с Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации (л.д. 37-50).
В Уставе Учреждения от 26.12.2006 указано, что МДОУ детский
сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» работает по программам воспитания и
обучения детей дошкольного возраста; в своей деятельности руководствуется в том
числе Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном
учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (л.д.
51-60).
В Уставе Учреждения от 10.10.2011 указано, что Учреждение
является социально-ориентированной некоммерческой организацией, не имеющей
извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не
распределяющей полученную прибыли между участниками; создает условия для
реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение
общедоступного и бесплатного школьного образования; действует в помощь семье
для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и
психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой
коррекции нарушений развития этих детей; руководствуется Типовым положением о
дошкольном образовательном учреждении (л.д. 61-70).
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и
приведенных выше норм закона, включение периода работы Цветовой Т.В. в
должности педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91
«Снегурочка» в специальный стаж и назначение ей досрочной страховой пенсии по
старости нельзя признать правомерным.
С учетом изложенного решение суда не может быть признано
законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое
решение, которым в удовлетворении исковых требований Цветовой Т.В. к
Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации
по Ульяновской области о включении в специальный стаж, дающий право на
назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 26.09.2005
по 30.09.2012 в должности
педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №91
«Снегурочка», возложении обязанности
назначить досрочную страховую пенсию по старости отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2022 года отменить.
Принять
по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Цветовой Татьяны
Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда
Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж,
дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода
работы с 26.09.2005 года по 30.09.2012 в должности педагога-психолога в МДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 91 «Снегурочка», возложении обязанности назначить
досрочную страховую пенсию по
старости отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 22.07.2022.