Судебный акт
О включении периодов работы в специальный стаж
Документ от 19.07.2022, опубликован на сайте 05.08.2022 под номером 100961, 2-я гражданская, о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2022-000639-86

Судья Алексеева Е.В.                                                                          Дело №  33-2567/2022

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        19 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Герасимовой Е.Н., Карабанова А.С.,

при секретаре  Абросимовой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-834/2022 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2022 года, по которому постановлено:

 

исковые требования Цветовой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению - Отделению  Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности  назначить  досрочную   страховую пенсию по старости - удовлетворить.

Возложить на  Государственное  учреждение - Отделение  Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить Цветовой  Татьяне Владимировне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости период её  работы с 26.09.2005 по 30.09.2012  в должности  педагога-психолога  в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №91 «Снегурочка» и назначить Цветовой Татьяне Владимировне досрочно страховую пенсию по старости с 21.10.2021.   

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя Цветовой Т.В. – Савельевой Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Цветова Т.В.  обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ГУ-УПФ РФ по Ульяновской области, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 07.10.2021 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном  назначении ей страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ответчика от  20.10.2021 в назначении пенсии ей отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа. В специальный стаж ей не засчитан период работы в должности педагога-психолога в МБОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» с 26.09.2005 по 30.09.2012, с чем она не согласна. Просила обязать ответчика включить период её работы с 26.09.2005 по 30.09.2012 в должности педагога-психолога в МБОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка»  в  специальный стаж,  дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», назначить ей  досрочно  страховую пенсию по старости.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 «Снегурочка» (далее – Учреждение) и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене как постановленное с существенным нарушением норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что период работы истца с 26.09.2005 по 30.09.2012 в должности  педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» не может быть включен в специальный стаж, так как наименования учреждений, работа в которых включается в стаж, прямо определены п. 11 Правил от 29.10.2002 № 781; в специальный стаж работы не включается работа в должности педагога – психолога в других учреждениях, предусмотренных Списком, в частности, в детских дошкольных учреждениях (детских садах). Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Цветовой Т.В. спорный период отражен «общими» условиями, без указания кода, дающего право на включение периода в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, просит учесть, что даже при включении в специальный стаж истца спорного периода, 25 лет у нее будет выработано на 21.03.2020, а с учетом статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, страховая пенсия по старости может быть назначена с даты обращения, то есть с 05.10.2021.  

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Цветовой Т.В. – Савельева Н.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Цветова Т.В., *** года рождения, 05.10.2021 обратилась в ГУ-ОПФ РФ по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ответчика от 20.10.2021 Цветовой Т.В. отказано в  назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от  28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа.

Как следует из решения пенсионного органа, последний определил по состоянию на дату обращения (05.10.2021) продолжительность специального стажа истца – 18 лет 9 месяцев 5 дней; указал, что требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента имеется (л.д. 11-16).

В специальный стаж Цветовой Т.В. пенсионным органом не был засчитан ряд периодов, в том числе с 26.09.2005 по 30.09.2012 – работы в должности педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» со ссылкой на п. 11 Правил от 29.10.2002 № 781 и выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Полагая незаконным отказ во включении в специальный стаж указанного периода работы, а также в назначении досрочной страховой пенсии по старости, Цветова Т.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки представленных доказательств пришел к выводу об удовлетворении иска, поскольку пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка № 781, подлежащего применению к спорным отношениям, предусмотрены должность педагога-психолога,   а пунктом 1.7 раздела «Наименование учреждений» этого же списка - образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе начальная школа (школа) - детский сад, в том числе компенсирующего вида. Фактически судом была установлена тождественность учреждения «детский сад компенсирующего вида» детскому саду – «специальное (коррекционное) учреждение для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии. Удовлетворяя иск, суд пришел к выводу о том, что должностные обязанности истца как педагога-психолога МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» аналогичны тем, что осуществляют лица указанных профессий в специальных (коррекционных) детских садах.

Однако данные выводы суда основаны на неправильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, что в силу ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены судебного решения.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 данной статьи.

Частью 1.1. ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 данной статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 данной статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к данному Федеральному закону.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30).

Подпунктом «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999  включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

В Списке от 29.10.2002 № 781 работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также в ранее действовавшем Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, имеются наименование должности «педагог-психолог» и в пункте 1.7 раздела «Наименование учреждений» Списка  указаны образовательные  учреждения для детей  дошкольного и младшего школьного возраста: начальная школа (школа) -детский сад, в том числе компенсирующего вида.

Вместе с тем, в пункте 11  Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 29.10.2002 указано, что работа в должности педагога-психолога засчитывается в стаж работы в образовательных учреждениях, указанных в пунктах 1.3, 1.5, 1.6, 1.11, 1.13 раздела «Наименование учреждений» Списка. Пункт 1.7 раздела «Наименование учреждений» в данном перечне не указан

В пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 работа в качестве педагога - психолога засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, только в учреждениях социального обслуживания.

Следовательно, работа в должности педагога-психолога в образовательном учреждении - детский сад компенсирующего вида не включается в стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Выводы суда со ссылкой на должностные обязанности истца о том, что фактически выполнявшаяся Цветовой Т.В. в спорный период работа соответствовала должностным обязанностям педагога-психолога в специальном (коррекционном) образовательном учреждении, нельзя признать состоятельной, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы в одном учреждении работам по данной должности в другом учреждении, нежели в том, в котором работает гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности или учреждения, имеющих неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию учреждения и должности, содержащихся в списках, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

Таким образом, вопрос о тождественности должностных обязанностей, выполняемых Цветовой Т.В.  в детском саду компенсирующего вида функциям, условиям и характеру деятельности педагога-психолога в специальном (корректирующем) образовательном учреждении, которое дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, мог бы быть решен судом в случае неправильного наименования должности или учреждения, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

Статьей 12 действовавшего в спорный период трудовой деятельности истца Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» был определен перечень типов образовательных учреждений. В данном перечне есть  как дошкольные образовательные учреждения, к которым относится - детский сад компенсирующего вида, так и специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого вида учреждений приняты соответствующие типовые положения.

В соответствии с пунктом 5 действовавшего в спорный период постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 № 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся, в том числе, и на следующие виды: детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.

Согласно пункту 1 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288, для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии создаются следующие специальные (коррекционные) образовательные учреждения - специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад. Данное Типовое положение распространяется также на специальные классы, группы (в том числе для детей со сложными дефектами) и группы продленного дня, создаваемые в установленном порядке в образовательном учреждении.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.

Из имеющихся в материалах дела документов о работе истца в спорный период в учреждении нельзя сделать вывод о том, что она была занята с детьми, для которых создаются, как указано выше, специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

Согласно Уставу Учреждения, утвержденному 23.12.1994, Учреждение являлось дошкольным образовательным учреждением: ясли-сад № 91 «Снегурочка», осуществляло деятельность в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации (л.д. 37-50).

В Уставе Учреждения от 26.12.2006 указано, что МДОУ детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» работает по программам воспитания и обучения детей дошкольного возраста; в своей деятельности руководствуется в том числе Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (л.д. 51-60).

В Уставе Учреждения от 10.10.2011 указано, что Учреждение является социально-ориентированной некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющей полученную прибыли между участниками; создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного школьного образования; действует в помощь семье для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей; руководствуется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (л.д. 61-70).

С учетом установленных по делу фактических обстоятельств и приведенных выше норм закона, включение периода работы Цветовой Т.В. в должности педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка» в специальный стаж и назначение ей досрочной страховой пенсии по старости нельзя признать правомерным.

С учетом изложенного решение суда не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, по делу надлежит принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Цветовой Т.В. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 26.09.2005 по 30.09.2012 в должности  педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №91 «Снегурочка», возложении обязанности  назначить  досрочную   страховую пенсию по старости отказать.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 марта 2022 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Цветовой Татьяны Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 26.09.2005 года по 30.09.2012 в должности  педагога-психолога в МДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 91 «Снегурочка», возложении обязанности  назначить  досрочную   страховую пенсию по старости отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  22.07.2022.