Судебный акт
Об обязании выписывать рецепты
Документ от 26.07.2022, опубликован на сайте 08.08.2022 под номером 101008, 2-я гражданская, обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить лекарственными средствами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

    

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0014-02-2022-000181-42

Судья Довженко Т.В.                                                                     Дело №33-2878/2022

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                        26 июля 2022 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,

судей Васильевой Е.В., Лифановой З.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 15 апреля 2022 года по делу №2-2-89/2022, по которому постановлено:

исковые требования и.о. прокурора Павловского района Ульяновской области в интересах малолетнего *** удовлетворить.

Обязать ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» выписывать *** рецепты на лекарственные препараты: мальтофер (по 5 капель 2 раза в сутки - длительно, под контролем OAK), кеппра (1,5 мл (150 мл) утром длительно), препараты железа по 1 месяцу 3-4 раза в год, элькар 30% (5 капель/2 раза в день утро и обед до еды), питание зондовое, зонд №10 (смена каждые 3-4 дня) в соответствии с медицинскими показаниями, то есть 122 штуки на год, выписывать рецепты на все необходимые лекарственные препараты в соответствии с выписными эпикризами государственных областных учреждений.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области бесплатно обеспечивать *** лекарственными препаратами мальтофер (по 5 капель 2 раза в сутки - длительно, под контролем OAK), кеппра (1,5 мл (150 мл) утром длительно), препараты железа по 1 месяцу 3-4 раза в год, элькар 30% (5 капель/2 раза в день утро и обед до еды), питание зондовое, зонд №10 (смена каждые 3-4 дня) в соответствии с медицинскими показаниями, то есть 122 штуки на год, на основании рецептов ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина».

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения старшего прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры Ульяновкой области Федечко Ф.И., не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Павловского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах ***, *** года рождения, к ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина», Министерству здравоохранения Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами.

В обоснование требований указал, что *** состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина», в том числе, с диагнозами: ***

В соответствии с п.3 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лица, страдающие заболеваниями «эпилепсия», «детский церебральный паралич», подлежат бесплатному обеспечению всеми лекарственными средствами для лечения данных заболеваний.

В ходе прокурорской проверки установлено, что лечащим врачом ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» на ***. с 2020 года фактически выписаны рецепты на получение следующих препаратов: фенобарбитал, вальпроевая кислота и пирацетам, а на препараты: депакин, кеппра, ингаляция с беродуалом, верошпирон, биопрепараты (бифиформ, баксет), препараты железа, глиатилин, мидокалм, секстафаг, р-р кортексин, и зондовое питание через зонд №10 рецепты не выписывались.

Прокурор просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить *** *** года рождения, лекарственными средствами: мальтофер (по 5 капель 2 раза в сутки - длительно, под контролем OAK), кеппра (1 мл (100мл) 2 раза в день утром, вечером длительно), препараты железа по 1 месяцу 3-4 раза в год, элькар 30% (5 капель/2 раза в день утро и обед до еды), питание зондовое, зонд №10 (смена каждые 3-4 дня) в соответствии с медицинскими показаниями, то есть 122 штуки на год, а также обеспечивать всеми необходимыми лекарственными препаратами в соовтетствии с выписными эпикризами государственных областных учреждений и на оснвоании выписанных рецептов ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина».

Обязать ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» выписывать рецепты на указанные лекарственные средства в соответствии с медицинскими показаниями, а также выписывать рецепты на все необходимые лекарственные препараты в соответствии с выписными эпикризами государственных областных учреждений.

К участию в деле в качестве законного представителя несовершеннолетнего ***. привлечена его мать Кабаева И.В., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «УльяновскФармация».

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы указывает, что решение суда вынесено на основании утративших силу нормативно-правовых актов, в частности, приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан».

Согласно данным региональной медицинской информационной системы ***. обеспечивается препаратами железа гидроксид полимальтозат (обеспечен с торговым названием «Феррум Лек», состав которого аналогичен препарату «мальтофер»), вальпроевая кислота, спиронолактон, фенобарбитал, леветирацетам (у препарата «Кеппра» международное непатентованное наименование «леветирацетам»). Лекарственный препарат «элькар» («леветирацетам») не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов согласно приложению к распоряжению Правительства РФ от 23.11.2020 №3073-р, постановлению Правительства Ульяновской области от 30.12.2021 №735-П. Соответственно его закупка будет являться нецелевым расходованием денежных средств. Зонды №10 не входят в льготный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р.

Рекомендации по приему препарата железа «мальтофер» (по 5 капель 2 раза в сутки – длительно, под контролем ОАК), препаратов железа по одному месяцу 3-4 раза в год дублируют друг друга. По данным региональной медицинской информационной сиcтемы Ульяновской области *** обеспечен препаратом железа (III) гидроксид полимальтозат по выписанному рецепту от 15.04.2022. При этом нуждаемость пациента *** в препарате железа в настоящее время отсутствует.

Ранее Министерством здравоохранения Ульяновской области отмечалось, что у *** не была подтверждена непереносимость к препаратам. Данный пациент не пришел на прием к лечащему врачу, у него не была зафиксирована непереносимость к лекарственному препарату, не была проведена врачебная комиссия, не была направлена заявка в Росздравнадзор, соответственно в настоящий момент не существует достоверных доказательств, которые свидетельствовали бы о необходимости провести закупку препарата по конкретному торговому наименованию.

В заседание суда апелляционной инстанции, кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ч.4 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения в связи со следующим.

Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч.1 ст.41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу статьи 4 указанного Федерального закона охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.2 ст.19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.5 ч.1 ст. 29).

В соответствии с п.9 ст.6.1 ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют дети-инвалиды.

Согласно ч.1 ст.6.2 указанного федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: 1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации №890 от 30.07.1994 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Названным постановлением закреплено право детей-инвалидов в возрасте до 18 лет на получение социальной поддержки от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов вне зависимости от их наименования и стоимости по медицинским показаниям.

В силу п.2.1 Положения о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2018 №25/565-П, в сфере управления здравоохранением Министерство осуществляет, в том числе, следующие полномочия: организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, реализует мероприятия по обеспечению лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями бесплатно и со скидкой лиц, страдающих заболеваниями, и лиц, относящихся к группам населения, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации; осуществляет ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности в пределах своих полномочий в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.2.10 названного Положения Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области, в рамках которых, в том числе, формирует в установленном порядке бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение расходов, предусмотренных Министерству в областном бюджете Ульяновской области; готовит соответствующие предложения по составлению проекта областного бюджета Ульяновской области в части вопросов, отнесенных к компетенции Министерства.

Как установлено судом, ***., *** года рождения, является ребенком-инвалидом, состоит на диспансерном учете в ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» с диагнозами: ***

По результатам проведенного обследования и лечения *** назначен прием лекарственных препаратов: мальтофер (по 5 капель 2 раза в сутки- длительно, под контролем OAK), кеппра (1,5 мл (150 мл) утром длительно), препараты железа по 1 месяцу 3-4 раза в год, элькар 30% (5 капель/2 раза в день утро и обед до еды), питание зондовое через зонд №10 (смена каждые 3-4 дня).

В ходе прокурорской проверки установлено, что рецепты выписывались лечебным учреждением не на все лекарственные препараты и несвоевременно.

Рецепты на указанные лекарственные препараты были выписаны лечащим врачом по месту жительства *** на кеппру - 31.01.2022, 28.03.2022, на элькар -28.03.2022, на зонд №10- 28.03.2022 (10-20 шт.), 07.04.2022 ребенку передано 3 зонда за счет адресной помощи из ОДКБ г.Ульяновска, на мальтофер рецепт не выписывался.

Согласно выписным эпикризам лечебных учреждений *** *** года рождения, нуждается в назначении лекарственных препаратов: мальтофер, кеппра, препараты железа, элькар, питание зондовое (зонд №10) (смена каждые 3-4 дня) в соответствии с медицинскими показаниями, в связи с тяжелым течением заболевания.

Принимая решение по иску прокурора, действующего в интересах ребенка-инвалида *** *** года рождения, суд первой инстанции правомерно руководствовался приведенными выше нормами права и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о возложении на ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина» обязанности выписывать ***. льготные рецепты на лекарственные препараты мальтофер, элькар, кеппру, питательные трубки - зонды №10, а также на все необходимые лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями, и о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности бесплатно обеспечивать *** указанными лекарственными, питательными трубками (зондами), а также всеми необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями на основании рецептов районной больницы.

Решение суда о том, что обеспечение Министерством здравоохранения Ульяновской области несовершеннолетнего *** лекарственными препаратами должно производиться по рецептам медицинского учреждения – ГУЗ «Павловская районная больница имени заслуженного врача России А.И. Марьина», в котором несовершеннолетний ребенок-инвалид состоит на учете, является правильным и основано на действующем правовом регулировании.

Доводы Министерства здравоохранения Ульяновской области о том, что в решении суда имеются ссылки на недействующие нормативные акты, не могут служить основанием к отмене по существу правильного судебного решения.

Ссылки в жалобе на отсутствие оснований для предоставления ряда лекарственных препаратов, которые не включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов согласно приложению к распоряжению Правительства РФ от 23.11.2020 №3073-р, не могут быть признаны состоятельными, поскольку в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» лица, страдающие заболеваниями «эпилепсия», «детский церебральный паралич», подлежат бесплатному обеспечению всеми лекарственными средствами для лечения данных категорий заболеваний.

Доводы в апелляционной жалобе о том, что в настоящее время у   *** отсутствует нуждаемость в препаратах железа, не подтверждена непереносимость ребенком лекарственных препаратов, не опровергают установленные судом обстоятельства и правильность принятого решения, в котором указано о возложении на ответчиков обязанности выписывать ребенку рецепты и обеспечивать его бесплатно лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.

Ссылка в жалобе на отсутствие достоверных доказательств, которые свидетельствовали бы о необходимости провести закупку препарата по конкретному торговому наименованию, не может быть признана состоятельной, поскольку все спорные вопросы о порядке обеспечения ребенка лекарствами на основании принятого по делу решения могут быть разрешены на стадии исполнения решения суда.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно и объективно оценены представленные сторонами доказательства. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила :

 

решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 15 апреля 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 01.08.2022.