Судебный акт
Об оспаривании нормативных правовых актов
Документ от 03.11.2022, опубликован на сайте 22.11.2022 под номером 102874, 1-я гражданская, , ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)

Дело № 3а-243/2022

73OS0000-01-2022-000239-06

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

3 ноября 2022 года                                                                          город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Трошиной П.И.,

с участием прокурора Данилова Е.В.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Богородецкой Наташи Анатольевны о признании недействующими пункта 3991 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункта 3387 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 5307 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10907 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

 

у с т а н о в и л :

 

27 ноября 2018 года Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области издан приказ № 167-ПОД «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» (далее также приказ № 167-ПОД).

27 ноября 2019 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 192-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2020  год» (далее также приказ № 192-ПР).

11 ноября 2020 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области  был издан приказ № 245-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость,  на  2021  год» (далее также приказ № 245-пр).

29 ноября 2011 года Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области издан приказ № 214-пр «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется  как  кадастровая  стоимость»,  на 2022 год» (далее также приказ № 214-пр).

Указанными приказами определены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021 и 2022  годы (далее также перечни) соответственно. Перечни являются  приложениями  к приказам.

Богородецкая Н.А. обратилась в Ульяновский областной суд с административным иском к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании недействующими пункта 3991 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункта 3387 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 5307 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10907 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года,

В обоснование заявленных требований указала на то, что оспариваемыми пунктами  в перечни на 2019 – 2022 годы включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое здание, имеющее наименование «Комплекс складских авторемонтных помещений с офисами и кафе», с кадастровым номером ***, общей площадью 5483,5 кв.м, расположенное  по  адресу: ***.

Включение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером *** в перечни произведено незаконно, поскольку данный объект не отвечает критериям, установленным статьей 378.2 НК РФ. Здание расположено на земельном участке  с кадастровым номером *** с видом разрешенного использования «объекты для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности».  Вид разрешенного использования земельного участка однозначно не предполагает размещения на нем объектов недвижимого имущества, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.  Согласно экспликации технического паспорта по состоянию на 27 марта 2013 года общая площадь помещений, которые возможно характеризовать как предназначенные для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не превышает 20 % от общей площади здания. Фактическое обследование  помещения  административного истца с целью определения вида его фактического использования для  включения в перечни  на 2019-2022 годы не производилось.

Судом к участию в  деле в качестве соответчика привлечено Агентство государственного имущества Ульяновской области.

Административный истец Богородецкая Н.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела судом извещена.

В судебном заседании представитель административного истца    Романычева Л.В. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Шамсутдинова Л.М. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что здание было включено в перечни исходя из его наименования «Комплекс складских авторемонтных помещений с офисами и кафе», которое предусматривает его использование для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Наименование вида разрешенного использования земельного участка, на котором находится спорное здание, однозначно свидетельствует о его соответствии критериям, установленным ст. 378.2 НК РФ. Фактическое обследование здания административного истца не производилось.  Административный истец с заявлением об определении вида фактического использования его объекта недвижимого имущества не обращался. Согласно техническому паспорту в здании с кадастровым номером *** общая площадь помещений, используемых для целей, соответствующих подпунктам 1 и 2 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ, составляет 21,02% от общей площади здания. Согласно справочным информационным ресурсам, имеющимся в общем доступе в сети «Интернет», в здании по адресу: ***, расположены 12 организаций, занимающихся различными видами коммерческой деятельности, в том числе: автосуши, автопицца, автомойка ***, студия детейлинга ***, магазин сантехники ***, автоцентр по продаже запчастей ***, рекламное агентство ***, насосное оборудование ***, букмекерская компания ***, производственно-торговая компания ***, магазин торгового оборудования ***, обои ***.

Представитель Агентства государственного имущества Ульяновской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя административного ответчика.

Заслушав пояснения участников процесса,  заключение прокурора Данилова Е.В. об отказе в удовлетворении требований административного истца, исследовав материалы административного дела, обозрев инвентарное дело на здание по адресу: ***, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Правительство Ульяновской области является постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области; свои полномочия Правительство Ульяновской области реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 24, 27 Устава Ульяновской области).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 19 января 2017 года № 1/20-П утверждено Положение об Агентстве государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области), действовавшее на момент издания оспариваемого приказа № 167-ПОД.

В соответствии с подпунктами 24, 25 пункта 2.6 раздела 2 Положения Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества; перечень в электронной форме направляет в Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области; размещает перечень на официальном сайте Агентства и официальном сайте Губернатора и Правительства Ульяновской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ.

В рамках переданных полномочий приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области  № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Пунктом 3991 приказа № 167-ПОД в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, включен принадлежащий на праве собственности Богородецкой Н.А. объект недвижимого имущества:  нежилое здание с кадастровым номером ***, общей площадью 5483,5 кв.м,   расположенное  по  адресу: ***.

Приказ № 167-ПОД опубликован в газете «Ульяновская правда» № 88 (24.162) от 29 ноября 2018 года и на официальном сайте Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области http://www.dgizo.ru.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 16 ноября 2018г. № 25/557-П (ред. от 21 августа 2019 года)  утверждено Положение о Министерстве строительства и архитектуры Ульяновской области.

В соответствии с п. 1.1 указанного Положения  Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сферах градостроительной деятельности, строительства, промышленности строительных материалов и изделий, земельных отношений, а также региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Согласно подпункту «а» пункта 33 раздела 2.2 Положения Министерство не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества (далее - перечень).

Во исполнение вышеуказанных полномочий Министерством изданы приказы № 192-пр от 27 ноября 2019 года, № 245-пр от 11 ноября 2020 года, 214-пр от 29 ноября 2021 года, которыми утверждены Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, расположенных на территории Ульяновской области, на 2020, 2021 и 2022 годы.

Приказ № 192-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» № 92 (24.264) от 30 ноября 2019 года и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 245-пр опубликован в газете «Ульяновская правда» от 17 ноября 2020 года № 85 (24.359) и на официальном сайте Министерства https://daig.ulregion.ru.

Приказ № 214-ПР опубликован на официальноv интернет-портале правовой информации  http:/publication.pravo.gov.ru, дата публикации – 29 ноября 2021 года, № публикации 7301202111290005.

Пунктом 3387 приказа № 192-пр, пунктом 5307 приказа №245-пр, пунктом 10907 приказа № 214-пр в перечни на 2020, 2021, 2022 годы включено принадлежащее истцу на праве собственности нежилое здание  с кадастровым номером ***.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом нормативные правовые акты были приняты уполномоченными органами – Агентством государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (в настоящее время Агентство государственного имущества Ульяновской области) и Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области, с соблюдением установленного порядка, в пределах их компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой эти органы вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

В настоящее время полномочия по определению Перечня объектов недвижимости, указанных в подпунктах 1 и 2 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также определение вида фактического использования зданий (сооружений, строений) и помещений в соответствии с требованиями, предусмотренным п. 9 ст. 378.2 НК РФ осуществляет Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области (п. 33-34 Положения о Министерстве имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, утверждено Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 января 2022 года № 1/51-П).

Определяя правомерность включения принадлежащего истцу на праве собственности помещения в  перечни, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Как указано в статье 400 НК РФ, налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования недвижимое имущество, в том числе,  здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно п.п.1 п. 1 ст. 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

В соответствии с п. 3 указанной статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В соответствии с п. 4 указанной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно п. 4.1 ст. 378.2 НК РФ отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5).

Законом Ульяновской области от 2 сентября 2015 года № 99-ЗО «О налоге на имущество организаций на территории Ульяновской области» установлен и введен в действие на территории Ульяновской области налог на имущество организаций, в том числе определены особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, налоговая ставка налога в пределах, установленных главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки уплаты налога, а также предусмотрены налоговые льготы по налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Редакция п. 1 ст. 1.1 указанного закона на момент принятия приказов № 167-ПОД, 192-ПР, 245-пр предусматривала, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них при условии, что площадь указанных центров и помещений в них составляет 150 и более квадратных метров.

На момент издания приказа № 214-пр пункт 1 статьи 1.1 указанного закона предусматривал, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (в ред. Закона Ульяновской области от 26 ноября 2021 № 135-ЗО).

Согласно статье 1 Закона Ульяновской области от 22 сентября 2017 года           № 112-ЗО «О единой дате начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» единой датой начала применения на территории Ульяновской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2018 года.

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 27 марта 2018 г. № 136-П утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организация определяется как их кадастровая стоимость.

Согласно пункту 1.3 указанного Порядка определение Уполномоченным органом вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), документах исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, органов местного самоуправления муниципальных образования Ульяновской области  и собственников объектов недвижимости, сведений об объектах недвижимости, размещенных в форме открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сведений из иных источников информации.

По результатам сбора и анализа указанных сведений Уполномоченный орган принимает решение об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, являющееся основанием для подготовки Перечня.

В случае недостаточности указанных в пункте 1.3 настоящего раздела сведений для определения вида фактического использования здания (строений, сооружений) и помещений Уполномоченный орган организует их обследование (п. 1.4).

При проведении обследования осуществляется визуальный осмотр объектов недвижимого имущества по месту их нахождения (п. 1.5).

В ходе судебного разбирательства установлено, что Богородецкая Н.А. является собственником объекта недвижимого имущества: нежилого здания   с кадастровым номером ***, общей площадью 5483,5 кв.м.,  расположенных  по  адресу: ***.

Назначение объекта – нежилое здание, его наименование – «комплекс складских, авторемонтных помещений с офисами и кафе».

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 6672 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – объекты для осуществления средней и малой производственной и предпринимательской деятельности.

Как пояснил в ходе рассмотрения дела представитель Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, нежилое здание с кадастровым номером *** было включено  в перечни исходя из поступивших из Управления Росреестра по Ульяновской области сведений о наименовании объекта – «комплекс складских, авторемонтных помещений с офисами и кафе».

Однако данное наименование объекта недвижимого имущества не может являться основанием для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку оно не указывают на использование здания только в целях делового, административного или коммерческого назначения и для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером ***, однозначно не предполагает размещение на нем  административно-делового  центра либо торгового центра.

Таким образом, принадлежащее административному истцу на праве собственности здание могло быть включено в перечни  при условии, что назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Фактическое обследование  нежилых помещений административного истца уполномоченным органом государственной власти Ульяновской области до утверждения оспариваемых в части  перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019-2022 годы не проводилось.

Согласно представленному административным истцом техническому паспорту  на комплекс складских, авторемонтных помещений с офисами и кафе, площадью  5483,51 кв.м, расположенный по адресу: ***, составленному УОГУП БТИ по состоянию на 27 марта 2013 года (том 1 л.д. 47-61), он содержит распределение площади нежилых помещений по  классификации: торговая (10,38 кв.м.), автостанция (639,85 кв.м), складская (1753,10 кв.м.), учрежденческая (932,57 кв.м), кафе (405,66 кв.м), культурно-бытовая (577,20 кв.м), служебная (1164,75 кв.м), по назначению помещения имеют следующие наименования: «лестничная клетка», «комната отдыха», «тамбур», «кабинет», «туалет», «умывальная», «подсобная», «лестничная клетка», «коридор», «котельная», «склад», «раздевалка», «инвентарная», «игровой зал», «санузел», «кладовая», «душевая», «гардероб», «моечная», «кухня», «кафе», «игровая комната», «вестибюль», «участок шиномонтажа», «сушилка», «компрессорная», «эл.щитовая», «автомойка», «служебная», «элеваторный узел», «мет.площадка», «торговая», «бильярдный зал», «вентиляционная», «приемная».

Суд к площади, предназначенной для размещения торгового объекта и  объектов общественного питания, относит с учетом назначения следующие помещения, перечисленные в экспликациях указанного плана недвижимого имущества:  1 этаж литеры А – «моечная» (21,94 кв.м), «кухня» (46,42 кв.м), «кафе» (99,24 кв.м), 1 этаж литеры А1 – «торговая» (10,38 кв.м), «кафе» (210,20 кв.м), 2 этаж литеры А – «кафе» (96,22 кв.м).

Таким образом, площадь помещений, предназначенная для размещения торгового объекта  и объектов общественного питания, составляет 484,40 кв.м.

Межгосударственный стандарт "ГОСТ 31985-2013. Услуги общественного питания. Термины и определения", введенный в действие приказом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июня 2013 года N 191-ст, в пункте 3 определяет понятие предприятия общественного питания (предприятие питания) как объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.

При этом зал предприятия общественного питания (зал обслуживания)- специально оборудованное помещение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации и организации потребления продукции общественного питания и покупных товаров с организацией досуга или без него. В площадь зала предприятия общественного питания не включают площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон и т.п., недоступных для потребителей (пункт 16).

Услуга общественного питания (индустрии питания) представляет собой результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (пункт 41).

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации» торговый объект определяет как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2).

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 2 упомянутого выше федерального закона торговая деятельность – вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров; розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Из анализа приведенных федеральных норм в их системном единстве следует, что площади торгового объекта и предприятия общественного питания составляют не только площади торговых залов и залов обслуживания посетителей, но и складов, производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что помещения принадлежащего административному истцу здания с кадастровым номером ***, имеющие наименования «торговая», «кафе», «моечная», «кухня», общей площадью 484,40 кв.м., предназначены для размещения торгового объекта и  объектов общественного питания.

Суд к площади, предназначенной для размещения объектов бытового, обслуживания относит с учетом назначения следующие помещения, перечисленные в экспликациях указанного плана недвижимого имущества:  1 этаж литеры А - «участок шиномонтажа» (28,18 кв.м), 1 этаж литеры А1 - «автомойка» (587,43 кв.м).

При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

Исходя из системного толкования положений параграфа 2 главы 37, главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года N 1025, правоотношения в сфере бытового обслуживания направлены на выполнение лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, работы и (или) оказание услуг, предназначенных для удовлетворения бытовых потребностей и иных нужд гражданина, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Потребителем в соответствии с абзацем третьим преамбулы Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Объектом бытового обслуживания для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом приведенных федеральных норм является такой объект недвижимости, который используется для выполнения работ и (или) оказания услуг, предназначенных для удовлетворения личных потребностей гражданина.

В целях применения Налогового кодекса РФ Правительство Российской Федерации своим распоряжением № 2496-р от 24 ноября 2016 года определило коды видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно Приложению № 1, коды услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам, по перечню согласно приложению № 2.

В приложениях № 1 и № 2 к распоряжению Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р, которые поименованы «Перечень кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам»  и "Перечень кодов услуг в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам" указаны коды 45.20.3 и 45.20.21.233. В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (кпес 2008), который утвержден приказом Росстандарта от 31 января 2014 года N 14-ст, под кодом вида деятельности 45.20.3, относящегося  к бытовым услугам, указана мойка автотранспортным средств, под кодом 45.20.21.223 в качестве бытовой услуги по ремонту автотранспортных средств указаны - услуги шиномонтажные.

Таким образом, приведенными нормативными правовыми актами, определено, что к бытовым услугам могут быть отнесены услуги автомойки и шиномонтажа, которые оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан.

Из исследованных в судебном заседании доказательств, а именно: фотоизображения фасада здания с указанием наличия в здании автомойки и шиномонтажа, скриншотов страниц *** в российской социальной сети «Вконтакте» с рекламой оказываемых ранее и в настоящее время услуг по мойке автотранспортных средств и шиномонтажу, следует, что услуги на автомойке и шиномонтаже, расположенных  в здании с кадастровым номером ***, предлагались и оказывались населению, что является основанием к отнесению автомойки и шиномонтажа к объектам бытового обслуживания.

Пояснения представителя административного истца о том, что  населению оказываются услуги по мойке автотранспортных средств только на 4 постах самообслуживания, судебная коллегия не может признать достоверными, поскольку реклама, содержащаяся на странице *** в социальной сети «Вконтакте», опровергает данные пояснения: она не содержит указанное ограничение, более того, реклама предлагает неограниченному кругу лиц  услуги автомойки и мойки самообслуживания.

Представленные суду копии договоров на предоставление услуг по мойке автомобилей, заключенных с юридическими лицами, не являются доказательством того, что услуги на автомойке не могли оказываться и не оказывались населению (том 1 л.д.189-239).

Копия договора № 32 аренды нежилого помещения от 2 января 2018 года, заключенного ИП Богородецкой Н.А. и ***., по которому последнему передано во временное владение и пользование помещение автомойки, не содержит указания на возможность использования арендованного имущества только в целях оказания услуг по мойке транспортных средств юридическим лицам.

Доводы представителя административного истца о том, что шиномонтажа в здании административного истца не имеется с 2012 года являются несостоятельными, поскольку опровергаются исследованными  в суде доказательствами: сведениями технического паспорта  на комплекс складских, авторемонтных помещений с офисами и кафе, расположенный по адресу: Ульяновская область, ***, составленного УОГУП БТИ по состоянию на 27 марта 2013 года, в котором указано наличие шиномонтажа, представленными стороной административного истца  копией договора № 10 на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа от 1 ноября 2016 года (том 1 л.д. 210-212),  копией договора № 11 от 1 июля 2017 года на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа (том 1 л.д.213-214), копией договора №3 от 19 февраля 2018 года   на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа (том 1 л.д.215-216), копией договора № 26 от 1 сентября 2018 года на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа (том 1 л.д. 217-219), копией договора № 1 от 8 февраля 2019 года на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа (том 1 л.д. 220-221), копией договора № 5 от 20 февраля 2019 года на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа (том 1 л.д. 222-223), копией договора № 6 от 10 июля 2019 года на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа (том 1 л.д. 224-225), копией договора № 12 от 21 сентября 2019 года на предоставление услуг по мойке автомобилей и шиномонтажа (том 1 л.д. 226-227), фотоизображением фасада здания с указанием наличия в здании шиномонтажа (том 1 л.д. 158), а также аналогичным фотоизображения фасада здания на странице *** в социальной сети «Вконтакте».

Кроме того, изменений в техническую документацию об объекте недвижимости с кадастровым номером *** относительно нежилого помещения с назначением «шиномонтаж» не вносилось.

Таким образом, площадь помещений в здании с кадастровым номером ***, предназначенная для размещения объектов торговли, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания составляет 1100,01 кв.м, что составляет от общей площади здания, равной 5483,5 кв.м, - 20,06%.

Поскольку 20,06% общей площади здания согласно документам технической инвентаризации занимают помещения, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, следовательно, данное здание обладает признаками торгового центра, а входящие в его состав помещения являются объектами налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.

Таким образом, суд считает, что  здание с кадастровым номером *** правомерно включено в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019, 2020, 2021, 2022 годы, поскольку оно в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, которым бы не соответствовали  перечни в оспариваемой части, не имеется.

Поскольку оспариваемые в части нормативные правовые акты соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

В удовлетворении административного искового заявления Богородецкой Наташи Анатольевны о признании недействующими пункта 3991 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области № 167-ПОД от 27 ноября 2018 года, пункта 3387 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 192-пр от 27 ноября 2019 года, пункта 5307 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 245-пр от 11 ноября 2020 года, пункта 10907 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2022 год, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области № 214-пр от 29 ноября 2021 года отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова