Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью
Документ от 27.05.2008, опубликован на сайте 04.06.2008 под номером 10369, 2-я гражданская, о включении периодов работы в спец.стаж для назн.пенсии и досроч.назн.труд.пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-***- 2008 г.                                                 Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

27 мая 2008г.                                                                                                  г.Ульяновск

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей     Лисовой Л.С. и Шлейкиной О.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2008 года, по которому суд постановил:

Исковые требования Д*** Г*** С*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска назначить Д*** Г*** С*** с 28 августа 2007 года трудовую пенсию, включив в стаж работы в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды: с 24.03.1981г. по 30.11.1981г.;  с 01.12.1981г. по 31.08.2003г.;  с 01.09.2003г. по 31.12.2003г.

В удовлетворении исковых требований к Медико-санитарной части Управления внутренних дел по Ульяновской области отказать.

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Д*** Г.С. обратилась в суд с иском о включении в специальный стаж работы в связи с лечебной деятельностью периодов работы с 24.03.1981г. по 30.11.1981г.; с 01.12.1981г. по 31.08.2003г.; с 01.09.2003г. по 31.12.2003г.  Просила обязать ответчика назначить ей трудовую пенсию с момента подачи заявления – 28 августа 2007 года.

Требования мотивированы тем, что 28.08.2007 года она обратилась в Управление пенсионного фонда за назначением ей трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную деятельность в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения на  протяжении 30 лет.

Решением от 27.11.2007 года ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа медицинской работы.

Не были засчитаны следующие периоды ее работы: с 24.03.1981 года по 30.11.1981 года, поскольку в трудовой книжке ее должность была указана как «помощник эпидемиолога», а следовало указать  «помощник врача-эпидемиолога». Кроме того, учреждение – Санэпидстанция медотдела УВД не предусмотрено  Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.  С 01.12.1981 года по 31.08.2003 года работа процедурной медсестрой в стационаре Больницы медотдела УВД, поскольку такая должность и такое учреждение не предусмотрены Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж медицинской работы. С 01.09.2003 года по 31.12.2003 года, поскольку льготный характер работы не подтвержден сведениями персонифицированного учета. Она не согласна с этим, так как сведения о персонифицированном учете подает учреждение – Госпиталь УВД. Все указанное в иске время она работала в государственном медицинском учреждении и осуществляла лечебную деятельность.

 

Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе  УПФ РФ в Ленинском районе просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального закона. В обоснование жалобы приводятся доводы, которые заявлялись в суде первой инстанции. По мнению кассатора, суд необоснованно засчитал в специальный стаж период работы истицы с 24.03.81 по 30.11.81 в Санэпидстанции медотдела УВД, т.к. учреждение не предусмотрено Списками 2002года, 1999г. и 1991г.

Не подлежал зачету и период с 01.12.81 по 31.08.2003г. в стационаре Больницы медотдела УВД из-за отсутствия указанного учреждения в Списках. Кроме того, в этот период с 18.01.90 по 17.07.91 истица находилась в отпуске по уходе за ребенком  с 1,5 до 3 лет без оплаты, поэтому суд не вправе был засчитывать указанный период.

Период работы с 01.09.2003 по 31.12.2003 в должности медсестры палатной в стационаре госпиталя УВД не засчитан в специальный стаж, т.к. льготный характер работы не подтвержден сведениями персонифицированного учета.

Кроме того, пенсия истице не могла быть назначена ранее даты вступления в силу решения суда, поскольку вины Пенсионного фонда не усматривается. Правовые основания для досрочного назначения трудовой пенсии по старости до момента установления судом факта наличия необходимого стажа на соответствующих видах работ отсутствуют.   

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав Д*** Г.С., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

 

С учетом собранных по делу доказательств, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных требований.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут служить основанием к отмене решения.

Согласно п.11 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии п.3 ст.28 указанного Закона  списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направленности деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Установлено, что истица окончила в 1977 году К*** медицинское училище по специальности «медицинская сестра» и решением Государственной квалификационной комиссии от ***.07.1977г. ей присвоена квалификация «медицинская сестра».

28 августа 2007 года Д*** Г.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения.

27 ноября 2007 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице было отказано в связи с отсутствием у нее необходимого стажа (30 лет) медицинской работы.

Комиссией при определении медицинского стажа истицы не были учтены оспариваемые периоды её работы, в специальный стаж засчитано 7 лет 2 месяца 24 дня.

Как было указано выше, Д*** Г.С. оспаривается решение комиссии в части отказа во включении в льготный стаж периодов ее работы: с  24.03.1981г. по 30.11.1981г. – помощник эпидемиолога  в Санэпидстанции медотдела УВД; с 01.12.1981г. по 31.08.2003г. – медсестра процедурная в стационаре Больницы медотдела УВД; с 01.09.2003г. по 31.12.2003г. – медсестра палатная в стационаре Госпиталя УВД.

Суд обоснованно засчитал период с 24.03.1981г. по 30.11.1981г. в льготный стаж, т.к. истица была принята на должность помощника эпидемиолога Санэпидстанции медотдела УВД, что подтверждается записью в ее трудовой книжке.

Доводы кассатора о том, что указанная должность и наименование организации не предусмотрены Списками, на правильность выводов суда не влияют, поскольку Постановлением Минтруда РФ от 09.07.2003г. № 50 было установлено тождество наименований должностей, где указано, что должность помощника эпидемиолога тождественна должности, предусмотренной Списком, – помощника врача-эпидемиолога, а Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 № 38 установлено, что наименование учреждения «Санитарно-эпидемиологическая станция» тождественно наименованию учреждения, предусмотренного Списком, – «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора».

Суд    установил, что истица, работая помощником эпидемиолога, выполняла предписания врачей-эпидемиологов, занималась прививочным делом, проверкой дезинфекционного режима, обслуживанием очагов инфекционных заболеваний. Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании свидетель С*** В.И.,  работавший в 1981 году *** СЭС медотдела УВД.

Должностными инструкциями среднего медицинского и фармацевтического персонала, в частности  помощника эпидемиолога ЛПУ, предусмотрено, что на должность помощника эпидемиолога ЛПУ назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование и соответствующую подготовку по специальности «эпидемиология».

Таким образом, должность помощника эпидемиолога предполагает занятие лечебной деятельностью.

Суд сделал правильный вывод, что работа в должности «помощник эпидемиолога» засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается  в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в специальный стаж засчитывается работа по должности «медицинская сестра процедурная».

Истица работала в должности медсестры процедурной, т.е. фактически занимаемая истицей должность была указана в сокращенном варианте, что не может свидетельствовать об отсутствии оснований для включения этого периода в специальный стаж.

Необоснованными являются и доводы кассатора о необоснованном включении в специальный стаж истицы периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет в период с 18.01.1990г. по 17.07.1991г., поскольку с 1 декабря 1989г. продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения ребенком возраста трех лет. Указанный период имел место до вступления в силу Закона РФ № 25.09.1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. А до принятия этого Закона ст. 167 КЗоТ РФ предусматривала включение этого периода в специальный стаж работы, поэтому вышеназванный период  подлежит зачету в специальный стаж истицы.

Как отмечается в п.15 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он  подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Доводы кассатора о том, что наименование учреждения, где работала Д*** Г.С. в оспариваемые периоды, отсутствует в Списках, на правильность выводов суда не влияют.

Как было указано выше, истица работала с 24.03.1981г. по 30.11.1981г. в Санэпидстанции медотдела УВД, в период с 01.12.1981г. по 31.08.2003г. – в стационаре Больницы медотдела УВД,  и с 01.09.2003г. по 31.12.2003г.    в стационаре Госпиталя УВД.

Указанные учреждения – Санэпидстанция медотдела УВД, стационар Больницы медотдела УВД, стационар Госпиталя УВД – не поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а также в Списке должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, и в Списках профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа  в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» и соответствующим Списком профессий и должностей, дающих право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений  засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Указанным правом наделены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности.

Медицинское учреждение, в котором работала истица, неоднократно переименовывалось.

Согласно Положению о медицинской службе УВД Ульяновского областного Совета депутатов трудящихся, утвержденному приказом № 360 от 27.12.1974г. начальником УВД Ульяновского Облисполкома, медицинская служба является самостоятельным структурным подразделением аппарата Управления внутренних дел облисполкома. Медицинская служба имеет в своем подчинении лечебно-профилактическое и санитарно-эпидемиологическое учреждение, обслуживающее личный состав органов и учреждений внутренних дел внутренних войск МВД СССР, членов их семей, пенсионеров, и осуществляет руководство деятельностью лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинскую помощь лицам, содержащимся в подразделениях ОИТУ УВД Ульяновского облисполкома по вопросам медицинского обслуживания.

В соответствии с п.14 Положения медицинская служба выполняет следующие функции: организует и руководит охраной здоровья личного состава органов и учреждений внутренних дел, внутренних войск МВД СССР, членов их семей, пенсионеров, а также лиц, содержащихся в подразделениях ОИТУ УВД облисполкома; организует больничную, амбулаторную и специализированную лечебно-профилактическую помощь сотрудникам органов и учреждений внутренних дел, военнослужащим МВД СССР, членам их семей, пенсионерам, а также лицам, отбывающим наказание в исправительно-трудовых учреждениях и содержащимся в лечебно-трудовых профилакториях, следственных изоляторах, приемниках-распределителях.

Среди задач медицинской службы указано на организацию санитарного надзора за проведением санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических мероприятий на объектах, предприятиях, в учреждениях и подразделениях, в том числе войсковых по охране ИТУ, подведомственных УВД облисполкома.

Согласно Положению о медицинском отделе УВД Ульяновской области от 22.12.1998г., утвержденному начальником УВД Ульяновской области, медицинский отдел является структурным подразделением службы тылового обеспечения УВД Ульяновской области, в своей работе медицинский персонал руководствуется также нормативным актами Министерства здравоохранения РФ. Медицинскому отделу непосредственно подчиняются больница с поликлиникой УВД с внебюджетной зубопротезной лабораторией.

В соответствии с Уставом Государственного лечебно-профилактического учреждения «Госпиталь при Управлении внутренних дел Ульяновской области», утвержденном 11.08.2003 года, учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Управления внутренних дел Ульяновской области в лице медотдела службы тыла УВД Ульяновской области. В своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Министерства внутренних дел РФ, Министерства  здравоохранения РФ, инструктивными и методическими актами Медицинского управления МВД РФ, внутренними актами УВД Ульяновской области медицинского отдела УВД и настоящим Уставом.

В состав госпиталя, согласно Уставу, входит стационарное отделение, поликлиника, аптека.

В настоящее время стационар (больница), центр санитарно-эпидемиологического надзора с внебюджетным отделом профилактической дезинфекции являются структурными подразделениями медико-санитарной части УВД Ульяновской области, то есть наименование учреждения приведено в соответствие со Списком.

Учитывая изложенное,  суд обоснованно засчитал в специальный стаж оспариваемые периоды работы.

То обстоятельство, за период с 01.09.2003г. по 31.12.2003г. работодателем не представлены сведения персонифицированного учета, не должно ущемлять пенсионных прав истицы. Суд правильно указал, что предоставление указанных сведений является обязанностью работодателя, а не истицы, поэтому ссылка на то, что льготный характер работы не подтвержден сведениями персонифицированного учета, не может повлечь отмену решения суда.

Доводы автора жалобы об отсутствии вины Пенсионного фонда при отказе в назначении пенсии и о том, что пенсия не может быть назначена ранее вступления в силу решения суда, являются несостоятельными.

У истицы на момент ее обращения в Пенсионный фонд 28.08.2007 года имелся необходимый стаж (30 лет) медицинской работы, поэтому на основании действующего пенсионного законодательства суд обоснованно возложил обязанность на ответчика назначить ей трудовую пенсии именно с момента ее обращения в Управление Пенсионного фонда    28.08.2007 года.

Другие доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана правильная оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права не усматривается.

Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 апреля 2008г. оставить без изменения, а кассационную жалобу УПФ РФ в Ленинском районе  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи