Судебный акт
Назначение пенсии работнику летно-испытательного состава
Документ от 24.06.2008, опубликован на сайте 01.07.2008 под номером 10489, 2-я гражданская, о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов службы в спец.стаж,назначении пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

               УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33***-2008г.                                                        Судья Калашникова Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

24 июня 2008 года                                                                                               г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Пищугиной Л.И., Николаевой Р.И.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Б*** А.Г.   на  решение Заволжского районного суда  от 23 мая 2008 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Б*** А.Г. к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе о признании отказа в назначении пенсии незаконным, включении периодов службы в специальный стаж, назначении пенсии – отказать.

Заслушав доклад судьи Пищугиной Л.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Б*** А.Г. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Заволжском районе (далее - Пенсионный фонд) о признании незаконным решения об отказе в назначении ему пенсии, включении периодов службы в специальный трудовой стаж, назначении и выплате пенсии.

В обоснование иска указал, что работает штурманом-испытателем в летно-испытательном составе ЗАО «Авиастар-СП» и в силу Положения «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» в его специальный трудовой стаж, дающий право на  назначение пенсии за выслугу лет, подлежат включению все годы его работы в данной должности. Кроме того, в специальный трудовой стаж должны быть включены периоды прохождения им службы в должностях летно-испытательного состава Вооруженных Сил РФ с 13.12.1977 года по 28.12.1984 года, с 07.08.1995 г. по 03.04.1998 года.

Ответчик отказался включить оспариваемые им периоды в специальный трудовой стаж и назначить пенсию, ссылаясь на отсутствие 25-летнего стажа, что он считает незаконным.

Данное дело судами рассматривалось неоднократно.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Б*** А.Г. просит решение суда отменить и его требования удовлетворить. При этом он ссылается на доводы, приведенные в обоснование иска. Полагает, что суд дал неправильное толкование законодательным актам, регулирующим порядок назначения пенсии по выслуге лет в связи с занятием должностей летно-испытательного состава. Считает, что Положением «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава» № 384 от 05.07.1991 года пенсии за выслугу лет в соответствии со ст.ст.79 и 83 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340 назначаются работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях опытной и серийной техники независимо от ведомственной принадлежности предприятий, в которых они работают. При этом никаких разграничений и требований по выслуге лет между периодами работы в летно-испытательном составе гражданской авиации и летно-испытательном составе Вооруженных Сил РФ закон не делает. Суд не учел требований ФЗ «О статусе военнослужащих» (п.3 ст.10), которые соответствуют условиям ст.11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Занимаемая им должность в период прохождения службы была  связана с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Не учел суд и Определения Конституционного Суда РФ от 02 ноября 2006 года № 563-О,  указавшего на неправильную правоприменительную  практику, допускающую возможность исключать из специального трудового стажа, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, время военной службы в должностях летного состава. Считает необоснованным вывод суда о том, что пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам подлежат  лишь дела граждан, обратившихся в Конституционный Суд РФ, по жалобам которых принято решение, к которым он не относится. Ссылка в решении суда на то, что отсутствует механизм перечисления средств из Федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда РФ, не может служить основанием для ограничения приобретенных пенсионных прав летно-испытательного состава и оправдать отказ государства от исполнения своих обязательств перед гражданами. Суд не учел разъяснений Конституционного Суда РФ, отраженных в вышеназванном определении, об особенностях исполнения данного Определения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия законность решения проверяет по доводам, изложенным в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Б*** А.Г. являлся получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ. В связи с работой в летно-испытательном составе гражданской авиации 01 ноября 2005 года он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о  переводе с указанной пенсии на пенсию за выслугу лет по правилам ст.31 п.3 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ», в чем истцу было отказано по мотиву отсутствия необходимо стажа работы в летно-испытательном составе гражданской авиации, с чем истец не согласился.

В период с 13.12.1977 года по 28.12.1984 года Б*** летал в качестве штурмана в частях ВВС, а в период с 07.08.1985 года по 03.04.1998 года в качестве штурмана-испытателя в 1 Научно-испытательном Управлении войсковой части 15650 (в/ч 18374) и в 3293 Военного представительства МО РФ.

Указанная летно-испытательная работа, по мнению истца, аналогична работе, выполняемой им в летно-испытательном составе Гражданской авиации, поэтому должна быть включена в специальный стаж, дающий ему право на пенсию за выслугу лет по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Разрешая требования истца, суд правильно руководствовался вышеуказанной нормой ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», а также  действовавшим до принятия этого закона специальным Положением «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утв. Постановлением СМ РСФСР от 05.07.1991 года № 384.

Согласно указанному Положению (п.1) пенсии за выслугу лет назначаются работникам летно-испытательного состава, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, независимо от ведомственной принадлежности предприятий, организаций и учреждений, в которых они работают, независимо от возраста при выслуге в должностях, дающих право на пенсию, у мужчин не менее 25 лет.

Пункт 3 указанного Положения предусматривает право на пенсию за выслугу лет летного состава, непосредственно выполняющего испытательные полеты на штатных рабочих местах летательных аппаратов и парашютно-десантной техники, в том числе  летчиков-испытателей, штурманов-испытателей, занятых летными испытаниями авиационной техники и входящих в состав штатного летного экипажа.

Пунктом 5 названного Положения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава засчитывается время службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летно-испытательного состава  гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсии соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации.

Давая анализ указанным нормативным актам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что  указанное истцом время подлежит зачету не в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, а в иной стаж, который включается в выслугу сверх 25 (20) лет летно-испытательной работы и влияет на размер назначаемой пенсии. В таком же порядке подлежат зачету в выслугу лет (сверх 25 (20) лет летно-испытательной работы) периоды службы в должностях летно-испытательного состава Вооруженных Сил РФ, поскольку вышеуказанным Положением не предусмотрено включение данных периодов в выслугу лет, дающую право на пенсию на основании данного Положения.

Ссылка истца в жалобе на Определение Конституционного Суда РФ от 02.11.2006 года № 563-О «По жалобам граждан Б*** Б.Ю., Б*** С.Л. и других», в котором отражено, что не должно допускаться исключение из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава, не может повлечь отмену решения суда.

Суд правильно указал, что в данном Определении также содержится положение о том, что пенсионное обеспечение работников летно-испытательного состава, предусматривающее включение в специальный стаж периодов военной службы в должностях летного состава, должно производиться на основе правового регулирования, которое надлежит установить федеральному законодателю.

В данном случае такое правовое регулирование отсутствует, и суд не правомочен сам его устанавливать.

При таких обстоятельствах суд правомерно отказал истцу в удовлетворении его требований.

Приведенное в кассационной жалобе Б***  А.Г. толкование материального закона судебной коллегией не может быть принято, поскольку оно является ошибочным.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Заволжского районного суда от 23 мая 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Б*** А.Г. – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи