Судебный акт
Оспаривание устава муниципального образования
Документ от 24.06.2008, опубликован на сайте 09.07.2008 под номером 10539, 2-я гражданская, о признании противоречащим закону нормативного правового актав части, решение ОТМЕНЕНО ПОЛНОСТЬЮ с вынесением НОВОГО РЕШЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Старостина И.М.                                   Дело № 33-***   2008 г.

 

Определение

 

24 июня 2008 г.                                                                          г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Жаднова Ю.М.,

судей  Трифоновой Т.П., Бабойдо И.А.

с участием прокурора Балашовой Н.Н.

рассмотрела дело по кассационной жалобе представителя Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от  12 мая  2008 года,  которым суд решил:

 

Заявление прокурора Инзенского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать положения статьи 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенский район» № 22 от 16.12.2005 года, определяющие  участие в местном самоуправлении только граждан Российской Федерации, проживающих на территории поселения, противоречащими закону.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, судебная коллегия

 

установила:

 

В Инзенский районный суд Ульяновской области  обратился прокурор Инзенского района Ульяновской области с заявлением о признании противоречащим закону  положения статьи 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение», принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Инзенское городское поселение» № 22 от 16.12.2005 года.

По мнению прокурора, указанная норма нарушает интересы неопределенного круга лиц, так как не обеспечивает равного доступа всех граждан Российской Федерации к муниципальной службе и равного доступа обращения в органы местного самоуправления.

Поэтому прокурор считает, что положения ст. 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» противоречат  ст. 33 Конституции РФ, ст. 4 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 3 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».

Решением Инзенского районного суда Ульяновской области от 12.05.2008 года заявленные прокурором требования были удовлетворены. Суд признал противоречащими закону положения ст. 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение».

В кассационной жалобе представитель Совета депутатов МО «Инзенское городское поселение» просит решение суда отменить, а производство по данному делу  прекратить.

В кассационной жалобе указано, что  положения ст. 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» следует оценивать во взаимосвязи с другими статьями этого же Устава. В частности, ст. 21 Устава, регулирующая вопросы обращения граждан  в органы местного самоуправления, не содержит никаких ограничений на такое обращение граждан, не проживающих на территории муниципального образования «Инзенское городское поселение». Статьи 40, 41 и 42 Устава прямо закрепляют равный доступ к муниципальной службе в муниципальном образовании «Инзенское городское поселение» всех граждан Российской Федерации независимо от их места жительства.

В жалобе указано, что положения ст. 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» не нарушают чьих-либо прав.

Решение суда обусловлено неправильным применением норм Конституции РФ, ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления».

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя муниципального образования «Инзенское городское поселение», а также выслушав прокурора, полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 130 Конституции РФ установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Таким образом, ст. 130 Конституции РФ определен субъект местного самоуправления – население.

Применительно к статье 130 Конституции РФ населением является сообщество граждан, проживающих на соответствующей территории муниципального образования.

Гарантированное ст. 130 Конституции РФ право населения соответствующего муниципального образование на самоуправление получило дальнейшее развитие и в других законодательных актах: ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие граждан в референдумах Российской Федерации», ФЗ «Об обеспечении Конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», уставах муниципальных образований и т.д.

Поэтому абсолютно логичным представляется включение в Устав муниципального образования «Инзенское городское поселение» статьи 3, которая, в развитие ст. 130 Конституции РФ, предусматривает права населения этого муниципального образования на участие в местном самоуправлении.

При этом следует обратить внимание на то обстоятельство, что ст. 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» регулирует лишь права местного населения на участие в местном самоуправлении. Права граждан Российской Федерации, не являющихся жителями данного муниципального образования, на участие в местном самоуправлении эта статья вообще не затрагивает и не регулирует. Поскольку указанная статья вообще не регулирует вопросы участия в местном самоуправлении муниципального образования «Инзенское городское поселение» граждан, не являющихся жителями этого  муниципального образования, то соответственно  эта статья не содержит ни запрета на право обращения жителей других муниципальных образований в органы местного самоуправления муниципального образования «Инзенское городское поселение», ни запрета на право занятия любым гражданином Российской Федерации муниципальной должности в муниципальном образовании «Инзенское городское поселение».

Более того, судебная коллегия считает, что в кассационной жалобе обоснованно указано, что  положения ст. 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» следует оценивать во взаимосвязи с другими статьями этого же Устава. Другие же статьи Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» гарантируют как право любых граждан Российской Федерации (в том числе и жителей других муниципальных образований) на обращение в органы местного самоуправления муниципального образования «Инзенское городское поселение» (ст. 21 Устава), так и право занятия любым гражданином Российской Федерации муниципальной должности в муниципальном образовании «Инзенское городское поселение» (статьи  40 – 42 Устава).

При  таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что доводы прокурора о том, что ст. 3 Устава муниципального образования «Инзенское городское поселение» нарушает интересы неопределенного круга лиц, так как не обеспечивает равного доступа всех граждан Российской Федерации к муниципальной службе и равного доступа обращения в органы местного самоуправления, обусловлены лишь неправильным толкованием положений этой статьи, без взаимосвязи положений этой статьи с положениями других статей этого же Устава.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции необоснованно согласился с доводами прокурора и необоснованно удовлетворил  заявленные прокурором требования.

По мнению судебной коллегии, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

По делу не требуется собирания каких-либо дополнительных доказательств, поэтому судебная коллегия считает возможным, отменив решение по делу, постановить новое решение, по которому в удовлетворении заявленных требований отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Инзенского районного суда от 12 мая 2008 года отменить. Постановить по делу новое решение, по которому в удовлетворении заявленных требований отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи