Судебный акт
Наркотики (ст.ст. 30 ч. 3, 228.1 ч. 2 п. " б")
Документ от 25.06.2008, опубликован на сайте 21.07.2008 под номером 10571, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 70; ст. 79 ч.7; ст. 30 ч.3 - ст. 228/1 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

Судья  Г*** Л.Н.                                                 Дело-22-*** - 2008 г.

 

КАССАЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

25 июня  2008  г.                                                         г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:  председательствующего                  Савельевой О.И.,

судей                                      Геруса  М.П.,  Бешановой  С.Н.

рассмотрела в судебном заседании 25 июня 2008 г. кассационные жалобы осужденного С*** З.З, защитника К*** А.И на приговор Заволжского  районного суда Ульяновской области  от 07 мая  2008 г.,  которым

 

С***  З***  З***, родившийся *** июня 1963 г.  в   с. Н*** Ш*** района Республики Чувашия, гражданин РФ,  проживавший в г. Ульяновске  по ул. В*** д. *** кв. ***,  со средним образованием,  не состоящий в браке,  неработавший, судимый:

06.01.2000 г. по ст. 105  ч. 1 УК РФ к лишению свободы на 10 лет;      освобожден 26.06.2007 г. условно-досрочно на 2 года  2 месяца 25 дней,

 

- осужден по ст.ст. 30 ч. 3,  228.1 ч. 2 п. «б» УК РФ к лишению свободы на 6 лет 6 месяцев со штрафом в размере 10 000 руб.;

В соответствии со ст. 79 ч. 7 п. «в», 70 УК РФ к вновь назначенному наказанию частично присоединена неотбытая часть наказания по приговору от  06.01.2000 г. и окончательно назначено лишение свободы на 8 лет со штрафом в размере 10 000 руб. с отбыванием в исправительной колонии  особого режима.  Постановлено исчислять срок наказания с 07.05.2008 г.

Зачтено в срок отбытия наказания время предварительного содержания под стражей с 16.02.2008 г. по  06.05.2008 г.

Осужденный содержится под стражей.

Принято решение относительно вещественных доказательств.

 

Заслушав доклад судьи  Геруса М.П., мнение прокурора  Рябова И.Е., просившего оставить приговор без изменения, осужденного  С*** З.З.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

В кассационной жалобе осужденный  С*** З.З.,   не соглашаясь с приговором, указывает, что суд необоснованно признал объективными и положил в основу приговора его признательные показания, полученные путем применения физического насилия и угроз со стороны оперативного работника С***, от которых он отказался в судебном заседании. Также способствовал даче  им таких показаний и его первый защитник, от которого он впоследствии отказался. Фактически же он не знал о том, что в передаваемой  посылке имеется наркотическое средство.  Считает, что отсутствуют доказательства его виновности в инкриминируемом деянии.

В просьбе государственного обвинителя и при провозглашении приговора прозвучало, что наказание ему надлежит отбывать в исправительной колонии строгого режима, а в полученной им копии приговора  указан особый режим  колонии.

В кассационной жалобе защитник К*** А.И. просит отменить приговор  по обстоятельствам, указанным в кассационной жалобе осужденного С***.  Кроме того, защитник утверждает, что  вина С*** З.З. в инкриминируемом деянии не доказана. Приговор основан на недопустимых доказательствах, полученных с нарушением закона. По его мнению, наркотическое средство было изъято с нарушением уголовно-процессуального закона и обстоятельства его изъятия установлены судом  неправильно.  При изъятии наркотического средства нарушены права осужденного на защиту, поскольку он при этом не присутствовал и не мог  дать свои пояснения. У С*** изначально отсутствовал умысел на сбыт наркотического средства, поскольку у него не было регистрации в паспорте и он знал о том, что у него не  могут принять передачу, предназначенную для осужденного, содержащегося в ИК-*** . Суд неправильно назначил отбывание наказания в исправительной колонии особого режима, поскольку в обвинительном заключении указано, что у С*** имеется  рецидив преступлений, а не опасный рецидив, как указал суд в приговоре.

В  судебном заседании кассационной инстанции:  

осужденный С*** З.З. поддержал доводы кассационной жалобы; 

прокурор   Рябов И.Е. возражал против доводов кассационной жалобы и просил оставить приговор без изменения.

Проверив материалы дела, исследованные судом первой инстанции, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение участников процесса, судебная коллегия находит приговор законным, обоснованным, справедливым.

Вина С*** З.З. в  совершении инкриминируемого деяния доказана    показаниями свидетелей  Г*** С.М.,  Д*** Р.В.,  С***,  Ч*** Е.Г.,  протоколом осмотра места происшествия, заключением  судебно-химической экспертизы и другими доказательствами, подробный  анализ которым дан в приговоре.

Доводы кассационной жалобы осужденного о том, что он не знал о нахождении наркотического средства в передаваемой посылке,  проверялись  судом первой инстанции, однако были опровергнуты совокупностью доказательств.

Из показаний  С*** З.З., данных им в ходе предварительного следствия при  допросе его в качестве подозреваемого с участием защитника, следует, что ему позвонил его знакомый С*** В.В., отбывающий наказание в ИК-***, и попросил передать бандероль на имя осужденного К*** В.В., которую принесет ему,  С***,  домой незнакомый  парень. Он дал на это согласие, сказав С*** В.В. свой адрес.   В этот же день, около 24 часов, к нему домой пришел незнакомый парень и передал ему бандероль, при этом предупредил, чтобы он бы осторожнее, так как в ней находится наркотическое средство. После этого ему вновь  звонил С*** В.В., которому он, С***, сказал, что уже получил  бандероль и передаст её в ИК-***.  Затем он 16 февраля 2008 г. вместе со своей сожительницей  - Ч*** Е.Г. повез бандероль в ИК-***. Однако у него бандероль не приняли, поскольку у него в паспорте не было штампа о регистрации по месту жительства, а также осужденному К*** В.В.  передачи не разрешались. Затем ему вновь на сотовый телефон позвонил С*** В.В., который предложил ему сделать передачу на имя С*** Г.П. Затем они съездили домой, взяли паспорт Ч*** Е.Г., которая по его просьбе передала  бандероль в комнату приема ИК-*** на имя С*** Г.П.. Однако при досмотре бандероли приемщица обнаружила в рукоятке помазка наркотическое средство.  Он знал о том, что передача наркотического средства – уголовно-наказуемое деяние, однако посчитал, что наркотическое средство не обнаружат и его не задержат.

Из показаний  свидетеля Ч*** Е.Г. следует, что она  знала  о том, что  какой-то парень передал её сожителю С*** З.З. бандероль для передачи в ИК-***. Однако ей не было известно о нахождении наркотического средства в этой бандероли.  Затем 16 февраля 2008 г. она по просьбе сожителя – С*** З.З. попыталась передать указанную бандероль в ИК-***, однако приемщица обнаружила в рукоятке помазка сверток из полиэтилена с порошкообразным веществом  белого цвета и вызвала оперативного сотрудника.

Свидетель  Г*** С.М. показала, что работает в ФГУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области.  Когда 16 февраля 2008 г. она осуществляла прием передач, то к ней  в 08 час. обратился С*** З.З., передававший бандероль. Ознакомившись с заявлением С*** З.З., она выяснила, что осужденному К*** В.В., которому предназначалась бандероль, не положена передача. Кроме того, в паспорте С*** З.З.  отсутствовала регистрация на территории РФ.  Она отказала С*** в приеме от него бандероли.  Позже, около  10 час. 05 мин., С*** З.З. вновь вернулся с Ч*** Е.Г., которая написала заявление о передаче бандероли С*** Г.П.  Она проверила паспорт Ч*** Е.Г. и при осмотре содержимого бандероли обнаружила в рукоятке помазка полиэтиленовый пакетик с порошкообразным веществом белого цвета и вызвала оперативного сотрудника.

Свидетель  Д*** Р.В. показал, что  16 февраля 2008 г. он осуществлял свои обязанности оперуполномоченного ФГУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области. Около 10 часов его пригласили в комнату приема передач, где  Г*** С.М. расказала ему об обнаружении в содержимом бандероли в рукоятке помазка  свертка с порошкообразным веществом и указала на женщину, которая передавала эту бандероль.  Он для обеспечения сохранности взял к себе в кабинет оперативной части  помазок со всем содержимым, а также пригласил женщину – Ч*** Е.Г. к  себе в кабинет, а по приезду оперативно-следственной группы  препроводил для осмотра  места происшествия – комнаты приема передач.

Из показаний свидетеля С*** – оперуполномоченного ОУР КМ УВД по Заволжскому району МО «г. Ульяновск» – следует, что  по сообщению об обнаружении признаков преступления он в составе следственно-оперативной группы прибыл в  ФГУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области.  Там оперативный сотрудник Д*** Р.В. сообщил о попытке передачи наркотического средства на имя осужденного С*** Г.П.   в рукоятке помазка. Из пояснений Ч*** Е.Г. выяснилось, что  её сожитель С*** З.З. попросил осуществить передачу бандероли осужденному С*** Г.П.  При допросе С*** З.З., проводимом  с участием защитника, он признал вину в совершенном преступлении, пояснил, что знал о наличии наркотического средства в содержимом бандероли. С*** давал показания добровольно, без какого-либо давления на него. Физическая сила и специальные средства в отношении С*** З.З. не применялись.

Согласно протоколу осмотра места происшествия, при  осмотре комнаты приема передач   ФГУ ИК-*** УФСИН России по Ульяновской области  был изъят помазок с находящимся в его рукоятке кульком из полимера с порошкообразным веществом и два заявления на передачу, составленные С*** З.З. и Ч*** Е.Г.  

Согласно заключению судебно-химической экспертизы,  представленное на исследование вещество,  обнаруженное в свертке из прозрачного полимера, изъятое по факту попытки сбыта осужденному С*** Г.П. 16.02.2008 г., является наркотическим средством – героином массой (с учетом израсходованного на исследование) 0,70 грамма.

Указанные доказательства согласуются между собой и обоснованно положены в основу приговора.

Показаниям осужденного С*** З.З. в судебном заседании о том, что он не знал о наличии в  передаваемой бандероли наркотического средства, суд обоснованно дал критическую оценку, поскольку они противоречат его же собственным показаниям, данным на предварительном следствии, и опровергаются всей совокупностью доказательств, положенных в основу приговора.

Действия С*** З.З.  правильно квалифицированы по ст. ст. 30 ч. 3, 228.1 ч 2 п. «б» УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный в крупном размере.

Установлено, что осужденный С*** З.З. покушался на незаконный сбыт наркотического средства – героина  массой 0,70 г, что является крупным размером.

Суд правильно пришел к выводу о том, что  об умысле  на сбыт героина свидетельствуют объективные действия, выполненные С***, который,  будучи информированным о наличии  в бандероли наркотического средства, некоторое время хранил её дома, подготовил её к передаче в ИК-***, написал заявление о передаче осужденному; в последующем он, не информировав Ч*** Е.Г.    о наличии наркотического средства, попросил последнюю осуществить передачу бандероли осужденному, содержащемуся в  ИК-***. Однако умысел С*** З.З. на сбыт наркотического средства не был доведен до конца по причине, от него не зависящей.

Наказание С*** З.З. назначено в соответствии с требованиями ст. 60 УК РФ и является справедливым.  В  соответствии с требованиями ст. 58 УК РФ, местом отбывания наказания в виде лишения свободы правильно определена исправительная колония особого режима, поскольку у осужденного судом установлено наличие особо опасного рецидива преступлений.

Доводы кассационных жалоб стороны защиты  о  том, что осужденный должен отбывать лишение свободы в исправительной колонии строгого режима, не основаны на  требованиях закона. Не находят объективного подтверждения доводы жалобы осужденного о том, что при провозглашении приговора прозвучало об отбывании им наказания в исправительной колонии строгого режима.  Мнение стороны обвинения относительно вида  исправительного учреждения, в котором надлежит отбывать наказание осужденному, не имеет для суда, выносящего приговор,  определяющего значения.

Доводы кассационных  жалоб осужденного С*** З.З. и защитника  К*** А.И. о недопустимости таких доказательств,  как  протоколы допроса С*** З.З. на предварительном следствии, протокол осмотра места происшествия, проверялись судом первой инстанции, и суд обоснованно пришел к выводу о допустимости и относимости указанных доказательств, поскольку они были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. В частности,  установлено, что в отношении С*** З.З. в ходе предварительного следствия не применялись недозволенные методы, его допросы проведены с участием защитника, т.е. в условиях, когда применение недозволенных методов было невозможно. Протокол осмотра места происшествия составлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, с участием понятых. Помазок  с   находящимся в его рукоятке кульком из полимера с порошкообразным веществом надлежащим образом упакован; упаковка была опечатана и заверена подписями лиц, участвующих в осмотре. На исследование эксперту  объекты  поступили без нарушения упаковки.

Приговор соответствует требованиям уголовно-процессуального закона. На основании совокупности всех исследованных в  судебном заседании доказательств, суд обоснованно сделал вывод о доказанности вины  осужденного С*** З.З.  в инкриминируемом деянии. При этом в приговоре выводы суда надлежащим образом  мотивированы со ссылкой на доказательства. За основу доказательств  вины осужденного судом приняты те доказательства, которые получены с соблюдением уголовно-процессуального закона и которые нашли свое подтверждение в ходе судебного следствия.  Исследованным доказательствам дана правильная оценка. Фактические обстоятельства дела изложены в соответствии с доказательствами. Все исследованные доказательства в приговоре проанализированы.  Не согласиться с выводами суда о признании достоверными одних доказательств и несостоятельными других у судебной коллегии не имеется  оснований. В приговоре с приведением мотивов  указано на допустимость доказательств, которые подвергались сомнению со стороны защиты.

По делу не установлено нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора.

Таким образом, отсутствуют основания для отмены или изменения приговора по доводам кассационных  жалоб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Приговор  Заволжского районного суда г. Ульяновска от 07 мая 2008 г. в отношении  С***  З***  З***  оставить без изменения, а кассационные жалобы – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи