Судебный акт
Признание неправомочным совета депутатов муниципального образования
Документ от 09.04.2008, опубликован на сайте 30.07.2008 под номером 10616, 1-я гражданская, Признание неправомочным совета депутатов муниципального образования,

Дело № 3-***/2008

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

09 апреля 2008 год                                                                     город Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Королёвой А.В.,

при секретаре Михайловой О.Н.

с участием прокурора Балашовой Н.Н.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению П*** о признании состава Совета депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» второго созыва неправомочным, назначении новых выборов депутатов в Совет депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» второго созыва,

 

у с т а н о в и л :

 

П*** обратился в Ульяновский областной суд с заявлением, уточненным в предварительном судебном заседании, о признании Совета депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» неправомочным и назначении судом новых выборов депутатов в Совет депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» второго созыва путем обязания территориальной избирательной комиссии организовать новые выборы с установлением срока, в течение которого должна быть назначена дата новых выборов.

 

Заявление мотивировал тем, что 02 декабря 2007 года состоялись выборы депутатов в Совет депутатов МО «Город Новоульяновск». Выборы были признаны состоявшимися, в результате в Совет было выбрано 15 депутатов.  13 декабря 2007 года шесть выбранных депутатов подали в территориальную избирательную комиссию муниципального образования заявления о прекращении своих полномочий, но впоследствии эти заявления отозвали, получив депутатские мандаты. Трое из выбранных депутатов состоят на муниципальной службе, что противоречит федеральному законодательству и делает невозможным совмещение депутатской деятельности и муниципальной службы.  Кроме того, первое заседание Совета должно было быть проведено не позднее двух недель после избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов. После признания выборов депутатов состоявшимися вновь избранным Советом депутатов второго созыва не было проведено ни одного заседания. Сложившаяся ситуация нарушает его права как избирателя  и препятствует  осуществлению местного самоуправления.  С декабря 2007 года вновь избранный Совет депутатов не приступил к исполнению своих полномочий, соответственно,  не выбран из числа депутатов Совета председатель Совета депутатов, который в силу устава муниципального образования одновременно является главой муниципального образования. Полагает, что в силу указанных обстоятельств необходимо признать Совет депутатов неправомочным, а также судом должны быть назначены новые выборы с обязанием территориальной избирательной комиссии организовать новые выборы  и установить срок, в течение которого должна быть назначена дата новых выборов.

 

В судебном заседании заявитель П*** и его представитель Ш*** заявление поддержали, дав пояснения, аналогичные доводам, изложенным в уточненном заявлении.

 

Председатель территориальной избирательной комиссии МО «Город Новоульяновск», на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, С*** оставила разрешение требований заявителя на усмотрение суда.  Пояснила, что подтверждает все доводы, изложенные заявителем, в части неприступления выбранных депутатов Совета депутатов второго созыва к исполнению своих полномочий.  Ей известно, что ни одного заседания Советом депутатов второго созыва не проведено.  Первое заседание должно было состояться 14 декабря 2007 года, об этом заседании 07 декабря 2007 года все депутаты были извещены под роспись самой ТИК.  Однако 14 декабря 2007 года заседание Совета депутатов не состоялось из-за неявки и отсутствия легитимного кворума.  Кроме того, 13 декабря 2007 года шесть депутатов подали в ТИК заявления о прекращении своих полномочий.  У ТИК не было полномочий по назначению дополнительных либо повторных выборов, так как 18 декабря 2007 года шесть депутатов отозвали свои заявления о прекращении полномочий. 20-21 декабря 2007 года они получили депутатские мандаты.  Назначать новые выборы, у ТИК также не было оснований, так как в сложившейся ситуации, когда депутаты не приступили к выполнению своих полномочий в течение более трех месяцев, необходимо решение суда, подтверждающее данный факт.

 

Представитель Избирательной комиссии Ульяновской области Г*** просил в удовлетворении заявления отказать. Пояснил, что не находит предусмотренных законом оснований для признания Совета депутатов МО «Город Новоульяновск» второго созыва неправомочным. Законом предусмотрена неправомочность Совета депутатов в случае отсутствия 2\3 от установленного состава депутатов. Других оснований для признания Совета неправомочным не установлено. Не оспаривая факта неприступления депутатов к исполнению своих полномочий, пояснил, что законом предусмотрено фактическое прекращение Советом депутатов своих полномочий. Для отождествления понятий неприступления к исполнению полномочий и фактического прекращения полномочий оснований не усматривает. В сложившейся ситуации считает приемлемым применение пункта 2.1 статьи 73 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».  В этом пункте указано, что, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение 3 месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 3 месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

 

Представители правительства Ульяновской области (правопреемника администрации области) К*** и А*** просили в удовлетворении заявления отказать, поддержали позицию Избирательной комиссии Ульяновской области.

 

Председатель Совета депутатов МО «Город Новоульяновск» первого созыва Г*** Ю.И. заявление П*** поддержал.  Пояснил, что в муниципальном образовании сложилась недопустимая ситуация, когда вновь избранный Совет депутатов в течение более трех месяцев так и не приступил к исполнению своих полномочий, не выбрал председателя Совета депутатов, который в силу устава является одновременно главой муниципального образования. Органов местного самоуправления в городе Новоульяновске нет.  Из-за этого он, как председатель Совета депутатов первого созыва и по должности глава муниципального образования, имея письменное разъяснение прокуратуры, продолжает исполнять свои обязанности. Собрать Совет депутатов первого созыва невозможно, кворума нет, часть депутатов Совета первого созыва письменно сложили свои полномочия.

 

Представитель депутатов В*** М.К., Р*** Н.Д., К*** Т.И., М*** А.В., Н*** П.В. – Е*** Л.В. просила рассмотреть дело в ее отсутствие, вынести решение на усмотрение суда.  В предварительном судебном заседании от имени своих доверителей также просила вынести решение на усмотрение суда. Подтвердила, что более трех месяцев депутаты Совета депутатов второго созыва не собираются на заседания. При назначении новых выборов ее доверители будут выдвигать свои кандидатуры в качестве депутатов Совета депутатов.

 

Представитель депутатов Ш*** И.В., Ш*** Н.В., Ч*** С.А. – Н*** О.А. просила заявление П*** удовлетворить. Пояснила, что в городе Новоульяновске сложилась недопустимая ситуация, в городе отсутствуют органы местного самоуправления, жители города не могут разрешить свои проблемы, например, отчуждения недвижимости. Обращения граждан лежат неразрешенные в течение трех месяцев. Ее доверители  понимают, что в случае назначения новых выборов  они могут быть не избраны вновь, но тем не менее для защиты нарушенных прав жителей города согласны с заявлением П***. Подтвердила, что депутаты Совета депутатов второго созыва более трех месяцев не собираются на заседания.

 

Депутат Ч*** С.А. пояснения своего представителя Н*** О.А. поддержала.

 

Депутат Ш*** В.М. просил в удовлетворении заявления П*** отказать. Не отрицая того факта, что Совет депутатов второго созыва не провел в течение трех месяцев ни одного заседания, так как на заседания не приходят шесть депутатов, ранее слагавших свои полномочия и отозвавших эти заявления, но тем не менее считает Совет депутатов правомочным. Поддержал позицию, высказанную представителем Избирательной комиссии Ульяновской области.

 

Депутат Т*** К.М. просил в удовлетворении заявления отказать, поддержал позицию, высказанную представителем Избирательной комиссии Ульяновской области. Кроме того, считает, что дело по заявлению П*** не может быть рассмотрено по существу, пока не вступит в законную силу решение Ульяновского областного суда от 16 февраля 2008 года, которым  группе депутатов отказано в назначении дополнительных выборов. Подтвердил, что Совет депутатов не провел ни одного заседания в течение 3 месяцев подряд по причине неявки шести депутатов, ранее слагавших свои полномочия и отозвавших эти заявления. Пояснил, что в депутатском корпусе произошел раскол из-за разногласий по поводу занятия руководящих должностей в органах местного самоуправления.

 

Аналогичную позицию высказали в суде депутаты Д*** Г.П. и П*** Е.В.  Дополнительно П*** Е.В. пояснила, что после признания выборов состоявшимися и после того, как шесть депутатов не пришли на первое заседание Совета депутатов второго созыва 14 декабря 2007 года, она, как старейший из депутатов, устно и письменно извещала неявившихся депутатов о назначении еще двух заседаний Совета. Однако  ни на одно из них депутаты не пришли. Ни одного из трех заседаний Совета не удалось провести в полномочном составе.

 

Депутат Е*** И.А. покинул зал судебного заседания.

 

Депутаты Т*** А.С., З*** С.В. в суд не явились, о дне и времени слушания дела извещались.

 

Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей заявление удовлетворить в части признания Совета депутатов МО «Город Новоульяновск» неправомочным, а в остальной части отказать, суд приходит к следующему.

 

Первое требование П*** рассматривается судом как требование о признании состава Совета депутатов муниципального образования второго созыва неправомочным.

 

Материалами дела установлено, что 02 декабря 2007 года в муниципальном образовании «Город Новоульяновск» состоялись выборы депутатов в Совет депутатов указанного муниципального образования второго созыва. 07 декабря 2007 года выборы признаны состоявшимися. В Совет избрано 15 депутатов: В*** М.К., Н*** П.В., М*** А.В., К*** Т.И., Р*** Н.Д., Т*** А.С., Е*** И.А., Д*** Г.П., Т*** К.М., П*** Е.В., З*** С.В., Ш*** В.М., Ч*** С.А., Ш*** И.В., Ш*** Н.В.

 

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Новоульяновск» (принят решением Совета депутатов МО «Город Новоульяновск» от 16 августа 2005 года №18, зарегистрирован в ГУ Минюста РФ по Приволжскому федеральному округу 15 декабря 2005 года, зарегистрирован постановлением правительства Ульяновской области от 26 августа 2006 года №59, официально опубликован в газете «Наш город Новоульяновск» №38 от 08 сентября 2005 года) Совет депутатов муниципального образования является представительным органом муниципального образования. Совет депутатов МО состоит из 15 депутатов, избираемых сроком на 2 года. Совет осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов.  Организацию деятельности Совета осуществляет глава муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава на первом заседании. Основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее 2/3 от избранного состава депутатов. Первое заседание Совета депутатов проводится не позднее двух недель после избрания не менее 2/3 от установленной численности депутатов под председательством старейшего из депутатов (статья 23 Устава).

 

Материалами дела установлено и подтверждено участвующими в деле лицами, что первое заседание Совета депутатов второго созыва должно было состояться 14 декабря 2007 года, о чем депутаты были извещены 07 декабря 2007 года Территориальной избирательной комиссией.  14 декабря 2007 года заседание Совета депутатов не состоялось, так как на заседании из-за неявки депутатов не было необходимого кворума.  После этого старейший из депутатов П*** Е.В. дважды назначала заседания Совета депутатов, на 27 декабря 2007 года и 29 января 2008 года, однако заседания вновь не были проведены из-за неявки необходимого количества депутатов. На указанные заседания являлись 8-9 депутатов, вместо необходимого для кворума количества 10.  Шесть из выбранных депутатов, которые отзывали свои заявления о сложении полномочий, не являлись на заседания  постоянно. Более заседания Совета депутатов не назначались.  

 

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии волеизъявления шести депутатов (В*** М.К., Т*** А.С., К*** Т.И., Р*** Н.Д., М*** А.В., Н*** П.В.) на осуществление депутатской деятельности и фактическое прекращение этой деятельности после избрания.

 

Отсутствие волеизъявления на осуществление депутатской деятельности трех из шести депутатов, постоянно не приходивших на заседания Совета, подтверждается и тем, что после признания выборов депутатов Совета депутатов второго созыва состоявшимися, они замещают муниципальные должности муниципальной службы (В*** М.К., Т*** А.С., К*** Т.И.). Указанное замещение запрещено пунктом 9 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 24 устава МО «Город Новоульяновск» полномочия Совета депутатов могут быть прекращены в случае принятия Ульяновским областным судом решения о неправомочности данного состава депутатов Совета депутатов муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

 

Аналогичное основание содержится в пункте 16 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

 

Из буквального толкования указанных норм следует, что решением суда состав Совета депутатов может быть признан неправомочным по различным основаниям, а сложение депутатами своих полномочий является одним из таких оснований.

 

Учитывая изложенное, а также раскол в депутатском корпусе, в результате которого одна часть депутатов не признает другую часть депутатов, состав Совета депутатов второго созыва, состоящий фактически из 9 депутатов, проявляющих свое волеизъявление на осуществление депутатской деятельности, не может являться  правомочным. В составе 9 депутатов Совет не может фактически осуществлять свои обязанности.

 

Ссылка представителя Избирательной комиссии Ульяновской области Г***, поддержанная представителями Правительства Ульяновской области и некоторыми депутатами, участвовавшими в судебном заседании, на пункт 2.1 статьи 73 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» не является основанием для признания заявления П*** необоснованным.

 

В соответствии с указанной нормой, в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

 

Признание состава Совета депутатов МО второго созыва неправомочным охватывает и установление судом того факта, что избранный в правомочном составе Совет депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» второго созыва в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания.

 

Таким образом, оставшись в неправомочном составе (9 депутатов из 15) и не проводя заседания в течение более 3 месяцев подряд, Совет депутатов второго созыва допустил нарушение прав заявителя на местное самоуправление через выборные органы местного самоуправления, а также его избирательных прав.

 

Учитывая изложенное, заявление П*** о признании Совета депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» второго созыва неправомочным подлежит удовлетворению.

 

При этом судом признается неправомочным состав Совета депутатов муниципального образования второго созыва.

 

Заявление о назначении судом новых выборов депутатов в Совет депутатов МО не подлежит удовлетворению.

 

Основания, сроки и порядок назначения новых (досрочных) выборов предусмотрены статьями 23, 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статьей 5 Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области», статьей 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», статьями 11, 24 Устава муниципального образования «Город Новоульяновск».

 

На момент вынесения данного решения оснований для назначения выборов судом не имеется.

 

Ссылка заявителя и его представителя на положения Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» в данном случае является несостоятельной.

 

В силу подпункта 7 части 1 статьи 1, части 5 статьи 3 Федерального закона № 138-ФЗ от 26 ноября 1996 года порядок назначения выборов определяется судом общей юрисдикции в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в случае, если выборы должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочные, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки.

 

Предположение заявителя и его представителя о том, что Территориальная избирательная комиссия после вступления в законную силу данного решения не назначит досрочные выборы, не может являться основанием для применения указанных норм Федерального закона.

 

Руководствуясь статьями 245, 260.1 ГПК РФ, судья

 

Р Е Ш И Л :

 

Заявление П*** удовлетворить частично.

Признать Совет депутатов муниципального образования «Город Новоульяновск» второго созыва неправомочным.

В остальной части в удовлетворении заявления отказать.

 

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Ульяновский областной суд в течение 10 дней.

 

Судья                                                                             Королёва А.В.