Судебный акт
Включение в специальный трудовой стаж службы в Вооруженных Силах СССР
Документ от 19.08.2008, опубликован на сайте 26.08.2008 под номером 10900, 2-я гражданская, о включ.в спец.стаж периода прохожд.воен.службы и перерасч.назнач.пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Дело-33-***-2008                                                             Судья Трубачева  И.Г.           

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

19 августа  2008 года                                                                г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,             

судей Николаевой Р.И. и  Булгакова Г.М.          

рассмотрела   дело по  кассационной жалобе  Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение)  в Ульяновском  районе и г.Новоульяновске  Ульяновской области

на решение Ульяновского  районного суда Ульяновской области  от 07 июля   2008 года, по  которому суд решил:

Исковые требования М*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске включить М*** в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, службу в составе Вооруженных Сил СССР с 23.10.1978 года по 23.10.1980 года.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске произвести М*** перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с учетом службы в составе Вооруженных Сил СССР в период с 23.10.1978 года по 23.10.1980 года, начиная с 13.10.2005 года по настоящее время.

В остальной части иска М*** отказать.

Заслушав доклад судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

М*** обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске  Ульяновской области о включении  в специальный стаж периода  службы в составе Вооруженных Сил СССР, перерасчете назначенной пенсии и  выплате пенсии за период с 10.10.2003 года по 10.10.2005 года. В обоснование иска указал, что с 15.08.1978 года  он работал педагогом в школе. С 23.10.1978 года по 23.10.1980 года проходил службу в армии. В 2003 году обратился к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии. Ему было отказано со ссылкой на то, что  служба в армии не входит в специальный стаж по выслуге лет. В октябре 2005 года  ему была назначена пенсия, однако два года службы в рядах Вооруженных Сил не были включены в стаж.  С данным  отказом  не согласен, поскольку служба  в составе Вооруженных Сил СССР  подлежала включению в стаж работы по специальности на основании тех нормативных документов, которые действовали в период его работы, в частности, на основании п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Последующее изменение законодательства не может нарушать его прав, т.к. ставит его в неравное положение с теми работниками, которые вышли на пенсию в более ранний период. Просил удовлетворить заявленные требования.

Суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что судом нарушены нормы материального права, действующее законодательство не предусматривает нормы о включении в стаж для назначения досрочных пенсий периода  службы в составе Вооруженных Сил СССР.           

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав М***., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

Как видно из материалов дела, М***. 13.10.2005 года  обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в  Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области   с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». 13.10.2005 года истцу была назначена трудовая пенсия. Льготный  стаж М***. на дату обращения составлял 25 лет 04 дня. В специальный стаж М***. не были включены периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР с 23.10.1978 года по 25.10.1980 года.

Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Таким образом, период службы М***.   в составе Вооруженных Сил СССР с 23.10.1978 года по 25.10.1980 года действующим в тот период законодательством засчитывался  в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что период  прохождения М***. службы в составе Вооруженных Сил СССР подлежит включению  в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени  его обращения  за назначением пенсии и времени возникновения у него права  на досрочное назначение  пенсии по старости.  В связи с чем Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области обязано включить М***. в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, службу в составе Вооруженных Сил СССР с 23.10.1978 года по 23.10.1980 года и произвести перерасчет  трудовой пенсии.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Отказывая М***.  во включении в педагогический стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, ответчик сослался на то, что в настоящее время служба в армии не предусмотрена Списками, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.

Однако оценку пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.

В соответствии с п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

Таким образом, поскольку в период работы М***. служба в армии включалась в педагогический стаж Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, он имеет право на зачет указанного периода службы в специальный стаж при назначении ему пенсии в настоящее время.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

В силу изложенного решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия 

о п р е д е л и л а :

Решение Ульяновского районного Ульяновской области  от 07 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: