УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело-33-***-2008 Судья Трубачева И.Г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И
Е
19 августа 2008 года
г.Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Николаевой
Р.И. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области
на решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 07 июля 2008 года, по
которому суд решил:
Исковые
требования М*** удовлетворить частично.
Обязать
Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске
включить М***
в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности, службу в составе Вооруженных Сил
СССР с 23.10.1978 года по 23.10.1980 года.
Обязать
Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске произвести М***
перерасчет трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности с учетом службы в составе Вооруженных Сил СССР в период с 23.10.1978
года по 23.10.1980 года, начиная с 13.10.2005 года по настоящее время.
В
остальной части иска М*** отказать.
Заслушав
доклад судьи Николаевой Р.И., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
М*** обратился в суд
с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, перерасчете
назначенной пенсии и выплате пенсии за
период с 10.10.2003 года по 10.10.2005 года. В обоснование иска указал, что с
15.08.1978 года он работал педагогом в
школе. С 23.10.1978 года по 23.10.1980 года
проходил службу в армии. В 2003 году обратился к ответчику о назначении досрочной
трудовой пенсии. Ему было отказано со ссылкой на то, что служба в армии не входит в специальный стаж
по выслуге лет. В октябре 2005 года ему
была назначена пенсия, однако два года службы в рядах Вооруженных Сил не были
включены в стаж. С данным отказом
не согласен, поскольку служба в
составе Вооруженных Сил СССР подлежала
включению в стаж работы по специальности на основании тех нормативных
документов, которые действовали в период его работы, в частности, на основании
п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам
просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Последующее изменение
законодательства не может нарушать его прав, т.к. ставит его в неравное
положение с теми работниками, которые вышли на пенсию в более ранний период. Просил
удовлетворить заявленные требования.
Суд постановил
вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в
Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его
отменить и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что судом
нарушены нормы материального права, действующее законодательство не
предусматривает нормы о включении в стаж для назначения досрочных пенсий периода службы в составе Вооруженных Сил СССР.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав М***., судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Подпунктом 10 пункта
1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не
менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 3 этой же
нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
утверждаются Правительством РФ.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий,
должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей.
В предшествующий
период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от
17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР
№ 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.
Как видно из
материалов дела, М***. 13.10.2005 года обратился в Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской
области с заявлением о досрочном назначении трудовой
пенсии по старости в соответствии с п/п 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в РФ». 13.10.2005 года истцу была назначена трудовая пенсия. Льготный
стаж М***. на дату обращения составлял
25 лет 04 дня. В специальный стаж М***. не были включены периоды службы в
составе Вооруженных Сил СССР с 23.10.1978 года по 25.10.1980 года.
Положением о порядке
исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от
17.12.1959 № 1397, «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения
и сельского хозяйства», которое действовало до 01.10.1993, предусматривалось,
что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается служба
в составе Вооруженных Сил СССР.
Таким образом, период
службы М***. в составе Вооруженных Сил СССР с 23.10.1978
года по 25.10.1980 года действующим в тот период законодательством засчитывался
в педагогический стаж для назначения
досрочной пенсии по старости.
При таких
обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что период прохождения М***. службы в составе
Вооруженных Сил СССР подлежит включению
в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по
старости независимо от времени его
обращения за назначением пенсии и времени
возникновения у него права на досрочное
назначение пенсии по старости. В связи с чем Управление Пенсионного фонда РФ в Ульяновском районе и
г.Новоульяновске Ульяновской области обязано включить М***. в специальный стаж, дающий право на
досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности, службу в составе Вооруженных Сил СССР с 23.10.1978 года по 23.10.1980
года и произвести перерасчет трудовой
пенсии.
Доводы, приведенные
УПФ РФ в Ульяновском районе и
г.Новоульяновске Ульяновской области в кассационной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Отказывая М***. во включении в педагогический стаж периода
службы в составе Вооруженных Сил СССР, ответчик сослался на то, что в настоящее
время служба в армии не предусмотрена Списками, утв. Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Постановлением Правительства РФ от
22.09.1999 № 1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463.
Однако оценку
пенсионных прав истца необходимо проводить в соответствии с законодательством,
действовавшим в спорный период.
Положения статьи 6
(части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55
(части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней
предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения,
необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в
разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в
том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет
уважаться властями и будет реализовано.
Принимая во внимание
правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Постановлении от
29.01.2004 № 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения
нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее
приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Согласно ч. 3
Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 «Об утверждении Списка
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей,
периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком
профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность
которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу
лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»,
утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463.
В соответствии с п.
3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
Таким образом,
поскольку в период работы М***. служба в армии включалась в педагогический стаж
Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет
работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета
Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, он имеет право на зачет указанного периода
службы в специальный стаж при назначении ему пенсии в настоящее время.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть
оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения
которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и
гражданина.
В силу изложенного
решение суда соответствует требованиям закона и отмене по доводам кассационной
жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а
:
Решение Ульяновского районного Ульяновской области
от 07 июля 2008 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Ульяновском
районе и г.Новоульяновске Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: