У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33 – *** /
2008 Судья Ощепкова Н.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 августа 2008 года
город Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего
Тураевой Л.П.,
судей Шлейкиной О.В. и Хреновой Г.И.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области на решение Новомалыклинского
районного суда Ульяновской области от 15 июля 2008 года, по которому
постановлено:
Исковые требования А*** Р*** В*** удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии при Управлении
Пенсионного фонда Российской Федерации в Новомалыклинском районе Ульяновской
области № *** от 15.05.2008 года в части не- включения А*** Р.В. в специальный
педагогический стаж периода службы в
Вооруженных силах СССР.
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе включить в специальный стаж А*** Р*** В***,
дающий право на льготное пенсионное обеспечение, период службы в Вооруженных
силах СССР с 13.05.1975г. по 04.05.1977г.
Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе назначить А*** Р*** В*** досрочную пенсию
по старости в связи с педагогической деятельностью в государственных и
муниципальных учреждениях для детей по п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона
№ 173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» с 26.04.2008 года.
Заслушав доклад судьи Хреновой Г.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
А*** Р.В. обратился в суд с иском к Государственному
учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Новомалыклинском районе о признании незаконным решения и
назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование требований указал на то, что решением комиссии
по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Новомалыклинском
районе Ульяновской области от 15 мая 2008 года ему было отказано в досрочном
назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого
25-летнего стажа педагогической деятельности. В
специальный стаж не был включен период прохождения службы в армии с
15.05.1975г. по 15.05.1977г. Считает отказ незаконным, поскольку в период
службу в армии действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря
1959 года № 1397, по которому в стаж работы по специальности для назначения
пенсии по выслуге лет засчитывается служба в составе Вооруженных сил СССР.
Просил обязать УПФ включить в трудовой стаж для назначения
досрочной трудовой пенсии службу в армии и назначить досрочную трудовую пенсию
с момента обращения с 25 апреля 2008 года.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное
выше решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Новомалыклинском районе
Ульяновской области просит решение суда отменить, считая его незаконным. Указывает
на то, что суд необоснованно при вынесении решения применил закон, не
подлежащий применению, а именно - Постановление Совета Министров СССР от 17
декабря 1959 года за № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работниками просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства».
На момент вступления в законную силу закона № 173-ФЗ от
17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ» истец не имел необходимого 25-летнего
педагогического стажа, исчисленного по ранее действующему законодательству.
Действующим законодательством включение службы в Вооруженных силах СССР в
льготный стаж не предусмотрено.
В возражении на кассационную жалобу А*** Р.В. указывает на
несостоятельность доводов жалобы и полагает, что решение суда должно быть
оставлено без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы
и возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены
принятого по делу решения.
По мнению судебной коллегии, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал
представленные доказательства, проверил доводы сторон.
В соответствии с собранными по делу доказательствами, суд
пришел к объективному выводу об
обоснованности заявленного по делу иска.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации»
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения
возраста, установленного ст. 7 настоящего закона, гражданам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей, независимо от
возраста.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы,
и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что решением комиссии ГУ УПФ в Новомалыклинском
районе Ульяновской области от 15 мая 2008 года в стаж педагогической работы А***
Р.В. включены периоды педагогической деятельности продолжительностью 23 года 08
дней. Не включен в специальный стаж период службы истца в армии с 15.05.1975 г. по
15.05.1977 г. – 2 года.
Разрешая заявленные требования А*** Р.В. о включении
указанного периода в педагогический стаж и назначении пенсии, суд пришел к
правильному выводу об их обоснованности.
Согласно
ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах
и других учреждениях для детей», и Правил исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей», в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в
соответствии со Списком профессий и должностей работников народного
образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР
«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР
от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно
п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными
педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за
выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях
в РСФСР».
В спорный
период службы в армии истца действовало Постановление Совета Министров СССР от
17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства».
В
соответствии с п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий
за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным
Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения
засчитывается, в том числе, служба в составе Вооруженных сил СССР.
Судом установлено, что А*** Р.В. проходил службу в
Вооруженных силах СССР с 13.05.1975 г. по 04.05.1977 г., поэтому данный период
обоснованно включен в стаж педагогической работы.
Доводы жалобы о том, что суд применил Постановлением Совета
Министров СССР от 17 декабря 1959 г., не подлежащее применению в настоящее
время, не могут явиться основанием для отмены решения.
Вышеуказанное постановление действительно признано
утратившим силу постановлением Правительства
РФ от 22 сентября 1993 года N
953.
Однако изменения законодательства, ухудшающие положение
гражданина, не должны применяться. Иное означало бы такое ограничение
конституционного права на социальное обеспечение, которое не оправдано
указанными в статье 55 ч. 3 Конституции Российской Федерации целями, ради
достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод
человека и гражданина. Поэтому спорный период работы судом правильно зачтен в
льготный стаж.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность, от 29.10.2002 № 781 периоды
выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях,
указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия
выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной
нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно
по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или
учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной
оклад), за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.
Поскольку истец с 16.08.2004 года по настоящее время работает
директором С*** средней общеобразовательной школы и учителем физической
культуры этой же школы и выполняет норму
учебной нагрузки с 01.03.2005 года, суд пришел к правильному выводу о том, что
на момент обращения за назначением пенсии в связи с педагогической
деятельностью 26 апреля 2008 года истец имел необходимый 25 - летний стаж такой
деятельности.
Поэтому суд на законных
основаниях обязал ответчика назначить ему
досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности с момента обращения за назначением такой пенсии, то есть с 26.04.2008
года.
Приведенное в кассационной
жалобе толкование закона судебной коллегией не может быть принято во внимание,
поскольку оно является неверным.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда
законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной
жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Новомалыклинского районного суда Ульяновской области
от 15 июля 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области –
без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: