Судебный акт
Оспаривание договора личного страхования
Документ от 23.09.2008, опубликован на сайте 09.10.2008 под номером 11146, 2-я гражданская, о взыскании страхового возмещения,о признании договора страхования недействит., Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело № 33-***/2008                                                                   Судья Варова С.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

23 сентября 2008 год                                                          город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Королёвой А.В., Бабойдо И.А.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Т*** Е*** П*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 августа 2008 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования открытого акционерного общества «М***» удовлетворить.

Признать недействительным договор страхования ИПТ нс № ***, заключенный 16 октября 2007 года между филиалом ОАО «М***» в г.Димитровграде и Т*** Е*** П***.

В удовлетворении исковых требований Т*** Е*** П*** к открытому акционерному обществу «М***» о взыскании страхового возмещения отказать.

Взыскать с Т*** Е*** П*** в пользу открытого акционерного общества «М***» в возмещение судебных расходов по госпошлине 2 000 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Королёвой А.В., судебная коллегия

 

У с т а н о в и л а :

 

Т*** Е.П. обратился в суд с иском к ОАО «М***» о взыскании страхового возмещения в сумме 2 750 000 рублей.

 

Иск мотивировал тем, что 09 октября 2007 года между ним и ОАО «П***» был заключен кредитный договор, по которому ему был предоставлен кредит в сумме 2 500 00 рублей  сроком на 120 месяцев. Права кредитора по договору были обеспечены: ипотекой жилого дома с земельным участком; личным страхованием его жизни и здоровья, по условиям которого выгодоприобретателем являлся ОАО «***банк»; страхованием риска, связанного с владением, пользованием и распоряжением застрахованным имуществом предмета ипотеки, по условиям которого первым выгодоприобретателем являлся  ОАО «***банк».   В обеспечение обязательств по кредитному договору 16 октября 2007 года он заключил с ОАО «М***» договор личного страхования, предметом которого являются его имущественные интересы, связанные с причинением вреда жизни и здоровью в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания).  В марте-апреле 2008 года он находился на лечении, а в мае 2008 года в результате освидетельствования ему была установлена 2 группа инвалидности.  По условиям договора страхования установление инвалидности является страховым случаем. Однако ответчик отказал ему в выплате страхового возмещения в пользу  ОАО «***банк».

 

ОАО «М***» обратилось в суд со встречным иском к Т*** Е.П.  о признании договора страхования недействительным. Иск мотивировало тем, что договор был заключен на основании письменной анкеты-заявления, заполненной собственноручно Т*** Е.П.  В анкете было указано, что сведения, предоставляемые страхователем, должны быть подробны, точны и достоверны, в противном случае договор страхования и страховой полис будут признаны недействительными. Т*** Е.П. скрыл факт того, что он уже имел заболевание (нарушение мозгового кровообращения) и был признан инвалидом второй группы. Заполняя сведения о себе, он сообщил заведомо ложные сведения об объекте страхования и степени риска, что в силу статьи 944 ГК РФ является основанием для признания договора недействительным.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе Т*** Е.П. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение. Жалоба мотивирована тем, что в анкете он сообщил об имевшем место заболевании – язве желудка, то есть проявил добросовестность при заключении договора. Страховщик имел возможность направить его на медицинское освидетельствование, однако этого не сделал.  Страховщик сам проявил беспечность, неосмотрительность. Сам он, Т*** Е.П., страховщика в заблуждение не вводил, умышленно сведения о себе не скрывал.  Судом необоснованно приняты во внимание свидетельские показания Н*** Н.В., поскольку она не могла дать объективных пояснений. Заявление он заполнял второпях, был без очков, галочки ставил там, где показывала Н***. Кроме того, после заключения договора страхования он продолжал выполнять условия кредитного договора, вносил платежи, за страховым возмещением обратился только в апреле  в связи с ухудшением состояния здоровья.

 

В возражениях на кассационную жалобу ОАО «М***» просит решение оставить без изменения, указывает на те же доводы, которыми мотивировало встречный иск.

 

В отзыве на кассационную жалобу ОАО «Промышленный коммерческий «***банк» поддерживает кассационную жалобу Т*** Е.П., указывая, что Т*** Е.П. не сообщал страховщику заведомо ложные сведения в отношении своего здоровья, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений и отзыва на жалобу, заслушав представителя  ОАО «П***» Ч*** И.Н., поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.

 

Материалами дела установлено, что 09 октября 2007 года между Т*** Е.П. и ОАО «П***» был заключен кредитный договор № ***, по которому Т*** Е.П. был предоставлен кредит 2 500 000 рублей  сроком на 120 месяцев.  Права кредитора до договору были обеспечены: ипотекой жилого дома с земельным участком по ул***, *** в городе Димитровграде (договор ипотеки № ***);  личным страхованием жизни и здоровья Т*** Е.П., по условиям договора первым выгодоприобретателем является кредитор  ОАО «***банк»; страхованием риска, связанного с владением, пользованием и распоряжением застрахованным имуществом предмета ипотеки – жилого дома с земельным участком, по условиям договора первым выгодоприобретателем является кредитор  ОАО «***банк».

 

В соответствии с договором личного страхования от 16 октября 2007 года (ИПТ нс №***), заключенным между ОАО «М***» и Т*** Е.П. в соответствии с Правилами комплексного ипотечного страхования от 25 июня 2007 года, объектами страхования являются имущественные интересы страхователя, связанные с причинением вреда жизни и здоровью застрахованного лица (страхование от несчастного случая и/или болезни (заболевания)). Страховыми случаями являются: смерть застрахованного лица, наступившая в течение срока действия договора страхования в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания); установление застрахованному лицу 1 или 2 группы инвалидности в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания) (в течение срока действия настоящего договора или не позднее, чем через 180 дней после его окончания).

Приложением к договору является анкета-заявление по страхованию, в которой, помимо иных сведений, страхователь сообщает сведения о нарушении его здоровья, включая причины обращения за медицинской помощью.

 

Принимая решение об отказе в удовлетворении иска Т*** Е.П. о взыскании страхового возмещения и удовлетворяя встречный иск о признании договора страхования недействительным, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства.

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 944 Гражданского кодекса РФ при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если они не были и не должны были быть известны страховщику.

 

Существенными во всех случаях признаются обстоятельства, определенно оговоренные страховщиком в стандартной форме договора страхования (страхового полиса) или его письменном запросе.

 

Разработанный страховщиком стандартный бланк заявления на страхование применительно к правилам статьи 944 Гражданского кодекса РФ имеет такое же значение, как и письменный запрос. Следовательно, сведения в заявлении о наличии или отсутствии заболеваний, болезни, инвалидности, наличии направления на медицинское освидетельствование   являются существенными обстоятельствами.

 

Из анкеты-заявления, заполненной Т*** Е.П., усматривается, что он сообщил о состоянии своего здоровья не соответствующие действительности сведения.  Например, в графе о наличии нарушения мозгового кровообращения, болей в области сердца, ишемической болезни  Т*** Е.П. проставил отметку об их отсутствии.  Также в графе об инвалидности или подготовке к направлению на медико-социальную экспертизу он проставил «нет».

 

Однако, как было установлено в ходе судебного разбирательства, Т*** Е.П. с 03 октября 2004 года по 18 октября 2004 года лечился стационарно в неврологическом отделении с диагнозом: острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу в бассейне ЛСМА, гемипарез справа.

С 05 апреля 2005 года он освидетельствован в бюро МСЭ с диагнозом: последствие острого нарушения мозгового кровообращения в бассейне левой средне-мозговой артерии с правосторонним выраженным гемипарезом с выраженным нарушением функции статики, координации, интеллектуально-мнестическим снижением, частичной моторной афазией.  Признан инвалидом второй группы. В 2006, 2007 и 2008 годах ежегодно проходил переосвидетельствование с тем же диагнозом, с той же группой инвалидности.

 

Таким образом, Т*** Е.П. при заполнении анкеты-заявления и заключении договора страхования не мог не знать о наличии у него указанных выше заболеваний и группы инвалидности, соответственно, скрыл указанные обстоятельства, которые являются существенными, влекущими признание договора страхования недействительным.

 

Доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, так как сокрытие Т*** Е.П. существенных обстоятельств является очевидным, бесспорно установленным.  То обстоятельство, что он указал на наличие у него язвы желудка, не свидетельствует о том, что он не скрыл иные существенные сведения о состоянии своего здоровья.

Анкета-заявление, являющаяся частью договора страхования, содержала в себе достаточно подробный перечень проблем со здоровьем, обязанность правильного заполнения которого лежала на страхователе. В данном случае не может идти речи о неосмотрительности страховщика, поскольку страховщик получает информацию в том объеме, который до него доводит страхователь.  При этом следует учитывать, что в силу закона, охраняющего врачебную тайну, страховщик иной информацией, кроме сообщенной страхователем, не обладает.

 

Доводы о том, что анкета заполнялась без очков, подпись ставилась там, где показывала Н***, судебная коллегия находит надуманными. Этим доводам, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, суд дал правильную оценку.

 

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным.

 

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 августа 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Т*** Е*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: