Судебный акт
Оспаривание действий миграционной службы
Документ от 16.09.2008, опубликован на сайте 23.10.2008 под номером 11274, 2-я гражданская, об обязании принять докум.для оформл.гражд.РФ в упрщ.порядке,оформ.регистр.по месту времен.пребыв., Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

дело № 33-***/2008                                                                            судья: Костюнина Н.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

16 сентября 2008 год                                                                                   город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Жаднова Ю.М.

судей                                 Бабойдо И.А., Кинчаровой О.Е.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 июля  2008 года, по которому суд решил:

 

Заявление М*** удовлетворить.

Установить факт постоянного проживания М*** по состоянию на 01.07.2002 года на территории РФ.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области в лице территориального пункта Управления Федеральной миграционной службы РФ по Ульяновской области в Инзенском районе принять у М*** следующий пакет документов для оформления гражданства РФ в упрощенном порядке по ст. 14 ч.4 ФЗ РФ «О гражданстве»: заявление в 2-х экземплярах; квитанцию об оплате госпошлины в размере 1000 рублей; свидетельство о рождении, паспорт гражданина Республики Грузия, нотариально удостоверенный перевод паспорта, его ксерокопию, решение суда об установлении факта проживания на 01.07.2002 года территории РФ, отказ от гражданства Республики Грузия, квитанцию о заказном почтовом отправлении, три фотографии размером 3x4 сантиметра.

Обязать территориальный пункт Управления федеральной миграционной службы РФ по Ульяновской области в Инзенском районе зарегистрировать М*** в г. Инза, ул.***, *** сроком на 90 суток с 29.07.2008  года.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., судебная коллегия

установила:                         

 

М*** обратилась в суд с заявлением к территориальному пункту Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области в Инзенском районе об обязании принять документы для оформления гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, оформлении регистрации по месту временного пребывания на 90 суток, указывая, что в период безвизового въезда на территорию РФ в 2000 году она вместе с родителями переехала на постоянное  жительство в РФ из Грузии. На тот момент она была несовершеннолетней. Родители получили российское гражданство, она до сих пор гражданство оформить не может. Сначала ей разъяснили, что нужно получить грузинский паспорт, поскольку у нее не было никакого паспорта, Обратившись в Посольство Грузии в г.Москве в феврале 2008 года, она получила грузинский паспорт, однако несмотря на наличие данного паспорта документы на гражданство России у нее не принимают. Считает, что она имеет право на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, поскольку ее родители являются гражданами РФ.

Уточнив требования, М***. просила суд установить  факт  ее   постоянного   проживания   на территории РФ по состоянию на 01.07.2002 года, обязать ответчика принять у нее документы на оформление российского гражданства в упрощенном порядке по ст.14 ч.4 ФЗ РФ «О гражданстве РФ», поскольку по состоянию на 01.07.2002года она постоянно проживала и проживает на территории РФ, зарегистрировать по месту временного пребывания в г.Инза, ул.***, *** сроком на 90 суток.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Ульяновской области, не соглашаясь с решением, просит его отменить, указывая, что согласно   статье   6   (часть   1)   Конституции   Российской   Федерации гражданство   Российской    Федерации    приобретается    и    прекращается    в соответствии с требованиями Федеральный закона от  31   мая   2002   года      гражданстве   Российской   Федерации", где предусматривается    возможность    приема    в    гражданство    Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке является наличие у ходатайствующего лица регистрации  по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации либо вида на жительство. В разделе II Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденном Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325   при  приобретении   гражданства  в соответствии с ч.4 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ» иностранные граждане и лица без гражданства должны предоставить паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина  или лица без  гражданства,   со   свидетельством   о   регистрации   по   месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года, либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство. Они не согласны с выводами суда, что    регистрация,   по   сути,   является   административным   актом и установление   факта   постоянного   проживания   влечет   для   заявительницы  последствия в виде оформления гражданства РФ. Суд постановил решение без учета положений  Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 8 ноября 2005 года №402-0  по жалобе гражданки  Фатуллаевой  Г.В., где сказано, что требования о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР,  прибывших  в  Российскую  Федерацию  из  государств, входивших  в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории  Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года является обязательным. Сам по себе установленный судом факт постоянного проживания  лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации   в   упрощенном   порядке,   поскольку   Федеральный   закон   "О гражданстве Российской Федерации" под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании. Выводы суда о том, что гр. М***. подлежит регистрации по месту проживания без истребования визы также не основаны на законе, а применение постановления Правительства РФ от 1997г., действующее до 08.05.2002г. при вынесении решения является нарушением материального права. Въехав на территорию РФ  в  2000  году, М*** могла быть  зарегистрирована по месту жительства, однако этого не было сделано, в связи с чем ссылка на  данное постановление Правительства не состоятельна. Неправильно, по мнению автора жалобы, применен судом  и ФЗ « О правовом положении иностранных граждан».

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст.14 ч.4 ФЗ РФ от 11.11.2003 года №151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в  состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в РФ по состоянию на 01.07.2002 года,  либо получившие разрешение на временное проживание в РФ принимаются в гражданство РФ в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а, в, д» части 1 ст.13 настоящего Федерального Закона, и без предоставления вида на жительство, если они до 01.01.2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство РФ.

В разделе 2  Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002года №1325 (с изменениями от 31.12.2003года №1545) сказано, что  для приобретения гражданства на основании части 4 ст. 14  Федерального Закона № 151-ФЗ,  в числе других документов граждане должны представить паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на  01.07.2002года, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации    по месту жительства по состоянию на 01.07.2002года, либо разрешение на временное проживание в РФ, либо вид на жительство (при его наличии) с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что регистрация является, по сути, административным актом, подтверждающим факт проживания гражданина на определенной территории в определенное время, и установление факта проживания М*** на 01.07.2002 года на территории РФ в судебном порядке  свидетельствует о её постоянном проживании на территории Российской Федерации, что позволяет оформить российское гражданство в упрощенном порядке.

Учитывая изложенное и дав надлежащую правовую оценку представленным М*** доказательствам, суд пришел к обоснованному выводу о том, что по состоянию на 01.07.2002 года  М*** постоянно проживала в Российской Федерации, образовала семью, где 07.01.2002 года родила ребенка.

Каких-либо данных о приобретении М*** гражданства другого государства суду представлено не было.

Суд правильно указал, что для  приобретения гражданства РФ  в упрощенном порядке М***., как лицу, проживавшему постоянно на 01.07.2002 года на территории РФ,  необходимо представить в ТП УФМС в Инзенском районе следующие документы: заявление в 2-х экземплярах; квитанции об оплате госпошлины в размере 1000 рублей, свидетельство о рождении, паспорт гражданина Республики Грузия, нотариально удостоверенный перевод паспорта, его ксерокопию, решение суда об установлении факта постоянного проживания на территории РФ на 01.07.2002года; отказ от гражданства Республики Грузия, квитанцию о заказном почтовом отправлении, три фотографии размером 3x4 сантиметра.

Разрешая требования М***. о  её регистрации по месту пребывания, суд правильно указал, что  истица прибыла на территорию РФ до установления визового режима с Грузией, который был  введен Россией с 05.12.2000года. На момент въезда М*** на территорию РФ  и  до введения в действие ст. 5 ФЗ РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 01.07.2002 года №115-ФЗ (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003года), действовало Постановление Правительства  РФ от 12.03.1997 года «О   распространении действий Правил регистрации и снятия  граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств-участников СНГ и государств Балтии», действовавшее  до 08.05.2002 года. В данном постановлении отсутствовали какие-либо ограничения для регистрации граждан, прибывших из стран СНГ, являющихся гражданами бывшего СССР. Их регистрация по месту жительства  или   месту   пребывания   на  территории   РФ   осуществлялась   на  общих  основаниях   в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Вывод суда о том, что М*** не является вновь прибывшим иностранным гражданином или лицом без гражданства, а потому к ней не могут применяться положения Федерального Закона «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в рассматриваемой части требований соответствует действовавшему  на момент возникновения спорных правоотношений законодательству.

Доводы кассационной жалобы о том, что  утратившее силу с 08.05. 2002 года Постановление Правительства РФ от 12.03.197 г. не может быть применено в рассматриваемом споре,  не может служить основанием для отмены решения, поскольку со ссылкой на данное постановление судом была дана юридическая оценка сложившимся правоотношениям  на указанное время и оценка прав М***. на регистрацию по месту пребывания  на тот же период.

Несвоевременная реализация указанного права не может влиять на  право М***. на получение гражданства РФ в упрощенном порядке.

Как указывалось выше, факт длительного постоянного проживания М***. на территории Российской Федерации, в том числе и  по состоянию на 01.07.2002 года,  подтвержден бесспорными доказательствами.

Другие доводы жалобы существенными не являются, на правильность постановленного по делу решения они влиять не могут.

Решение подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 июля 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: