Судебный акт
Спор об участии в подпрограмме обеспечения жильем молодых семей
Документ от 14.10.2008, опубликован на сайте 31.10.2008 под номером 11330, 2-я гражданская, о признании нуждающ.в улучшении жил.условий, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2008 г.                                              Судья Рыбалко В.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

14 октября 2008 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.

судей                                Николаевой Р.И. и Булгакова Г.М.

рассмотрела дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 августа 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования Г*** С*** А***, Г*** Л*** П*** удовлетворить.

Признать Г*** С*** А***, Г*** Л*** П*** и их несовершеннолетнюю дочь Г*** А*** С*** нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Возложить на мэрию г. Ульяновска обязанность включить Г*** С*** А***, Г*** Л*** П*** и их несовершеннолетнюю дочь Г*** А*** С*** в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Г*** С.А., Г*** Л.П. обратились в суд с иском к мэрии г. Ульяновска о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей».

В обоснование заявленных требований указали, что решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска от 14.02.2008 их семья не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, что лишает их возможности получить субсидию на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Основанием к отказу в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий явилось то обстоятельство, что Г*** С.А. в декабре 2006 года отказался от участия в приватизации квартиры № *** дома *** по ул*** в г. Ульяновске.

Решение комиссии не соответствует закону, поскольку отказ от приватизации нельзя расценивать, как умышленные действия с целью ухудшения жилищных условий. При вынесении решения комиссия не учла, что в 2007 году у них родилась дочь А***, следовательно, имеющаяся у них жилая площадь должна делиться на 3-х членов семьи. С учетом наличия у Г*** С.А. на праве собственности доли в квартире № *** дома *** по ул. Промышленной в г. Ульяновске на каждого из них приходится по 7,1 кв.м жилой площади, что ниже установленной решением Ульяновской Городской Думы нормы.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В кассационной жалобе мэрия г. Ульяновска просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и отказать в удовлетворении иска. При этом указывает, что отказ Г*** С.А. от участия в приватизации квартиры № *** дома *** по ул. *** в г. Ульяновске в пользу матери Г*** Н.В. свидетельствует об умышленном ухудшении Г*** С.А. своих жилищных условий, что препятствует признанию его нуждающимся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет. По аналогии с Законом г. Москвы от 15.01.2003 № 22 ухудшением жилищных условий считается определение долей, выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений. Гуськов С.А., отказавшись от приватизации муниципального жилья, выделенного, в том числе, и на него, необоснованно намерен улучшить свои жилищные условии за государственный счет.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя мэрии г. Ульяновска Г*** Л.Н., Г*** С.А. и его представителя А*** Е.А., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы.

Основной целью входящей в нее подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» является государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, основной задачей подпрограммы – предоставление молодым семьям – участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.

Участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей, и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.12.2007 № 979).

Для целей подпрограммы под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также другие молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие доходы, достаточные для получения ипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как видно из материалов дела, Г*** С.А. и Г*** Л.П. состоят в зарегистрированном браке с 21.10.2006. От брака имеют дочь А***, 27.11.2007 года рождения.

30.01.2008 Г*** С.А. и Г*** Л.П. обратились в мэрию г. Ульяновска с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий для последующего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Комиссия по учету и распределению жилплощади при мэрии г. Ульяновска решением от 14.02.2008 отказала в признании семьи Г***ых нуждающейся в улучшении жилищных условий, что, соответственно, повлекло отказ во включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Г*** С.А. проживает в квартире № *** дома *** по ул. *** в г. Ульяновске, принадлежащей на праве собственности его матери Г*** Н.В. на основании договора приватизации от 18.12.2006. Г*** С.А. от участия в приватизации квартиры отказался. В квартире общей площадью 62,57 кв.м проживают 5 человек, на каждого из которых приходится по 12,5 кв.м общей площади.

Г*** Л.П. на основании договора приватизации от 01.03.2001 является собственницей 1/3 доли квартиры № *** дома *** по ул. *** в г. Ульяновске, общей площадью 63,94 кв.м. Вместе с ней зарегистрирована ее дочь Г*** А***. Доля общей площади квартиры, принадлежащая Г*** Л.П., составляет 21,31 кв.м.

Сумма общей площади занимаемых истцами жилых помещений составляет 33,81 кв.м (12,5 + 21,31), доля, приходящаяся на каждого из членов семьи, – 11,27 кв.м.

Решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи.

При таких обстоятельствах, поскольку на каждого члена семьи Г***ых приходится менее учетной нормы общей площади жилого помещения, суд пришел к правильному выводу, что семья Г***ых нуждается в улучшении жилищных условий, и обоснованно удовлетворил заявленные истцами исковые требования.

Доводы, приведенные мэрией г. Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

К таким действиям могут быть отнесены продажа жилой площади или ее части; иное отчуждение жилья (дарение); незаконные переустройства, перепланировки с целью уменьшения общего размера жилой площади; незаконная регистрация (или фактическое проживание) новых жильцов в помещении в качестве членов семьи собственника или нанимателя с целью уменьшения размера жилой площади на одного человека, а также другие действия, которые позволяют установить причинную связь между их совершением и постановкой на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Совершение таких действий истцами суд не установил.

Отказ Г*** С.А. в декабре 2006 года от участия в приватизации квартиры не привел к нуждаемости его в улучшении жилищных условий, поскольку норма приходящейся на его долю площади жилого помещения составила более 12 кв.м.

Кроме того, данные действия были совершены задолго до рождения в семье Г***ых ребенка и обращения с заявлением об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», следовательно, причинной связи между отказом Г*** С.А. от приватизации и нуждаемостью его семьи в настоящее время в жилом помещении не имеется.

Приведенная в кассационной жалобе аналогия с Законом города Москвы неуместна, а, кроме того, данный закон не предусматривает отказ от приватизации жилого помещения в качестве обстоятельства, свидетельствующего об умышленном ухудшении гражданином своих жилищных условий.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 августа 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: