У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2008 г.
Судья Ибрагимова Е.А.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
28 октября 2008 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.
судей Николаевой
Р.И. и Аладина П.К.
рассмотрела дело по кассационной
жалобе представителя Б*** Н.Н. И*** А.Е. на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 15 сентября 2008 года, по которому
Б*** Н*** Н***
отказано в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.
Ульяновска о признании права на компенсационную выплату и взыскании
неполученных денежных средств по данной выплате.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Б*** Н.Н. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Ленинском районе г. Ульяновска о признании права на компенсационную выплату и
взыскании неполученных денежных средств.
В обоснование своих
требований указала, что является инвалидом II группы по общему заболеванию с 22.03.1995
пожизненно и в 1996 году обратилась к ответчику с заявлением о назначении и
выплате ежемесячной денежной компенсации как престарелому лицу, нуждающемуся в
постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. В 2008 году ей
стало известно, что пенсионный орган не производил ей данную компенсационную
выплату за весь период с момента ее обращения. Отказывая в назначении
компенсационной выплаты, ответчик в своем ответе от 14.07.2008 указал ей, что
предоставленная ею справка о нуждаемости в постоянной посторонней помощи не
дает права на назначение компенсационной выплаты. Отказ ответчика является
незаконным, поскольку по Закону РФ «О государственных пенсиях в РФ» данные
термины являлись синонимами и надбавка к пенсии устанавливалась, если пенсионер
нуждался в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Просила признать за
ней право на получение компенсационной выплаты, как престарелому лицу, нуждающемуся
в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения; взыскать с
ответчика ежемесячную компенсационную
выплату, начиная с 01.07.2008 бессрочно в размере 1200 руб. с
последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, а также
задолженность за последние три года в общей сумме 11 160 руб.
Судом постановлено
указанное выше решение.
В кассационной
жалобе представитель Б*** Н.Н. И*** А.Е. не соглашается с решением суда и
просит его отменить. При этом указывает, что выводы суда первой инстанции,
изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела и обстоятельства,
имеющие значение для дела, не доказаны. При вынесении решения суд не учел, что пенсионное
законодательство не содержало и не содержит разграничения критериев
«необходимая постоянная посторонняя помощь», «необходимый постоянный
посторонний уход», «необходимый постоянный посторонний надзор». Согласно ст. 21
Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» данные термины являлись синонимами.
Обязанность по разъяснению гражданину права на получение компенсационной
выплаты и порядка ее оформления лежит на ответчике, что подтверждается п. 8
Правил осуществления ежемесячных компенсационных выплат, утвержденных
Постановлением Правительства РФ № 343 от 04.06.2007. Согласно п. 13 Правил
суммы назначенной компенсационной выплаты, не полученные своевременно,
выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года до обращения за ее
получением. Суммы, не выплаченные по вине пенсионного органа, выплачиваются за
все время без ограничения каким-либо сроком.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как видно из
материалов дела, Б*** Н.Н. является инвалидом II группы по общему заболеванию бессрочно, с
1994 года является получателем трудовой пенсии по старости.
Указом Президента РФ
от 26.12.2006 № 1455 (в ред. Указа Президента РФ от 13.05.2008 № 774) «О
компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными
гражданами» в целях усиления социальной защиты нетрудоспособных граждан компенсационные
выплаты с 01.07.2008 установлены в размере 1200 руб. В период с 01.01.2007 до
30.06.2008 размер компенсации составлял 500 руб. До названного Указа размеры
компенсаций определялись Указами Президента РФ от 26.06.2001 № 767, от
17.03.1994 № 551 и составляли соответственно 120 руб. и 60 руб.
Постановлением Правительства РФ от 04.06.2007
№ 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат
неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными
гражданами.
Данными Правилами определяются в соответствии
с Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 порядок назначения и осуществления
ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам,
осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами.
Пунктом 6 Правил установлено, что для
назначения компенсационной выплаты в пенсионный орган должны быть представлены:
заявление лица, осуществляющего уход, с указанием даты начала ухода и своего
места жительства; заявление
нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода
конкретным лицом; справки, подтверждающие отсутствие дохода у лица,
осуществляющего уход; заключение лечебного учреждения о нуждаемости
престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе и другие документы.
Компенсационная выплата назначается с месяца,
в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями
и всеми необходимыми документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не
ранее дня возникновения права на указанную выплату (п. 8).
Аналогичные требования содержались в Порядке
предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам,
осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, утвержденном
Постановлением Правительства РФ от 25.05.1994 № 549.
В ходе рассмотрения суд не получил
доказательств, что Б*** Н.Н. и лицо, осуществляющее за ней уход, обращались в
УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении
компенсационной выплаты, а также доказательства того, что Б*** Н.Н. нуждается в
постоянном постороннем уходе. При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал
в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы, приведенные представителем
Б*** Н.Н. И*** А.Е. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен судом правильно.
Как видно из
представленной Б*** Н.Н. справки ВКК Поликлиники № 1 им. С.М.Кирова № *** от
30.10.1996, она нуждается по состоянию здоровья в постоянной посторонней
помощи. Указания о том, что Б*** Н.Н. нуждается в постоянном постороннем уходе,
справка не содержит.
Между тем, исходя из
содержания приведенных выше нормативных актов, компенсационная выплата
выплачивается лишь лицам, нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Право на
получение компенсационной выплаты лицами, нуждающимися в постоянной посторонней
помощи, Указом Президента РФ от 26.12.2006 № 1455 не предусмотрено.
Довод кассационной
жалобы о том, что данные понятия являются равнозначными, судебная коллегия
находит необоснованным, поскольку приведенный нормативный акт устанавливает
компенсационную выплату лишь определенным категориям граждан и не допускает
расширительного толкования.
Ссылка на Закон РФ
«О государственных пенсиях в РФ» не может быть принята во внимание, поскольку,
во-первых, названный закон не действует с 01.01.2002, во-вторых,
предусмотренная статьей 21 данного закона надбавка к пенсии и компенсационная
выплата, назначаемая в настоящее время по Правилам, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 04.06.2007 № 343, имеют различную правовую природу.
Надбавка, предусмотренная ст. 21 Закона РФ «О
государственных пенсиях в РФ», начислялась к пенсии и являлась составной
частью пенсии.
При назначении пенсии по Федеральному закону
от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вступившему
в силу с 01.01.2002, норма о начислении этой надбавки не применяется. При
осуществлении конвертации пенсионных прав в соответствии с п. 6 ст. 30
Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ эта надбавка была учтена Б*** Н.Н. как
составная часть установленной ей пенсии и вошла в страховую часть пенсии.
Компенсационная выплата, назначаемая в
настоящее время по Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
04.06.2007 № 343, предназначена не для лиц, которые нуждаются в постоянном
постороннем уходе, а для неработающих трудоспособных лиц, которые осуществляющим
уход за данными гражданами. Именно поэтому назначение компенсационной выплаты
возможно лишь при одновременном обращении в пенсионный орган как лица, которое
нуждается в уходе, так и лица, которое данный уход осуществляет.
При изложенных обстоятельствах, поскольку Б*** Н.Н. и лицо,
которое осуществляет за ней уход, в установленном порядке в УПФ РФ в Ленинском
районе г. Ульяновска не обращались и у Б*** Н.Н. отсутствует заключение
лечебного учреждения о ее нуждаемости в постоянном постороннем уходе, оснований
для взыскания в ее пользу компенсационной выплаты не имеется.
Решение суда соответствует требования закона
и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л
и л а :
Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска
от 15 сентября 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя
Б*** Н.Н. И*** А.Е. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: