Судебный акт
Спор о присвоении специального звания в ОВД
Документ от 26.05.2009, опубликован на сайте 11.06.2009 под номером 12310, 2-я гражданская, о восстановлении спец.звания,обязании произвести перерасчет денежного содер., без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2009 г.                                              Судья Петрова И.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

26 мая  2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Казаковой М.В.,  Булгакова Г.М.                             

рассмотрела дело по кассационной жалобе Н*** В*** А*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 апреля 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования Н*** В*** А*** к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению внутренних дел по Ульяновской области о восстановлении специального звания «полковник милиции», обязании произвести перерасчет денежного содержания с учетом соответствующего оклада по восстановленному званию – оставить без удовлетворения в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Н*** В.А. обратился в суд с иском к МВД РФ, УВД по Ульяновской области о восстановлении с 11.07.2008 года ранее имевшегося специального звания «полковник», обязании произвести перерасчет денежного содержания с у четом соответствующего оклада по званию. В обоснование иска указал, что в период с 01.04.1992 г.  по 01.02.2002 г. проходил службу на различных должностях в УВД И*** области. 01.02.2002 г. уволен из органов внутренних дел  по п. «а» ч.6 ст. 19 Закона РФ «О милиции» в специальном звании «подполковник милиции». 20.02.2002 г. был зачислен в Федеральную службы налоговой полиции по И*** области,  при этом подтверждено его специальное звание «подполковник налоговой полиции». На основании Указа Президента РФ от 21.03.2003 г.  Федеральная  служба налоговой полиции была упразднена. Этим же Указом  Президента РФ Государственный комитет по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ при МВД РФ преобразован  в Государственный комитет РФ по контролю наркотических средств и психотропных веществ. На основании указанного нормативно-правового акта он был уволен 18.06.2003 г. из органов налоговой полиции и 22.07.2003 г. зачислен  в кадры Госнаркоконтроля с подтверждением специального звания «подполковник полиции». Приказом УФСКН РФ от 22.08.2006 года ему присвоено звание «полковник полиции». 01.07.2008 г. он уволен из УФСКН РФ по И*** области по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. Приказом УВД по Ульяновской области от 04.07.2008 г. он зачислен в кадры органов внутренних дел на должность заместителя начальника *** милиции УВД по Ульяновской области с 11.07.2008 года, ему присвоено звание «подполковник милиции».  На его устное обращение в УВД по Ульяновской области по вопросу подтверждения специального звания «полковник» получил ответ, что между МВД России и ФСКН РФ отсутствует нормативно-правовой акт о соотношении  специальных званий указанных органов. В настоящее время готов принять решение об увольнении из органов внутренних дел по выслуге лет, однако звание «подполковник милиции» влияет на размер будущей пенсии. Полагал, что ответчик нарушил ст. 13 ФЗ от 27.05.2003 года  № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», согласно которой при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание, а также период пребывания в соответствующем классном чине, дипломатическом ранге, воинском и специальном звании учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы. Отказ в сохранении специального звания «полковник милиции» при приеме его на службу в УВД Ульяновской области нарушает его права.

Рассмотрев спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Н*** В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на рассмотрение в тот же суд. Указывает, что  выводы суда о невозможности восстановления ему специального звания  «полковник»  основаны только на нормативно-правовых актах, регламентирующих прохождение  службы в органах МВД РФ, и одностороннем толковании положения ст. 13 ФЗ от 27.05.2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации». Он проходил службу в правоохранительных органах, деятельность которых регламентируется  Законом РФ от 24.06.1993 года «О  федеральных органах налоговой полиции», Указом Президента РФ от 05.06.2003 г. «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», Законом РФ от 18.04.1991 г. «О милиции». В указанных нормативно-правовых актах содержатся дефиниции  правоохранительной  службы, условия ее прохождения и присвоения специальных званий, в связи с чем ссылка суда на отсутствие Федерального закона о правоохранительной деятельности, не позволяющее применять в полном объеме положения ст. 13 ФЗ № 58 от 27.05.2003 года,  является несостоятельной.  Между ФСКН РФ и МВД РФ не урегулирован вопрос о переводе сотрудников из одного органа в другой. Данный переход оформляется увольнением и приемом на работу, хотя фактически является переводом, поэтому специальное звание должно быть сохранено. Кроме того, суд имел возможность соотнести имеющуюся  у него  выслугу лет и занимаемую должность с условиями присвоения в целях  сохранения имевшегося у него при переходе на новый вид государственной службы специального звания. В отсутствие специального нормативного акта, регулирующего вопрос сохранения специального звания  между ФСНК РФ и МВД РФ, суд должен был применить положения Федерального закона № 58 от  27.05.2003 года, имеющего высшую юридическую силу по отношению к ведомственному нормативно-правовому акту.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что  Н*** В.А. в период с 1992 года по февраль 2002 г. занимал различные должности в УВД г. А*** И*** области, был уволен с должности начальника *** милиции ГОВД г. Ш*** И*** области по п. «а» ч. 6 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по собственному желанию).  В период службы в органах внутренних дел И*** области ему было присвоено специальное звание  «подполковник милиции».

С февраля 2002 г. по июнь 2003 г. Н*** В.А. служил в Управлении Федеральной налоговой полиции  России по И*** области и был уволен из органов налоговой полиции по ст. 45 п. «е» (по сокращению штатов).

С июля 2003 г. по 10.07.2007 г. Н*** В.А. служил в Региональном управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по И*** области (Госнаркоконтроль) и был уволен  по п.3 ст. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (по выслуге срока службы). 

При поступлении истца на службу в органы Госнаркоконтроля ему сохранили ранее имевшееся специальное звание «подполковник полиции». В период службы в Госнаркоконтроле приказом  УФСНК России № *** от 22.08.2006 года ему присвоено специальное звание «полковник полиции».

11.07.2008 г. Н*** В.А. был принят на службу в органы милиции на должность заместителя начальника *** милиции УВД по Ульяновской области. Приказом МВД РФ от 24.07.2008 г. № *** он зачислен в кадры МВД РФ со специальным званием «подполковник милиции».

Условия и порядок присвоения, лишения  и восстановления специальных званий гражданам, состоящим на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, определены в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы деятельности органов внутренних дел. Такими актами являются Закон РФ от 18.04.1991 г. № 1026-1  «О милиции», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 г. № 4202-1, Инструкция о порядке  применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД РФ № 1038 от 14.12.1999 г.

В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел   специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности.

В зависимости от последовательности присвоения специальные   звания подразделяются на первые и очередные. Очередные специальные звания присваиваются в последовательном порядке при соответствии очередного звания званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании, за исключением случаев, предусмотренных Положением.

Очередное специальное звание до подполковника милиции присваивается заместителем министра внутренних дел РФ, до полковника милиции включительно – Министром внутренних дел Российской Федерации.

Звания начальствующего состава органов внутренних дел являются пожизненными. При прекращении службы к имеющемуся специальному званию добавляются слова «в отставке».

Статьей 28 Положения предусмотрен порядок присвоения специальных званий при перемещении из одной службы органов внутренних дел в другую, статьей 29  - порядок присвоения специальных званий гражданам, состоящим в запасе Вооруженных Сил РФ, при поступлении на службу в органы внутренних дел, статьей  65 – основания восстановления гражданина в специальном звании в случаях незаконного лишения такого звания.

Н*** В.А. был уволен  в 2002 году из органов внутренних дел в звании «подполковника милиции» и принят на службу в органы налоговой полиции.

В соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции, действовавшим  до 01.07.2003 года, бывшим лицам начальствующего состава органов внутренних дел, имевшим специальные звания, принятым на службу в органы налоговой полиции, специальные звания присваивались в порядке аттестации с учетом уже имевшихся специальных званий (ст. 17).

На основании указанного положения при принятии  на службу в органы полиции Н*** В.А. было присвоено специально звание «подполковника  полиции».

В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации и созданием Государственного комитета  Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ лицам, уволенным со службы в федеральных органах  налоговой полиции, в соответствии с Указом Президента РФ  от 09.03.2004 г. № 314,  был обеспечен переход на службу в органы  по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в органы внутренних дел.

Согласно ст. 54 ФЗ от 30.06.2003 года № 86-ФЗ  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» лицам, увольняемым со службы в федеральных органах налоговой полиции и изъявившим желание поступить на службу в органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или на государственную службу при назначении на новую должность присваивались специальные звания (классные чины, квалификационные разряды), соответствующие имевшимся у них специальным званиям (до полковника налоговой полиции включительно).

Н*** В.А. был уволен из федеральных органов налоговой  полиции и принят на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. При этом на основании вышеуказанных положений закона  ему было сохранено специальное звание «подполковник полиции».

Следующее специальное звание – «полковник полиции» ему было присвоено уже в период прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, предусмотренном  Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 года № 613.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.05.2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы в Российской Федерации» при переводе государственного служащего с государственной службы одного вида на государственную службу другого вида ранее присвоенный классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание  учитывается при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания при присвоении классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания по новому виду государственной службы в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Соотношение классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий устанавливается Указом Президента Российской Федерации. 

В статье 7 того же закона установлено, что правоохранительная служба - это  вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность  граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Данное определение правоохранительной службы, в силу ст. 19 ФЗ от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.

В настоящее время нормативно-правовые акты, которые регулировали бы вопросы соотношения специальных званий  при переходе граждан из одного вида правоохранительной службы в другую, каковыми являются органы внутренних дел и органы по контролю за оборотов наркотических и психотропных средств, в том числе закон о правоохранительной службе либо Указ Президента  РФ о таком соотношении, не приняты.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований о сохранении либо восстановлении Н*** В.А., имевшему звание «полковник полиции»,  специального звания «полковник» при поступлении на службу в органы внутренних дел, не установлено.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применен судом правильно.

Доводы, приведенные Н*** В.А. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Ссылки Н*** В.А. на то обстоятельство, что отсутствие Закона  о правоохранительной деятельности и Указа Президента о соотношении специальных званий в различных видах правоохранительных служб не может являться основанием для отказа в удовлетворении его требований, поскольку  статья 13 ФЗ от 27.05.2003 года № 58-ФЗ имеет прямое действие, являются несостоятельными и  на правильность вынесенного решения не влияют.

Статья 13 ФЗ от 27.05.2003 года № 58-ФЗ, на которую ссылается истец в обоснование своих доводов, предусматривает возможность учета имеющегося у гражданина классного чина, дипломатического ранга или специального звания при переходе на государственную службу иного вида. Однако это не означает, что гражданину ранее имевшееся специальное звание  должно быть присвоено в обязательном порядке.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», Закон РФ «О милиции», а также Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации  не содержат указания  о том, что в случае поступления гражданина, имеющего специальное звание, полученное в период службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств, на службу в органы внутренних дел ему должно присваиваться специальное звание, соответствующее имевшемуся у него специальному званию.

Данные вопросы в   настоящее время законодателем не урегулированы.

Таким образом, при отсутствии нормативных актов, регулирующих вопросы соотношения специальных званий работников правоохранительных органов,  прямое применение ст. 13 ФЗ от 27.05.2003 года № 58-ФЗ не представляется возможным.

Доводы Н*** В.А. о том, что суд имел возможность соотнести имеющуюся  у него  выслугу лет и занимаемую должность с условиями присвоения специального звания в органах внутренних дел в целях сохранения имевшегося у него при переходе на новый вид государственной службы специального звания, не могут служить основанием для отмены решения суда.

Специальное звание, в силу вышеуказанных нормативных актов о службе в органах внутренних дел, присваивается при наличии определенных условий, по представлению начальников органов внутренних дел должностными лицами, в полномочия которых входит разрешение данных вопросов. В связи с этим суд вправе разрешить вопрос о правомерности либо неправомерности отказа в присвоении,  сохранении либо восстановлении специального звания гражданина, что и было сделано в данном случае судом первой инстанции.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 апреля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Н*** В*** А***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: