Судебный акт
О признании права общей долевой собственности на помещения
Документ от 29.09.2020, опубликован на сайте 02.10.2020 под номером 90123, 2-я гражданская, о признании права общей долевой собственности на помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузнецова Э.Р.                                                                           Дело № 33-3437/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                         29 сентября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Калашниковой Е.В., Рыбалко В.И.,

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Егоровой Людмилы Игоревны – Флянтикова Михаила Вячеславовича на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 2 июня 2020 года по делу  № 2-1909/2020, по которому постановлено:  

в удовлетворении иска Егоровой Людмилы Игоревны, Курушина Виктора Николаевича к жилищно-строительному кооперативу «Комплекс» о признании помещений общим имуществом многоквартирного дома №*** по проспекту *** в городе ***, незаконности действий по регистрации прав собственности, выселении отказать.  

Заслушав доклад судьи Калашниковой Е.В., выслушав объяснения конкурсного управляющего жилищно-строительного кооператива «Комплекс» – Охлопковой О.К., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

Егорова Л.И. обратилась в суд с иском к жилищно-строительному кооперативу «Комплекс» ЖСК («Комплекс») о признании помещений общим имуществом многоквартирного дома, их истребовании у ответчика.  

В обоснование заявленных требований указала, что ей на праве собственности  принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: г. ***, проспект ***, д. ***. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

При строительстве дома в 1994 году членами кооператива было принято решение о размещении в указанном доме правления ЖСК. С указанной целью были выделены помещения на первом этаже первого подъезда дома: помещение квартиры №***, помещение колясочной и электрощитовой. Впоследствии, после окончания строительства дома, обслуживание МКД осуществлялось ЖСК «Комплекс» и вопрос о вышеуказанных помещениях не поднимался. В настоящее время ЖСК находится в процедуре банкротства и предусмотренные уставом кооператива органы управления не функционируют, дом выбыл из управления ЖСК «Комплекс» и выбрал в качестве способа управления – управление товарищество собственников недвижимости (ТСН) «ТСЖ «Ульяновский 17» с 1 ноября 2019 года. Поскольку переданные в пользование ЖСК «Комплекс» помещения дома перестали выполнять свою социальную функцию, органами управления ТСН в адрес руководства ЖСК «Комплекс» была направлена претензия с требованием освободить занимаемые помещения, которая была проигнорирована, более того, поступил ответ, что право собственности на указанные  помещения зарегистрировано за ЖСК «Комплекс».

Считает незаконными действия ЖСК «Комплекс» по регистрации прав собственности на помещения квартиры №***, колясочной и электрощитовой, а также отказ в освобождении данных помещений.

Просила признать помещения, расположенные на первом этаже первого подъезда многоквартирного жилого дома №*** по пр. *** в  г. ***, а именно: помещение квартиры № ***, помещения электрощитовой и колясочной общим имуществом; признать действия ЖСК «Комплекс» по регистрации прав собственности на помещения квартиры №***, колясочной и электрощитовой, незаконными; истребовать из чужого незаконного владения указанные помещения путем выселения ЖСК «Комплекс».

Курушин В.Н. обратился в суд с аналогичным иском к ЖСК «Комплекс» о признании помещений общим имуществом многоквартирного дома, их истребовании у ответчика.

В обоснование заявленных требований привел доводы, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении Егоровой Л.И.

Определением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2020 года указанные гражданские дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ТСН «ТСЖ Ульяновский 17», конкурсный управляющий ЖСК «Комплекс» Охлопкова О.К., администрация г. Ульяновска, акционерное общество «Авиастар-СП», публичное акционерное общество «Т Плюс».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Егоровой Л.И. – Флянтиков М.В.  просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

В обоснование жалобы в целом приведены доводы, изложенные в обоснование исковых заявлений Егоровой Л.И., Курушина В.Н.

Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то обстоятельство, что  анализ действующего на момент возникновения спорных правоотношений и на сегодняшний день законодательства позволяет прийти к выводу о том, что постановление главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 13 июля 1994 года № 1132, на основании которого за ЖСК «Комплекс» было зарегистрировано право собственности на спорные объекты, не является правоустанавливающим документом, а решением общего собрания ЖСК «Комплекс» предоставлено кооперативу лишь право использования для своих целей спорных объектов.

Полагает, что строительство спорных объектов недвижимости было осуществлено за счет членов ЖСК.

Ссылается на то, что спорные помещения предназначались исключительно для удовлетворения социально-бытовых потребностей членов дома: размещение правления, бухгалтерии, приемной, юридической и других служб, обслуживающей дом организации. Кроме того, в указанных помещениях расположено общедомовое электрооборудование и домофонное оборудование, обслуживающее весь подъезд. Аналогичные помещения в других подъездах используются для удовлетворения потребностей всех жителей дома. ЖСК «Комплекс» за весь период своего существования оплачивал исключительно коммунальные счета за ресурсы, которые сам и потреблял, не участвуя в оплате содержания и ремонта общедомового имущества.

В возражениях на апелляционную жалобу конкурсный управляющий ЖСК «Комплекс» Охлопкова О.К. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

В силу требований статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Егоровой Л.И. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доля квартиры по адресу:                             г. ***, пр. ***, *** (право собственности зарегистрировано                23 июля 2019 года на основании договора дарения доли от 22 июля 2019 года).

Курушин В.Н. является собственником квартиры по адресу: г. ***,            пр. ***, *** (право собственности зарегистрировано 8 сентября 2005 года на основании справки о полной выплате пая от 30 июля 1993 года).

Управление многоквартирным домом №*** по пр. *** с 1 ноября 2019 года осуществляет ТСН «ТСЖ Ульяновский проспект №17».

Ранее дом находился в управлении ЖСК «Комплекс», организованного на основании решения собрания граждан от 29 октября 1990 года.

Решением Исполкома Заволжского районного совета народных депутатов  от  20 ноября 1990 года №58б было утверждено решение собрания граждан об организации ЖСК «Комплекс», а также зарегистрирован Устав ЖСК «Комплекс».

На основании решения Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-16795/2016 от 2 сентября 2019 года,  ЖСК «Комплекс» по заявлению ПАО «Т Плюс» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев.

Определением Арбитражного суда Ульяновской области по делу №А72-16795/2016 от 28 февраля 2020 года срок конкурсного производства по ходатайству конкурсного управляющего Охлопковой О.Н. продлен до 26 августа 2020 года, а определением от 11 августа 2020 года по делу № А72-16795/2016 – до 26 февраля 2021 года.

9 октября 2019 года Управлением Росреестра по Ульяновской области на основании заявления конкурсного управляющего Охлопковой О.Н. произведена государственная регистрация права собственности ЖСК «Комплекс» на жилое помещение № *** (квартиру) по адресу: г. ***, пр. ***, д. ***, кв. ***. Основанием для государственной регистрации права собственности явилось – постановление главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 13 июля 1994 года №1132, что подтверждается справкой №***, выданной Муниципальным казенным учреждением «Ульяновский городской архив»                     11 сентября 2019 года, основание ф.р.- *** за 1994 год №***

Подпись: 518 февраля 2020 года произведена государственная регистрация права собственности ЖСК «Комплекс» на нежилое помещение (тех.комнату) по адресу:               г. ***, пр. ***, д. ***, пом. ***.  Основанием для государственной регистрации права собственности явилось – постановление главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 13 июля 1994 года №1132, что подтверждается справкой №***, выданной Муниципальным казенным учреждением «Ульяновский городской архив» от 11 сентября 2019 года, основание ф.р.- *** за 1994 год №*** и Акт государственной приемочной комиссии о приемке законченно строительством объекта в эксплуатацию, утвержденный постановлением мэра  г. Ульяновска от 17 июня 1994 года №656, выдан 16 мая 1994 года.

Считая регистрацию права собственности на спорные объекты за ЖСК «Комплекс» незаконной, поскольку помещения квартиры №*** и тех.комнаты относятся к общему имуществу многоквартирного дома и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещения в многоквартирном доме, истцы обратились в суд с вышеуказанным иском.

Разрешив спор по существу, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Егоровой Л.И. и Курушина В.Н.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В момент образования ЖСК «Комплекс», возникновения правоотношений по передаче дома в управление ЖСК  и передаче в собственность ЖСК «Комплекс» спорных помещений действовал Закон РСФСР от 24 декабря 1990 года №443-1 «О собственности в РСФСР», в соответствии с которым хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом (статья 14).

Согласно статье 7 данного Закона гражданин или другое лицо, если иное не предусмотрено законом или договором, приобретают право собственности на имущество, приобретенное им по основаниям, не противоречащим закону, на вещи, созданные или существенно переработанные им, на продукцию, плоды и иные доходы, полученные им от использования принадлежащего ему имущества, а также от использования природных ресурсов или иного имущества, хотя и не принадлежащего данному лицу, но предоставленного ему в соответствии с законом или договором для этих целей.

В соответствии с действующим на момент возникновения спорных правоотношений Жилищным кодексом РСФСР лицу, принятому в члены жилищно-строительного кооператива, по решению общего собрания членов кооператива, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, предоставляется отдельная квартира, состоящая из одной или нескольких комнат, в соответствии с количеством членов семьи, суммой его паевого взноса и предельным размером жилой площади, предусматриваемым Примерным уставом жилищно-строительного кооператива (статья 118).

В соответствии со статьей 42 Основ жилищного законодательства Союза СССР и союзных республик, утвержденных Постановлением Президиумом Верховного Совета СССР от 24 июня 1981 года №5150-Х, граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вправе вступить в жилищно-строительный кооператив и получить в нем квартиру. Порядок учета граждан, желающих вступить в жилищно-строительный кооператив, а также условия приема граждан в члены кооператива устанавливаются законодательством Союза ССР и союзных республик. Примерные уставы жилищно-строительных кооперативов утверждаются Советами Министров союзных республик. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов осуществляют контроль за деятельностью жилищно-строительных кооперативов, за эксплуатацией и ремонтом принадлежащих им домов.

Как следует из пункта 2.4 Устава ЖСК «Комплекс», зарегистрированного решением Заволжского райисполкома от 20 ноября 1986 года №586, жилые дома и служебно-хозяйственные строения, возведенные кооперативом, принадлежат ему на праве кооперативной собственности и не могут быть изъяты, проданы или переданы как в целом, так и частями (квартира, комната) организациям, учреждениям без разрешения общего собрания кооператива.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 Устава после окончания строительства дома, статьей 43 Основ жилищного законодательства, лицу, принятому в члены ЖСК, по решению общего собрания членов кооператива, утвержденному райисполкомом Совета народных депутатов, предоставляется отдельная квартира, состоящая из одной или нескольких комнат в соответствий с количеством членов семьи и суммой паевого взноса; размер пая каждого члена кооператива должен соответствовать строительной стоимости, предоставляемой ему отдельной квартиры в кооперативном доле. Строительная стоимость квартир в кооперативном доме определяется в порядке, утвержденном Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР 20 мая 1965 года.

Жилой дом № *** по пр. *** в г. *** построен в 1993 году.

Постановлением Мэра г. Ульяновска от 17 июня 1994 года №656 утвержден акт государственной приемочной комиссии от 16 мая 1994 года о приемке в эксплуатацию 12 этажного 329 квартирного жилого дома *** / 2-я очередь - *** квартира, в квартале ***, *** района, общей площадью 9531,2 квадратных метров и разрешена эксплуатация жилого дома. Жилой дом передан на баланс ЖСК «Комплекс».

Как следует из постановления главы администрации Заволжского района                  г. Ульяновска от 13 июля 1994 года №1132, в собственность правлению ЖСК «Комплекс» переданы 4-х комнатная квартира №*** и тех.комната площадью            36,4 кв.м в доме ***» /***/. Указанное постановление принято главой администрации района на основании Устава ЖСК «Комплекс», утвержденного решением общего собрания членов ЖСК «Комплекс» 20 октября 1990 года, постановления главы администрации Заволжского района г. Ульяновска от 12 мая 1992 года №307, решения общего собрания членов ЖСК от 9 апреля 1994 года «О строительстве 4-х комнатной квартиры №*** и тех.комнаты площадью 36,4 кв.метров под правление ЖСК в доме *** /***/».

Сторонами при рассмотрении дела не оспаривался тот факт, что с момента создания ЖСК «Комплекс» в спорных помещениях на первом этаже первого подъезда многоквартирного жилого дома №*** по пр. ***, располагалось правление кооператива, на балансе и в обслуживании которого находилось более десяти жилых домов. 

Исходя из приведенных выше положений действующего на момент возникновения спорных правоотношений законодательства, установленных по делу обстоятельств, и, принимая во внимание, представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истцов  правовых оснований для оспаривания зарегистрированного права собственности ЖСК «Комплекс» на спорные помещения и признания их общим имуществом многоквартирного дома, поскольку жилое помещение №*** (квартира) и  нежилое помещение (тех.комната) по адресу: г. ***, пр. ***, д. ***, пом. *** являются объектами кооперативной собственности.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, доказательств, опровергающих указанные выводы суда первой инстанции, стороной истца представлено не было.

Доводы апелляционной жалобы относительно того, что регистрация права собственности за ответчиком на спорные объекты произведена на основании документов, не являющихся правоустанавливающими, основаны на неверном толковании положений законодательства, применимого к спорным правоотношениям.

Не могут являться основанием к отмене решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что спорные объекты были переданы ЖСК «Комплекс» только в пользование, в них располагается общедомовое оборудование, поскольку они не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и опровергаются  технической документацией на дом.

Несостоятельными являются и ссылки автора жалобы на то, что спорные объекты недвижимости были оплачены за счет паевых взносов всех членов ЖСК. Данные обстоятельства не подтверждены  допустимыми доказательствами по делу. А учитывая, что Егоровой Л.И. право общей долевой собственности на жилое помещение в указанном доме перешло лишь в 2019 году в порядке дарения, то указанное обстоятельство само по себе не нарушает ее прав.

Иные доводы апелляционной жалобы представителя Егоровой Л.И. – Флянтикова М.В. сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования  суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, с чем судебная коллегия согласиться не может.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно.

Каких-либо новых доказательств, являющихся основанием для переоценки  исследованных судом первой инстанции доказательств, доводы апелляционной жалобы не содержат.

Таким образом, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции правильным и не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 2 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Егоровой Людмилы Игоревны – Флянтикова Михаила Вячеславовича – без удовлетворения. 

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий           

 

Судьи