Судебный акт
Приговор по ч. 2 ст. 318 УК РФ отменен в связи с нарушением права осужденного на защиту
Документ от 07.10.2020, опубликован на сайте 16.10.2020 под номером 90298, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 318 ч.2, ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ приговор ОТМЕНЕН: с направлением дела НА НОВОЕ СУДЕБНОЕ разбирательство: по ДРУГИМ основаниям

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Поладова Ю.Е.

                                 Дело № 22-2002/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск

                                       7 октября 2020 года

 

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кабанова В.А.,

судей Старостина Д.С. и Геруса М.П.,

прокурора Чашленкова Д.А.,

адвоката Кирасирова О.Е.,

осужденного Алешкова Д.В.,

при секретаре Хисматуллиной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционному представлению государственного обвинителя – старшего помощника прокурора Ленинского района г. Ульяновска Юнусова Р.И., апелляционным жалобам адвоката Петровой О.О. и осужденного Алешкова Д.В. на приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 августа 2020 года.

Заслушав доклад судьи Старостина Д.С., изложившего содержание обжалуемого приговора, существо апелляционного представления и  апелляционных жалоб, выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Алешков Дмитрий Вячеславович, *** судимый ранее приговором Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 1 марта 2016 года по ч. 2 ст. 318 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима, наказание отбыто 28 февраля 2018 года, осужден приговором Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 августа 2020 года по ч. 2 ст. 318 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

 

Приговором постановлено:

- меру пресечения Алешкову Д.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменить на заключение под стражу (взят под стражу в зале суда);

- срок наказания исчислять с даты вступления приговора в законную силу;

- зачесть в срок отбывания наказания время содержания Алешкова Д.В. под стражей с 4 августа 2020 года по день вступления приговора в законную силу, с учетом положений п. «а» ч. 3.1 ст. 72 УК РФ, из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

 

В приговоре решен вопрос о вещественных доказательствах.

Алешков Д.В. осужден за применение насилия, опасного для жизни и здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

 

Преступление совершено, как установлено судом первой инстанции, *** февраля 2020 года в г. Ульяновске при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

 

В апелляционном представлении государственный обвинитель – старший помощник прокурора Ленинского района г. Ульяновска Юнусов Р.И. считает приговор незаконным, мотивируя тем, что судом существенно нарушен уголовно-процессуальный закон, в том числе требования ст. 307 УПК РФ, в приговоре отсутствует надлежащий анализ исследованных доказательств.

Судом лишь формально перечислены обстоятельства, учитываемые при назначении наказания, которое не соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного, ранее судимого за аналогичное преступление.

По делу установлено, что Алешков Д.В. совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения, но суд не признал данное обстоятельство в качестве отягчающего наказание.

В связи с этим просит приговор отменить и вынести новый обвинительный приговор.

 

В апелляционной жалобе осужденный Алешков Д.В. считает приговор несправедливым вследствие чрезмерной суровости назначенного наказания, мотивируя тем, что судом не учтены смягчающие наказания обстоятельства, в том числе наличие у него матери, являющейся инвалидом и требующей постороннего ухода, которого она в настоящее время лишена в связи со смертью своего супруга.

Просит изменить приговор, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо смягчить срок лишения свободы.    

 

В апелляционных жалобах (основной и дополнительной) адвокат Петрова О.О. в интересах осужденного Алешкова Д.В. считает приговор незаконным в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона.

Приводит доводы о нарушении принципа состязательности сторон, а также права Алешкова Д.В. на защиту, мотивируя тем, что она осуществляла защиту осужденного по соглашению, в связи с болезнью не могла явиться в судебное заседание. Судом была произведена замена защитника в лице адвоката. Вместе с тем вновь вступивший в дело по назначению суда адвокат Медведкин И.А. не сообщил непосредственно ей об этом, в связи с чем к материалам дела не был приобщен ряд документов, в том числе свидетельствующих об инвалидности матери осужденного, смерти ее супруга, мать осужденного не допрошена в качестве свидетеля защиты. Исследование же этих и других доказательств могло в итоге существенно повлиять на выводы суда.

Кроме этого, Медведкин И.А. не ознакомился с видеозаписью событий рассматриваемого уголовного дела, показаниями свидетелей защиты, допрошенных в ходе судебного следствия, не согласовал позицию с Алешковым Д.В., вступил в дело лишь накануне вынесения приговора. Заявление адвоката Медведкина И.А. о полном ознакомлении с материалами дела было необоснованным, а это повлекло нарушение права Алешкова Д.В. на защиту.

Судом не учитывались доводы Алешкова Д.В. по этим обстоятельствам, не учтена и позиция потерпевшего, просившего о снисхождении при назначении наказания.

Видеозапись событий рассматриваемого дела не была просмотрена судом, сведения же, отраженные в протоколе ее осмотра следователем действительности не соответствуют. В нем указывается на отсутствие звука, однако, как утверждает автор апелляционной жалобы, звук на видеозаписи имеется, из разговора потерпевшего С*** М.С. и его напарника следует, что они не представились Алешкову Д.В., не объяснили суть административного правонарушения, в котором его подозревают, подтверждаются также их противоправные действия в отношении осужденного.

Просит приговор изменить, в качестве смягчающих обстоятельств учесть молодой возраст Алешкова Д.В., инвалидность его матери и смерть ее супруга, беспомощное состояние матери осужденного, а также сделать вывод о неосведомленности Алешкова Д.В. о том, что потерпевший являлся сотрудником Росгвардии, назначить осужденному наказание, не связанное с лишением свободы, либо смягчить наказание в виде лишения свободы.

 

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:

- прокурор Чашленков Д.А. поддержал доводы апелляционного представления, просил об изменении приговора суда, указывая на наличие оснований для назначения более строгого наказания, возражал против доводов апелляционных жалоб;

- осужденный Алешков Д.В. и адвокат Кирасиров О.Е., поддержав доводы апелляционных жалоб, просили об отмене обвинительного приговора и вынесении судом апелляционной инстанции оправдательного приговора, возражая против доводов апелляционного представления.

 

Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционных жалоб, заслушав выступления участников процесса, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим отмене в связи с существенным нарушением уголовно-процессуального закона.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ основаниями отмены или изменения судебного решения судом апелляционной инстанции являются существенные нарушения уголовно-процессуального закона, которые путем лишения или ограничения гарантированных Уголовно-процессуальным кодексом прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдения процедуры судопроизводства или иным путем повлияли или могли повлиять на вынесение законного и обоснованного судебного решения.

 

В силу ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

 

В соответствии с положениями ст. 16 УПК РФ право обвиняемого на получение квалифицированной юридической помощи при производстве по уголовному делу является одним из принципов уголовного судопроизводства и распространяется на все стадии уголовного процесса.

 

Как следует из материалов уголовного дела, в ходе предварительного следствия, а также в судебном заседании суда первой инстанции, защиту интересов Алешкова Д.В. осуществляла по соглашению адвокат Петрова О.О., которая не явилась в судебное заседание 28 июля 2020 года по причине болезни, суду были представлены сведения о нахождении ее на амбулаторном лечении с 27 июля 2020 года по 31 июля 2020 года.

 

При этом, как следует из протокола судебного заседания, судом Алешкову Д.В. предоставлено 5 суток для заключения соглашения с другим адвокатом, разъяснено, что ему, в случае отсутствия соглашения с другим адвокатом и невозможности участия адвоката Петровой О.О., судом будет назначен другой адвокат. После этого был объявлен перерыв в судебном заседании до 4 августа 2020 года, а уже 3 августа 2020 года судом по собственной инициативе принято решение о назначении Алешкову Д.В. защитника, в тот же день в этом качестве в дело вступил адвокат Медведкин И.А.

 

4 августа 2020 года адвокат Петрова О.О. в судебное заседание не явилась, суду были представлены сведения о нахождении ее на амбулаторном лечении до 7 августа 2020 года, при этом Алешков Д.В. выразил свое несогласие с тем, чтобы его защита осуществлялась адвокатом Медведкиным И.А., мотивируя наличием соглашения с адвокатом Петровой О.О. и отсутствием у него денежных средств для заключения соглашения с другим адвокатом, заявил ходатайство об отложении судебного заседания в связи с неявкой адвоката Петровой О.О., в удовлетворении которого судом было отказано, заявленное ходатайство расценено как попытка затянуть рассмотрение уголовного дела. Судебное следствие в этот же день было окончено, проведены судебные прения, вынесен обвинительный приговор.

 

Участие защитника в судебном заседании регламентируется ст. 248 УПК РФ, согласно которой он участвует в исследовании доказательств, заявляет ходатайства, излагает суду свое мнение по существу обвинения и его доказанности, об обстоятельствах, смягчающих наказание подсудимого или оправдывающих его, о мере наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства.

Действительно, ч. 2 ст. 248 УПК РФ предусматривает, что при неявке защитника и невозможности его замены судебное разбирательство откладывается. Замена защитника производится в соответствии с ч. 3 ст. 50 УК РФ.

 

Что же касается ч. 3 ст. 248 УПК РФ, то она прямо устанавливает, что в случае замены защитника суд предоставляет вновь вступившему в уголовное дело защитнику время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве; замена защитника не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в суде, но по ходатайству защитника суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия. Данные законоположения направлены на обеспечение права обвиняемого на защиту.

 

Вместе с тем, как следует из материалов уголовного дела, адвокат Медведкин И.А. по назначению суда вступил в дело фактически на завершающей стадии судебного следствия, тогда как ранее с участием адвоката Петровой О.О. по делу непосредственно в судебном заседании допрошен был ряд свидетелей, в том числе и по ходатайству стороны защиты, о содержании показаний которых адвокату Медведкину И.А. известно быть не могло, его заявление об ознакомлении с материалами уголовного дела не свидетельствует об этом. Изготовление протокола судебного заседания с этой целью судом не обеспечивалось, хотя вызывалось объективной необходимостью, поскольку ознакомление с ним могло повлиять на мнение защитника по существу обвинения и его доказанности, об обстоятельствах, смягчающих наказание подсудимого или оправдывающих его, о мере наказания, а также по иным вопросам. Судом не выяснялось также мнение защитника о необходимоти повторного допроса потерпевшего и свидетелей.

 

Тем самым Алешков Д.В. был лишен права на эффективную защиту и доведение до суда позиции по рассматриваемому уголовному делу, то есть нарушено гарантированное Конституцией РФ его право на защиту.

 

Применительно к данному уголовному делу, Алешков Д.В., ходатайствуя об участии в деле по соглашению адвоката Петровой О.О., существенным и систематическим образом не препятствовал надлежащему проведению судебного разбирательства, его действия не были обусловлены злоупотреблением права на защиту, недобросовестным использованием своих прав в ущерб интересам других участников процесса, не влекли нарушение разумных сроков судебного разбирательства.

 

Лишение или ограничение гарантированных прав участников уголовного судопроизводства, несоблюдение процедуры судопроизводства, которые повлияли на вынесение законного и обоснованного судебного решения, является существенным нарушением норм уголовно-процессуального закона и основанием к отмене судебного решения.

 

Нарушение права на защиту осужденного, как полагает судебная коллегия, неустранимо в суде апелляционной инстанции, поскольку были допущены нарушения фундаментальных основ уголовного судопроизводства, последствия которых привели к процессуальной недействительности производства по делу.

 

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым приговор суда в отношении Алешкова Д.В. отменить и передать уголовное дело на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.

 

В связи с принятым решением об отмене приговора по вышеуказанным основаниям судебная коллегия не входит в обсуждение иных доводов апелляционного представления и апелляционных жалоб, поскольку они подлежат проверке и оценке при новом рассмотрении уголовного дела.

При новом рассмотрении уголовного дела суду первой инстанции следует устранить нарушения закона и принять законное, обоснованное и справедливое решение по делу.

 

Учитывая общественную опасность, характер, тяжесть преступления, инкриминируемого Алешкову Д.В., который ранее судим за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 318 УК РФ, а также то, что приговор отменяется по процессуальным нарушениям, в целях охраны прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и надлежащего проведения судебного разбирательства в разумный срок, судебная коллегия полагает необходимым избрать в отношении Алешкова Д.В. меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, то есть по 7 декабря 2020 года включительно.

 

На основании изложенного, руководствуясь стст. 389.13, 389.20, 389.22, 389.28 и 389.33 УПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Ленинского районного суда г. Ульяновска от 4 августа 2020 года в отношении Алешкова Дмитрия Вячеславовича отменить, уголовное дело передать на новое судебное разбирательство в тот же суд, но иным составом суда со стадии судебного разбирательства.

 

Избрать в отношении Алешкова Д.В. меру пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца, то есть по 7 декабря 2020 года включительно.

 

Председательствующий

 

Судьи