Судебный акт
Ч.4 ст.8.32 КоАП РФ
Документ от 08.10.2020, опубликован на сайте 14.10.2020 под номером 90312, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.32 ч.4, Вынесено решение по существу

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Талягина Ю.Е.                                                              Дело № 7-541/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            8 октября 2020 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шашкина Алексея Анатольевича на решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 6 августа 2020 года,

 

установил:

 

постановлением заместителя директора ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» от 09.07.2020 открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 500 000 рублей.

Решением судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 06.08.2020 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Шашкин А.А. не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене. 

В обоснование жалобы указывает на то, что по делу не установлен и не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ, поскольку не доказан факт неосторожного обращения с огнем или иным источником повышенной опасности, либо иные воздействия на лесные насаждения, повлекшие возникновение пожара.

В акте о лесном пожаре №1 от 13.05.2020 в качестве причины возникновения пожара указано, что от проходящего мимо тепловоза произошло возгорание сухой травы, порубочных остатков, срубленной древесной и кустарниковой растительности и других горючих материалов в полосе отвода железной дороги.

ОАО «РЖД» в ходе расследования были представлены доказательства (справки, акт осмотра тепловоза, свидетельские показания машиниста тепловоза С***, обнаружившего пожар и др.), полностью опровергающие данную причину пожара.

В протоколе об административном правонарушении и постановлении административный орган указал, что пожар возник по причине отсутствия минерализованной полосы, а также по причине непринятия мер по содержанию полосы отвода железной дороги в соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах. Однако указанные обстоятельства сами по себе не могут являться причиной возникновения пожара.

Утверждение о том, что 03.05.2020 на южной части полосы отвода железной дороги находились тлеющие остатки сухой травы, порубочных остатков, срубленной древесины и кустарниковой растительности, от которых под воздействие восточного ветра в южном и юго-западном направлении на кварталы №№61, 60. 44 и 45 распространился огонь и возник лесной пожар на площади 153,6 га, являются голословными.

Выводы должностного лица о времени и месте возникновения пожара противоречат фактическим обстоятельствам дела, показаниям свидетелей,  актам осмотра, справке о погодных условиях, согласно которым очаг пожара и основное горение лесного массива происходило в 50-200 метрах от оси железной дороги, то есть вне полосы отвода железной дороги, направление ветра в момент обнаружения и локализации пожара было по направлению от лесного массива к железной дороге, а не наоборот, как указано в протоколе.

Ни в постановлении о назначении административного наказания, ни в протоколе об административном правонарушении не указано точное время и место возникновения очага пожара, а лишь указано приблизительное место его обнаружения, без конкретной привязки к местности (без указания точного расстояния от ближайшего рельса и пикетного столбика в метрах).

Согласно ответа от 06.07.2020 №174 ОНД и ПР по Базарносызганскому и Инзенскому районам ГУ МЧС по Ульяновской области, информации по пожару, произошедшему 03.05.2020 года с ГКУ «Инзенское лесничество» не поступало, доследственная проверка не проводилась. Считает, что причинно-следственная связь между действием (бездействием) привлекаемого к ответственности лица и возникновением лесного пожара не установлена, вина общества в пожаре, полностью отсутствует, а действия административным органом необоснованно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

Кроме того протокол об административном правонарушении составлен с нарушениями законодательства.

Так, в протоколе об административном правонарушении не описано место и событие вмененного  административного правонарушения. Так вместо места и события административного правонарушения в протоколе указано время и место обнаружения лесного пожара, то есть наступивших последствий, являющихся обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.32 КоАП РФ.

Подобное описание события административного правонарушения в  протоколе не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Должностным лицом в протоколе и постановлении сделана ссылка на нормы закона, не подлежащие применению.

Так, указание на нарушение пункта 9(1) и пункта 27 Правил пожарной безопасности в лесах неправомерны, поскольку границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров, только на участках курсирования поездов на паровозной тяге.

Движение поездов на паровозной тяге на участке железной дороги от
ст. Ульяновск-до ст. Инза, в настоящее время не осуществляется.

Подробно позиция защитника ОАО «РЖД» Шашкина А.А. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав защитника юридического лица Шашкина А.А., поддержавшего доводы жалобы, должностное лицо административного органа Потешкина Н.В., полагавшего состоявшиеся акты законными,  прихожу к следующему.

Частью 1 ст.8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Частью 4 данной нормы установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила пожарной безопасности).

Согласно п. 9(1) указанных Правил пожарной безопасности лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода на участках курсирования поездов на паровозной тяге должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Рассмотрев жалобу на постановление административного органа о привлечении юридического лица к административной ответственности суд первой инстанции правомерно указал, что ОАО «РЖД», в нарушение п.п. 9 (1) и 27 Правил пожарной безопасности в лесах не выполнил работы в полосе отвода железной дороги на пикете 3 и пикете 4, 748 км в направлении Инза-Ульяновск по уборке в полосе отвода железной дороги порубочных остатков прошлых лет, а также порубочных остатков от вырубки древесно-кустарниковой растительности и отделению леса противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

При этом согласно Плана организационно - технических мероприятий направленных на предупреждение пожаров в 2020 году, по Волго-Камскому отделу инфраструктуры Куйбышевской дирекции инфраструктуры структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры - ОАО «РЖД» было обязано осуществить указанные работы в течении двух недель.

Таким образом, выводы административного органа и суда в части нарушения ОАО «РЖД» правил пожарной безопасности в лесах, выразившиеся в непринятия мер по содержанию полосы отвода железной дороги в соответствии с требованиями пожарной безопасности и отделению леса минерализированной полосой подтверждены объективными доказательствами, исследованными в судебном заседании

Данные доказательства, оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

Выводы  административного органа и суда в части нарушения юридическим лицом правил пожарной безопасности в лесах являются законными, сделаны с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности в пределах срока давности, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, и не опровергнуты в данной части при настоящем рассмотрении жалобы.

При этом основанными на неверном толковании закона являются доводы жалобы в части указания на то, что вменяемые обществу нарушения относятся только к участкам курсирования поездов на паровозной тяге, поскольку п.27 Правил пожарной безопасности в лесах устанавливает, что границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров только на участках курсирования поездов на паровозной тяге, тогда как данные нарушения в виде отсутствия опашки шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров ОАО «РЖД» не вменялись.

Вместе с тем полагаю, что по делу имеются основания для изменения состоявшихся актов.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что в вину юридическому лицу вменено то, что  03.05.2020 в 17 часов 20 минут на южной части полосы отвода железной дороги ОАО «РЖД» пикет 3 и пикет 4, 748 км в направлении Инза-Ульяновск, прилегающей к лесному участку Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества квартал 61 , выдел 1, обнаружены тлеющие остатки сухой травы, порубочных остатков, срубленной древесины, кустарниковой растительности и других горючих материалов, то есть следы пожара, который, по мнению административного органа и суда, произошел по вине ОАО «РЖД», и под воздействием восточного ветра распространился в южном и юго-западном направлении на квартал 61 выделы 1,5,6,7,10,13,15, квартал 60 выделы 1,2,3,4,5,7.9,11,13,14, квартал 44 выделы 17,18,20, квартал 45 выдел 21 Труслейского участкового лесничества Инзенского лесничества, охватив площадь  153,6 га.

Вместе с тем в материалах дела отсутствуют безусловные доказательства вины именно  ОАО «РЖД» в возникновении рассматриваемого лесного пожара.

Административным органом в нарушение требований ст. 26.1 КоАП РФ таких доказательств не представлено и судом не добыто.

В соответствии с имеющимся в деле актом от 27.06.2020 N 1 о лесном пожаре в качестве предполагаемой причины пожара указана неисправность искрогасителя от тепловоза. Однако доказательств того, что производилось расследование возникновения причины пожара, в ходе которого установлена действительная, а не предполагаемая его причина, административным органом не представлено.

Административным органом и судом не опровергнуты доказательства, представленные ОАО «РЖД» (справки, акты осмотра тепловозов, свидетельские показания машиниста тепловоза С***.), исключающие возможность возникновения рассматриваемого лесного пожара по вине ОАО «РЖД».

Таким образом, административным органом действия ОАО "РЖД" необоснованно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, вина ОАО «РЖД» в совершении которых доказана, с учетом санкций рассматриваемых правонарушений, полагаю необходимым переквалифицировать действия ОАО «РЖД» с ч.4 ст.8.32 КоАП РФ на ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, снизив размер назначенного административного штрафа, с учетом положений ст.4.1 КоАП РФ, до 60 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

 

постановление заместителя директора ГКУ Ульяновской области «Инзенское лесничество» от 9 июля 2020 года, решение судьи Инзенского районного суда Ульяновской области от 6 августа 2020 года изменить, переквалифицировать действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» с ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ на ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, снизив размер назначенного административного наказания в виде административного штрафа до 60 000  рублей.

В остальной части указанные постановление и решение оставить без изменения.

 

Судья                                                                                          Буделеев В.Г.