Судебный акт
Ч.1 ст.17.15 КоАП РФ
Документ от 01.10.2020, опубликован на сайте 14.10.2020 под номером 90317, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 17.15 ч.1, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Потешкина Ю.А.                                                          Дело № 7-510/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            1 октября 2020 года

 

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника Министерства здравоохранения Ульяновской области Куршевой Ирины Сергеевны на решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24 июля 2020 года,

 

установил:

 

постановлением заместителя старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Надеевой А.Н. от 31.03.2020 Министерство здравоохранения Ульяновской области привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, ему назначено  наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24.07.2020 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, защитник Министерства здравоохранения Ульяновской области Куршева И.С. не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, производство по делу – прекращению.

В обоснование жалобы указывает, что лекарственный препарат *** не зарегистрирован на территории Российской Федерации и не входит в перечни лекарственных препаратов для обеспечения льготной категории граждан. В связи с этим закупка указанного препарата за счет средств федерального или областного бюджета в рамках льготного лекарственного обеспечения не могла быть произведена, поскольку данная закупка являлась бы нецелевым расходованием бюджетных средств.

Министерство здравоохранения Ульяновской области дважды обращалось в Министерство финансов Ульяновской области с просьбой рассмотрения вопроса о возможности приобретения лекарственного препарата за счет средств областного бюджета Ульяновской области. Кроме того, Министерством здравоохранения Ульяновской области направлялось соответствующее письмо в Министерство здравоохранения Российской Федерации с просьбой разъяснить порядок исполнения решения суда в части определения источника финансирования, механизма закупки и процедуры дальнейшей выдачи незарегистрированного на территории Российской Федерации лекарственного препарата.  Министерство направляло запрос депутату Городской Думы Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой оказания помощи в решении вопроса о выделении дополнительных целевых средств из федерального бюджета. Вопрос наличия либо отсутствия вины Министерства должностным лицом не исследовался. Считает, что умысла на совершение правонарушения у Министерства здравоохранения Ульяновской области не имелось, состав административного правонарушения отсутствует, срок привлечения к административной ответственности истек, решение суда исполнено.                   

Подробно позиция защитника Министерства здравоохранения Ульяновской области Куршевой И.С. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Действия Министерства здравоохранения Ульяновской области  квалифицированы административным органом по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02.10.2007
N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с КоАП РФ и устанавливает новый срок для исполнения.

Основанием для привлечения должника к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что Министерством здравоохранения Ульяновской области не исполнены содержащиеся в исполнительном листе ФС №011945022, выданном Ленинским районным судом г.Ульяновска, требования об обеспечении бесплатно ребенка-инвалида Х*** М.М., *** года рождения, лекарственным препаратом *** (торговое наименование ***).  

07.07.2016 на основании данного исполнительного документа возбуждено исполнительное производство №30472/16/73017-ИП и 15.08.2016 с должника взыскан исполнительский сбор.

10.01.2020 Министерству здравоохранения Ульяновской области установлен новый срок до 16.03.2020 для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.

Однако актом судебного пристава-исполнителя об осуществлении исполнительных действий от 17.03.2020 установлено, что данные требования не исполнены.

В связи с данными обстоятельствами постановлением заместителем начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 31.03.2020 Министерство здравоохранения Ульяновской области привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 КоАП РФ.

Суд первой инстанции согласился с выводом административного органа о том, что в действиях должника содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Вместе с тем из материалов исполнительного  производства следует, что постановлением заместителя начальника МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области от 03.10.2017 Министерство здравоохранения Ульяновской области было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ за неисполнение требований неимущественного характера содержащихся в вышеуказанном исполнительном документе.

Указанное постановление оставлено без изменения решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 04.12.2017.

Кроме того, в материалах исполнительного производства имеются протоколы об административных правонарушениях, составленные в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области от 22.02.2019 и от 30.05.2019. Однако результаты рассмотрения указанных протоколов в деле  отсутствуют.

В то же время наличие ранее вынесенного и вступившего в законную силу постановления о наложении на должника административного штрафа за неисполнение им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет ответственность по ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ.

Административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, предусмотрена
ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ.

Составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1
ст. 17.15 и ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства, однако санкции данных норм различны, в связи с чем  переквалификация действий невозможна, поскольку при этом будет ухудшено положение лица, привлекаемого к ответственности.

Таким образом, для целей квалификации действий Министерства здравоохранения Ульяновской области по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ материалы дела не содержат сведений, свидетельствующих о том, что на момент установления должнику нового срока исполнения, квалифицирующий признак в виде предыдущего наложения административного штрафа по данной норме в действиях Министерства здравоохранения Ульяновской области отсутствовал.

Вышеизложенные обстоятельства судом первой инстанции исследованы не были, оценку в судебном акте не получили.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.

При этом ст. 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Таким образом, следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах решение судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 24.07.2020, состоявшееся по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области, подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Ульяновска.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья

 

решил:

 

решение судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Министерства здравоохранения Ульяновской области - отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г.Ульяновска.

 

Судья                                                                                            В.Г. Буделеев