Судебный акт
Об обязании обеспечения продуктовыми наборами детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья
Документ от 06.10.2020, опубликован на сайте 15.10.2020 под номером 90363, 2-я гражданская, об обязании обеспечения продуктовыми наборами детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Лешина И.В.                                                                          Дело № 33а-3382/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                         6 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Камаловой Е.Я., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные представления прокурора Цильнинского района Ульяновской области и прокурора Ульяновского района Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 июня 2020 года по делу № 2а-2-292/2020, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований прокурора Цильнинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области,  муниципальному учреждению «Управление образования муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области  о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить  детей - инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, двухразовым питанием,  разработать нормативно-правовой акт, регулирующий  выдачу продуктовых наборов либо выплаты денежных компенсаций отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я.,  пояснения прокурора  отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Ульяновской области Данилова Е.В., поддержавшего  доводы апелляционных представлений прокурора Цильнинского района Ульяновской области и прокурора Ульяновского района Ульяновской области,  представителя муниципального учреждения «Администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области Бирюковой С.Л., полагавшей решение суда, не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

Прокурор Цильнинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к муниципальному учреждению «Администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее – МУ «Администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области),  муниципальному учреждению «Управление образования муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее – МУ «Управление образования МО «Цильнинский район» Ульяновской области) о признании бездействия незаконным; возложении обязанности обеспечить  детей - инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, двухразовым питанием;  разработать нормативно-правовой акт, регулирующий  выдачу продуктовых наборов либо выплаты денежных компенсаций.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки выявлены нарушения действующего законодательства, а именно, в  организации питания детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающимися в образовательных учреждениях Цильнинского района.

Просил признать бездействие администрации муниципального образования «Цильнинский район» и Управления образования муниципального образования «Цильнинский район» по обеспечению продуктовыми наборами детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому,  незаконным. Обязать административных ответчиков  обеспечить детей-инвалидов,  имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому, бесплатным двухразовым питанием, а также  разработать нормативно-правовой акт, регулирующий выдачу продуктовых наборов детям-инвалидам, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, либо выплаты денежных компенсаций.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Цильнинского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным. Просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.

Считает необоснованным вывод суда о том, что действующее законодательство в настоящее время не предусматривает обязанность органов местного самоуправления по обеспечению детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, бесплатным двухразовым питанием.

Не соглашается с мнением суда о том, что мера социальной поддержки в виде обеспечения питанием детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, реализуется только на заявительной основе. Считает, что Распоряжение Губернатора Ульяновской области от 22.03.2020 №413-р, на которое ссылается суд, носит рекомендательный характер и не может ставиться в прямую зависимость от реализации права на социальную поддержку, закрепленного в федеральном законодательстве.

В апелляционном представлении прокурор Ульяновского района Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.

В обоснование апелляционного представления приводит аналогичные доводы.

В возражениях на апелляционное представление прокурора Цильнинского района Ульяновской области МУ «Администрация МО «Цильнинский район» Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных представлений, возражений на них, судебная коллегия приходит к  следующему.

 

Как установлено судом и следует из материалов дела, к моменту проведения прокурорской проверки на территории Цильнинского района Ульяновской области проживало 33 несовершеннолетних лица, имеющих статус детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, которые обучались на дому. При этом они в течение 2019 г. и текущего 2020 г. не обеспечивались питанием.  

Данные обстоятельства послужили поводом для обращения в Ульяновский районный суд Ульяновской области прокурора Цильнинского района Ульяновской области. 

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее- Закона) реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 34 данного Закона предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Частью 7 статьи 79 указанного Закона установлено, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем; иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Статьей 37 этого же Закона регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

Статья 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» устанавливает особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона  от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под обучающимся с ограниченными возможностями понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Деятельность психолого-медико-педагогической комиссии, включая порядок проведения комиссией комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, регулируется Положением о такой комиссии, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082.

Под инвалидом статья 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» понимает лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы в порядке и на условиях, предусмотренных Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95.

Согласно п.6 ст.5 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Частями 1 и 2 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися, под которыми понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая, что порядок обеспечения питанием детей-инвалидов, имеющих статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование на дому, законодательно не был урегулирован, Минобрнауки России в своем письме "Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому" от 14.01.2016 N 07-81  разъяснил, что указанная категория обучающихся должна обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Учитывая вышеизложенное, правовых оснований для удовлетворения требований прокурора  о возложении на административных ответчиков   обязанности по обеспечению детей-инвалидов,  имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому, бесплатным двухразовым питанием, у суда первой инстанции не имелось.

Соглашаясь с решением суда в указанной части, вместе с тем судебная коллегия полагает не соответствующими закону выводы суда об отсутствии у органов местного самоуправления законодательно  предусмотренной обязанности по обеспечению детей-инвалидов,  имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому, двухразовым питанием, поскольку они  противоречат положениям ч.4 ст.37, ч.7 ст.79  Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании».

Данные  противоречащие закону выводы суда не влекут отмену решения суда в части  отказа в возложении на административных ответчиков   обязанности по обеспечению детей-инвалидов,  имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому, бесплатным двухразовым питанием, поскольку, как указано выше, указанная категория обучающихся должна обеспечиваться не двухразовым питанием, а сухим пайком  или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте.

Разрешая требования административного иска прокурора  по возложению на ответчика обязанности разработать нормативно-правовой акт, регулирующий выдачу продуктовых наборов детям-инвалидам, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, либо выплаты денежных компенсаций, суд первой инстанции  отказал в их удовлетворении.

Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Принцип самостоятельности органов местного самоуправления установлен ст. 12 Конституции Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г.   №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что органы ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга, суд не мог обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, а не  к компетенции суда.

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в  удовлетворении требований о возложении на административных ответчиков обязанности  разработать нормативно-правовой акт, регулирующий  выдачу продуктовых наборов либо выплаты денежных компенсаций, суд апелляционной инстанции  находит правильным.

На основании ч.1 ст.37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании»  организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Поскольку  обязанность по обеспечению питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований  местных бюджетов законом на органы образования не возложена, судебная коллегия полагает  правильным решение суда и в части отказа в признании незаконным бездействия Управления образования муниципального образования «Цильнинский район» по обеспечению продуктовыми наборами (сухим пайком) детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому.

Вместе с тем, с выводами суда первой инстанции об отсутствии со стороны администрации муниципального образования «Цильнинский район»  бездействия по обеспечению продуктовыми наборами (сухим пайком) детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому,  судебная коллегия не может согласиться, поскольку они не соответствуют нормам действующего законодательства.

В соответствии с  п.2 ч.2 ст.34  Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования: обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

На основании  ч.4 ст.37  Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.

В силу положений ч.7 ст.79  указанного Закона обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

Учитывая, что на территории муниципального образования «Цильнинский район» имеются обучающиеся за счет бюджетных ассигнований местного бюджета, обеспечение детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому, сухим пайком или компенсацией за питание в денежном эквиваленте должно осуществляться муниципальным образованием «Цильнинский район» в лице администрации  муниципального образования.

Вместе с тем, как следует из дела, данная деятельность административным ответчиком не осуществлялась,  и на момент рассмотрения судом дела по существу нормативно-правовым актом, принятым на уровне  муниципального района, урегулирована не была, что  однозначно свидетельствует о бездействии со стороны  МУ «Администрация муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области.

Утверждение 18 августа 2020 года постановлением и.о. Главы администрации МО «Цильнинский район» Ульяновской области №452-П Порядка предоставления денежной компенсации расходов на оплату питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным  общеобразовательным программам, обучение которых муниципальными общеобразовательными организациями муниципального образования «Цильнинский район» организовано на дому, на выводы судебной коллегии по делу не влияет, поскольку данный вопрос не решался администрацией МО «Цильнинский район» Ульяновской области  длительный период времени.

При таких обстоятельствах  решение суда в указанной части в соответствии с п. 4 ч.2 ст.310 КАС РФ, подлежит отмене с принятием нового решения о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Цильнинский район» по обеспечению продуктовыми наборами (сухим пайком) детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 июня 2020 года в части отказа в признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Цильнинский район» по обеспечению продуктовыми наборами детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому отменить.

Принять в данной части новое  решение.

Признать незаконным  бездействие администрации муниципального образования «Цильнинский район» по обеспечению сухим пайком детей-инвалидов, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья,  обучающихся на дому.

В остальной части  решение суда оставить без изменения,  а апелляционные представления прокурора Цильнинского района Ульяновской области и прокурора Ульяновского района Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: