Судебный акт
Взыскание компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР
Документ от 06.10.2020, опубликован на сайте 21.10.2020 под номером 90399, 2-я гражданская, об обязании возмещения в полном объеме расходы на самостоятельное преобретение технических средств реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                   Дело № 33-3602/2020

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              6 октября 2020 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г,

судей Фоминой В.А., Герасимовой Е.Н.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-2073/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 июня 2020 года,  по которому постановлено:

исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Гончарова Валерия Васильевича удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возместить Гончарову Валерию Васильевичу компенсацию за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в сумме 33 960 руб.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения  Гончарова В.В., возражавшего против доводов жалобы, прокурора Морозова О.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах Гончарова В.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации  (далее -  ГУ-УРО ФСС) о возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации.

В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Гончарова В.В. о ненадлежащем возмещении расходов на самостоятельное приобретение технического средства реабилитации ***, в ходе которой выявлены основания для прокурорского вмешательства. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации *** от 19.12.2018 Гончаров В.В., нуждается, в том числе в техническом средстве реабилитации - *** (2 шт. в год). Данное техническое средство реабилитации в связи с крайней необходимостью Гончаровым В.В. приобретено самостоятельно, после чего он обратился к ответчику с заявлением о возмещении расходов за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации ***» 2 шт. на сумму 70 000 руб., с приложением кассового чека, товарного чека, договора на оказание платных медицинских услуг, прейскуранта цен, копии лицензии, но истцу компенсированы затраты на приобретение медицинского изделия в количестве 2 штук в размере 32 706 руб. 66 коп., что является неправомерным. Возмещение расходов стоит производить по контракту от 15.10.2019 № 400, заключенному Государственным учреждением - Ульяновским региональным отделением Фонда социального страхования РФ, по которому стоимость одной единицы медицинского изделия ***» составила 33 333 руб. 33 коп. Следовательно, уполномоченный орган на дату подачи заявления Гончаровым В.В. не имел сведений о том, что процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) оказания услуг по вышеуказанному контракту не состоялась, при таких обстоятельствах размер возмещения, подлежащего выплате Гончарову В.В. за приобретение 2 единиц медицинского изделия «***», должен был составить 66 666 руб. 66 коп. и в пользу Гончарова В.В. подлежит взысканию денежная сумма в размере 33 960 руб. (66 666,66 руб. - 32 706,66 руб.).

Просил обязать ответчика возместить в полном объеме расходы Гончарова В.В. за самостоятельное приобретение технического средства реабилитации ***» путем выплаты денежной суммы в размере      33 960 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение, об отказе  в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, ссылается на Федеральный закон от 5.04.2013 №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», указывает, что региональным отделением была проведена процедура по закупке *** для обеспечения пострадавших на производстве и 15.10.2019 был заключен контракт №400, в соответствии с которым учитывалось обеспечение *** Гончарова В.В. Стоимость *** для Гончарова В.В. по данному контракту составила 33 333 руб. 33 коп. От получения в соответствии с направлениями регионального отделения данного технического средства Гончаров В.В. отказался. В декабре 2019 года он представил документы, подтверждающие самостоятельное приобретение рекомендованных ему *** на сумму 70 000 руб. Согласно приказу  заместителя управляющего ГУ-УРО ФСС РФ №286-В от 21.01.2020 Гончарову В.В. выплачена компенсация в сумме 32 706 руб. 66 коп., размер которой рассчитан на основании государственного контракта от 21.08.2018 №Ф.2018.386619/196, обязательства по которому были исполнены в полном объеме. По данному контракту стоимость одного *** составила 16 353 руб. 33 коп. Ссылаясь на Приказ Минтруда России от 20.08.2018 №529н «Об утверждении разъяснения о порядке оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», п.4 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом техническое средство реабилитации, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 №57н, считает, что компенсация рассчитана и выплачена Гончарову В.В. в сумме 32 706 руб. 66 коп. обоснованно, в соотношении с результатами последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации.  Полагает, что вывод суда о том, что расторжение контракта №400 от 15.10.2019 свидетельствует о завершении процедуры закупки и определение контракта №400 как последней завершенной процедурой закупки для выплаты компенсации, противоречит нормам действующего законодательства. Указывает, что исполнение по данному контракту прекращено, он не является исполненным в полном объеме, поэтому размер компенсации Гончарова В.В. был рассчитан законно и обоснованно, исходя из стоимости аналогичных ТСР, закупленных по контракту от 21.08.2018 № ф.2018.386619/19, обязательства по которому исполнены сторонами в полном объеме и исполнение по нему завершено.

В возражениях на апелляционную жалобу, Гончаров В.В. выражает несогласие с её доводами, считает решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Гончаров В.В. является *** бессрочно по профессиональному заболеванию, которое было получено им в период работы в ***, о чем 14.08.2014 составлен Акт о случае профессионального заболевания.

Как следует из дела освидетельствования медико-социальной экспертизы, Гончарову В.В. определена нуждаемость в обеспечении техническими средствами реабилитации, в том числе «***» в количестве 2 шт.

Гончаров В.В. 20.12.2019, в связи с необеспечением техническими средствами реабилитации самостоятельно приобрел за свой счет 2 ***, оплатив 70 000 руб. и в последующем обратился в ГУ-УРО ФСС РФ с заявлением о выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.

Решением Фонда заявление Гончарова В.В. было удовлетворено частично с выплатой компенсации в размере 32 706 руб. 66 коп.

Не согласившись с размером выплаченной Гончарову В.В. компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР, прокурор обратился в суд  с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, дав верную правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив закон, подлежащий применению, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. 

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления документа, удостоверяющего личность (пункт 5 Приказа № 57н).

Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации (пункт 6 Приказа № 57н).

Как указано выше, Гончаров В.В. 20.12.2019, в связи с необеспечением техническими средствами реабилитации самостоятельно приобрел за свой счет 2 ***, оплатив 70 000 руб. и обратился в ГУ-УРО ФСС с заявлением о выплате ему компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.

Решением Фонда от 21.01.2020 заявление Гончарова В.В. было удовлетворено частично с выплатой компенсации в размере 32 706 руб. 66 коп.

Таким образом, компенсация расходов на приобретение ТСР по заявлению Гончарова В.В. произведена не в полном объеме.

 

Удовлетворяя заявленные требования,  суд обоснованно исходил из следующего.

Размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

В случае если уполномоченными органами закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг на территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект Российской Федерации, не осуществлялась либо процедура осуществления закупки технических средств реабилитации и (или) услуг не состоялась либо закупка технических средств реабилитации и (или) оказания услуг осуществлялась более чем за 3 года до даты подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, стоимость соответствующего технического средства и (или) услуги определяется по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) услуги, информация о которой располагается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведенной любым уполномоченным органом, расположенным в пределах территории Российской Федерации (пункт 4 Приказа № 57н).

15.10.2019 между ГУ-УРО ФСС и ООО «Завод ***» был заключен контракт №400 на поставку  *** для обеспечения в 2019 году пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По условиям  данного контракта стоимость *** составила 33 333 руб. 33 коп. за единицу. Срок действия контракта № 400 от 15.12.2019 оговорен до 27.12.2019. Соглашением от 27.12.2019 о расторжении государственного контракта от 15.10.2019 №400 стороны решили расторгнуть данный контракт, при этом указано, что поставщиком перед заказчиком исполнены обязательства на сумму 373 099 руб. 97 коп.

Таким образом, государственный контракт от 15.10.2019 №400 был расторгнут по соглашению сторон исполнением в объеме, предусмотренном соглашением  о его расторжении от 27.12.2019, что свидетельствует о завершении процедуры осуществления закупки технических средств реабилитации.

При таких обстоятельствах суд пришел к правомерному выводу о том, что указанный контракт являлся последней завершенной процедурой закупки, обязательства по которому, на дату подачи Гончаровым В.В. заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации были исполнены сторонами контракта, соответственно выплата компенсации истцу не правомерно была произведена ответчиком  исходя из размера 32 706 руб.66 коп. за 2 единицы.

Исходя из вышеизложенного, суд обоснованно взыскал с ГУ УРО ФСС РФ в пользу Гончарова В.В. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации - 33 960 руб.

Довод апелляционной жалобы в части того, что  размер компенсации должен был рассчитываться на основании контракта от 21.08.2018 не состоятелен и не подтвержден документально, а потому  не ставит под сомнение правильность принятого судом решения.

Как указывалось выше, при определении размера компенсации, подлежащей выплате инвалиду за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации необходимо исходить из того, что последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме.

Поскольку с заявлением о выплате указанной компенсации Гончаров В.В. обратилась 20.12.2019 (л.д.21-22) соответственно суд правильно определил размер компенсации исходя из стоимости ТСР согласно госконтракту от 15.10.2019 № 400, заключенному ГУ-УРО ФСС РФ.

Позиция  ответчика в данном случае основана на неверном толковании и применении закона.

 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение  Ленинского районного суда города Ульяновска от 17 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.        

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи