Судебный акт
Ответственность по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ
Документ от 17.12.2020, опубликован на сайте 24.12.2020 под номером 91512, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 6.3 ч.2, Изменено в связи с исключением выводов

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Навасардян В.С.                                                         Дело № 12-312/2020

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          17 декабря 2020 года

 

Судья Ульяновского областного суда Жаднов Ю.М.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Лазарева Виталия Александровича на постановление судьи Засвияжского районного суда гльяновска от 11 ноября 2020 года,

 

у с т а н о в и л:

 

постановлением судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 ноября 2020 года Лазарев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, Лазарев В.А. не соглашается с вынесенным постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене.

В обоснование жалобы указывает на отсутствии вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Не оспаривая тот факт, что прибыв 27.08.2020 рейсом *** на территорию Российской Федерации из Турции прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР только 29.08.2020 и разместил информацию о результате лабораторного исследования на портале государственных услуг только 02.09.2020.

Полагает, что в соответствии п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом необходимо в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. Полагает, данный пункт не содержит требований о сроках размещения информации о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ.

Указывает, что пройдя тест в течение трёх дней с момента прилета, он смог разместить соответствующую информацию в ЕПГУ только 02.09.2020, поскольку результаты сданных 29.08.2020 анализов были готовы только 31.08.2020, а портал госуслуг выдавал ошибку при загрузке заявления.

Кроме того протокол об административном правонарушении содержит недостоверные сведения о том, что он (Лазарев В.А.) не выполнил требование по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для граждан Российской Федерации прибывающих на территорию Российской Федерации.

Ссылается на презумпцию невиновности.

Подробно позиция Лазарева В.А. изложена в жалобе.

В ходе судебного заседания Лазаревым В.А. дополнительно заявлены доводы о неразъяснении ему положений ст. 51 Конституции РФ при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав Лазарева В.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в действующей редакции).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.

Правила от 2 апреля 2020 года № 417 предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» п. 4 Правил).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.

Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 3 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ).

Главные государственные санитарные врачи при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (пп. 6 п.1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 № 66 коронавирусная инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Согласно п. 2.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 (далее - СП 3.1.3597-20) к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения COVID-19 относится, в том числе, мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая диагностика.

В пунктах 2.1, 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» установлено, что гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) предписано:

п. 2.1. Обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).

п. 2.2. В течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).

При этом, как следует из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) судам необходимо учитывать, что в случае нарушения требований постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования, содержащихся в данном постановлении,  гражданам,  прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Материалами дела подтверждено, что Лазарев В.А. прибыв 27.08.2020 на территорию Российской Федерации из Турции на самолете рейсом ***, не выполнил требования 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», а именно, в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, путем заполнения соответствующей формы в установленный срок.

Установлено, что 29.08.2020 Лазарев В.А. прошел лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, результаты которого (отрицательный результат) были готовы 31.08.2020, разместив информацию о результате исследования на портале государственных услуг 02.09.2020.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в постановлении доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении от 17.09.2020 (л.д. 4-6) и представленными сведениями из ЕПГУ (л.д. 8-9), показаниями самого Лазарева В.А., а также иными доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения жалобы обоснованность выводов судьи районного суда о нарушении Лазаревым В.А. законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в невыполнении в установленный срок п. 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», не опровергнута.

Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения Лазаревым В.А. указанных положений законодательства, в материалах дела не имеется.

Обжалуемое постановление судьи районного суда в данной части являются законным, обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Вместе с тем полагаю, что постановление судьи районного суда подлежит изменению по следующим основаниям.

Согласно протоколу об административном правонарушении в вину Лазареву В.А. вменено, в том числе, нарушение требований п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», в части не заполнения на Едином портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).

В ходе рассмотрения дела судья районного суда пришёл к выводу о том, что в нарушение требований п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» Лазарев В.А. не заполнил анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию.

Вместе с тем согласно сведениям, содержащимся в Едином портале государственных и муниципальных услуг Лазарев В.А. указанную обязанность по заполнению на Едином портале государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» выполнил 27.08.2020 в 12 часов 57 минут, то есть до вылета в Российскую Федерацию (л.д. 7). Вылет из Турции в Российскую Федерацию согласно маршрутной квитанции электронного билета осуществлен 27.08.2020 в 16 часов 05 минут.

В связи с этим нарушение требований п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»  подлежит исключению из объема обвинения Лазарева В.А. при квалификации его действий (бездействия) по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Уменьшение объема обвинения не влечет уменьшение размена штрафа назначенного Лазареву В.А., поскольку в данном случае штраф Лазареву В.А. назначен с применениям положений частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в половинном размере от минимального значения штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюдены.

Доводы Лазарева В.А. о неразъясении ему положений ст. 51 Конституции РФ при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении не могут служить основанием для удовлетворения рассматриваемой жалобы, поскольку это обстоятельство не препятствовало Лазареву В.А. в полной мере воспользоваться своими правами на защиту. При этом следует иметь в виду, что в районном и в областном суде Лазареву В.А. права, предусмотренные ст. 51 Конституци РФ были разъяснены.

Также следует учесть, что в силу положений ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении участникам производства в обязательном порядке разъясняются права, предусмотренные лишь КоАП РФ. Указанное требование при составлении протокола об административном правонарушении в отношении  Лазарева В.А. было выполнено (л.д. 5).

Другие доводы жалобы уже являлись предметом судебной проверки в предыдущей инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой не имеется.

Иных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого постановления, не усматривается.

С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,

 

р е ш и л:

 

постановление судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 ноября 2020 года, вынесенное в отношении Лазарева Виталия Александровича по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, изменить, исключить из объема обвинения указание на нарушение требований п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».

В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу Лазарева Виталия Александровича – без удовлетворения.

 

Судья                                                                                                   Ю.М. Жаднов