У Л Ь
Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Навасардян В.С.
Дело №
12-312/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ульяновск
17 декабря 2020 года
Судья Ульяновского
областного суда Жаднов Ю.М.,
при секретаре Шумеевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по жалобе Лазарева Виталия Александровича на постановление судьи Засвияжского районного суда г.Ульяновска
от 11 ноября 2020 года,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 11 ноября 2020 года
Лазарев В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения,
предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. За совершение этого правонарушения ему
назначено наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 рублей.
В жалобе, направленной в Ульяновский
областной суд, Лазарев В.А. не соглашается с вынесенным постановлением судьи,
полагает его подлежащим отмене.
В обоснование жалобы указывает на отсутствии
вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Не оспаривая тот факт, что прибыв 27.08.2020
рейсом *** на территорию Российской Федерации из Турции прошел лабораторное исследование
на COVID-19 методом ПЦР только 29.08.2020 и разместил
информацию о результате лабораторного исследования на портале
государственных услуг только 02.09.2020.
Полагает, что в
соответствии п. 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача
РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения
распространения COVID-2019» гражданам Российской Федерации, прибывающим на
территорию Российской Федерации воздушным транспортом необходимо в течение трех
календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти
лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР. Полагает, данный пункт не содержит
требований о сроках размещения информации о результатах лабораторного
исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ.
Указывает, что пройдя тест в течение трёх
дней с момента прилета, он смог разместить
соответствующую информацию в ЕПГУ только 02.09.2020, поскольку результаты
сданных 29.08.2020 анализов были
готовы только 31.08.2020, а портал госуслуг выдавал
ошибку при загрузке заявления.
Кроме того протокол об административном
правонарушении содержит недостоверные сведения о том, что он (Лазарев В.А.) не
выполнил требование по заполнению на Едином портале государственных и
муниципальных услуг анкеты для граждан Российской Федерации прибывающих на
территорию Российской Федерации.
Ссылается на презумпцию невиновности.
Подробно позиция Лазарева В.А. изложена в
жалобе.
В ходе судебного заседания Лазаревым В.А.
дополнительно заявлены доводы о неразъяснении ему
положений ст. 51 Конституции РФ при составлении в отношении него протокола об
административном правонарушении.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела
в соответствии с ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме,
выслушав Лазарева В.А., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 ст. 6.3 КоАП РФ
установлена административная ответственность за нарушение законодательства в
области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических
нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических
мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при
возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для
окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории
ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные
периоды законного предписания (постановления) или требования органа
(должностного лица), осуществляющего федеральный государственный
санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Граждане Российской Федерации обязаны
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы
и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные
правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации (ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера»).
Правительство Российской
Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями
правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной
ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального
закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в действующей
редакции).
Такие правила утверждены постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417.
Правила от 2 апреля 2020 года № 417
предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на
территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации,
граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих
мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения
чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие
угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять
действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью,
санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории,
на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 3, подп. «в», «г» п.
4 Правил).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона
от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения», граждане обязаны: выполнять требования санитарного
законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный
государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не
осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану
здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно п. 1 ст. 31 Федерального закона №
52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской
Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной
деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных
заболеваний.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий
(карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и
распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин),
устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации (п. 3 ст. 31 Федерального закона № 52-ФЗ).
Главные государственные санитарные врачи при
угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих
опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления введении
(отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах (пп. 6 п.1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 31 января 2020 № 66 коронавирусная
инфекция внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для
окружающих.
Согласно п. 2.1 СП 3.1.3597-20 «Профилактика
новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 (далее - СП
3.1.3597-20) к мероприятиям, направленным на предупреждение распространения
COVID-19 относится, в том числе, мониторинг заболеваемости и эпидемиологическая
диагностика.
В пунктах 2.1, 2.2 Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима
изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» установлено, что
гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации
воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна,
осуществляющего воздушную перевозку) предписано:
п. 2.1. Обеспечить заполнение анкеты
прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия
на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного
контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской
Федерации.
В целях оперативного
прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через
Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином
портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) анкеты для
прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих
в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в
Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на
рейс).
п. 2.2. В течение трех
календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти
лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о
результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив
форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную
инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации»
(https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов
лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по
месту жительства (пребывания).
При этом, как следует из
Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением
законодательства и мер по противодействию распространению на территории
Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) судам необходимо учитывать, что в
случае нарушения требований постановления Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима
изоляции в целях
предотвращения распространения COVID-2019» о выполнении требования,
содержащихся в данном постановлении,
гражданам, прибывшим на
территорию Российской Федерации из иностранного государства, необходимо
квалифицировать по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая
является специальной по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Материалами дела подтверждено,
что Лазарев В.А. прибыв 27.08.2020 на территорию Российской Федерации из Турции
на самолете рейсом ***, не выполнил требования 2.2 Постановления Главного
государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима
изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», а именно, в
течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской
Федерации не разместил информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ,
путем заполнения соответствующей формы в установленный срок.
Установлено, что 29.08.2020 Лазарев В.А. прошел лабораторное исследование
на COVID-19 методом ПЦР, результаты которого (отрицательный результат) были
готовы 31.08.2020, разместив информацию о результате
исследования на портале государственных услуг 02.09.2020.
Указанные
обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании и подробно
изложенными в постановлении доказательствами, в том числе протоколом об
административном правонарушении от 17.09.2020 (л.д. 4-6) и представленными
сведениями из ЕПГУ (л.д. 8-9), показаниями самого Лазарева В.А., а также иными
доказательствами, которые оценены в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП
РФ.
В
ходе рассмотрения жалобы обоснованность выводов судьи районного суда о
нарушении Лазаревым В.А. законодательства в области обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в
невыполнении в установленный срок п. 2.2 постановления Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года №
7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения
COVID-2019», не опровергнута.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
соблюдения Лазаревым В.А. указанных положений законодательства, в материалах
дела не имеется.
Обжалуемое постановление судьи районного суда
в данной части являются законным, обоснованным и отмене по доводам жалобы не
подлежит.
Вместе с тем полагаю, что постановление судьи
районного суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно протоколу об
административном правонарушении в вину Лазареву В.А. вменено, в том числе,
нарушение требований п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного
врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях
предотвращения распространения COVID-2019», в части не заполнения на Едином
портале государственных и муниципальных услуг (https://www.gosuslugi.ru) анкеты
для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих
в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в
Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на
рейс).
В ходе рассмотрения дела
судья районного суда пришёл к выводу о том, что в нарушение требований п. 2.1
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7
«Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения
COVID-2019» Лазарев В.А. не заполнил анкету прибывающего на территорию
Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию.
Вместе с тем согласно
сведениям, содержащимся в Едином портале государственных и муниципальных услуг
Лазарев В.А. указанную обязанность по заполнению на Едином портале
государственных и муниципальных услуг анкеты для прибывающего в Российскую
Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию»
выполнил 27.08.2020 в 12 часов 57 минут, то есть до вылета в Российскую
Федерацию (л.д. 7). Вылет
из Турции в Российскую Федерацию согласно маршрутной квитанции электронного
билета осуществлен 27.08.2020 в 16 часов 05 минут.
В связи с этим нарушение требований п. 2.1
Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7
«Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения
COVID-2019» подлежит исключению из
объема обвинения Лазарева В.А. при квалификации его действий (бездействия) по
ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Уменьшение объема обвинения не влечет
уменьшение размена штрафа назначенного Лазареву В.А., поскольку в данном случае
штраф Лазареву В.А. назначен с применениям
положений частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ в половинном размере от минимального
значения штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения к административной
ответственности, установленные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ
для данной категории дел, соблюдены.
Доводы Лазарева В.А. о неразъясении
ему положений ст. 51 Конституции РФ при составлении в отношении него протокола
об административном правонарушении не могут служить основанием для удовлетворения
рассматриваемой жалобы, поскольку это обстоятельство не препятствовало Лазареву
В.А. в полной мере воспользоваться своими правами на защиту. При этом следует
иметь в виду, что в районном и в областном суде Лазареву В.А. права,
предусмотренные ст. 51 Конституци РФ были разъяснены.
Также следует учесть, что в силу положений ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об
административном правонарушении участникам производства в обязательном порядке
разъясняются права, предусмотренные лишь КоАП РФ. Указанное требование при
составлении протокола об административном правонарушении в отношении Лазарева В.А. было выполнено (л.д. 5).
Другие доводы жалобы уже являлись предметом
судебной проверки в предыдущей инстанции, им дана надлежащая правовая оценка,
оснований не согласиться с которой не имеется.
Иных обстоятельств, которые могли бы служить
основанием для отмены обжалуемого постановления, не усматривается.
С учетом изложенного жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.
ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление судьи Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 11 ноября 2020
года, вынесенное в отношении Лазарева Виталия Александровича по ч. 2 ст. 6.3
КоАП РФ, изменить, исключить из объема обвинения указание на нарушение требований
п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от
18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения
распространения COVID-2019».
В остальной части постановление оставить без
изменения, а жалобу Лазарева Виталия Александровича – без удовлетворения.
Судья
Ю.М. Жаднов