У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Мельникова
О.В. Дело № 33а-4679/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
22 декабря 2020 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Полуэктовой С.К.,
судей Лифановой
З.А., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе
Шаталиной Светланы Анатольевны на решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 25 сентября 2020 года по делу №2а-1-199/2020, по
которому постановлено:
в удовлетворении
административного искового заявления Шаталиной Светланы Анатольевны к
Управлению Министерства Внутренних дел по Ульяновской области о признании незаконным решения о прекращении
государственного учета и признании государственных регистрационных номеров и
регистрационных документов не действительными, отказать в полном объеме.
Заслушав доклад
судьи Лифановой З.А., пояснения Шаталиной С.А., поддержавшей доводы
апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по Ульяновской области - Суслина Р.К., полагавшего решение суда не
подлежащим отмене, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Шаталина С.А. (ранее
Пименова С.А.) обратилась в суд с административным иском к Управлению
Министерства Внутренних дел по Ульяновской области о признании незаконным решения
о прекращении государственного учета и признании государственных
регистрационных номеров и регистрационных документов транспортного средства
недействительными.
Требования
мотивированы тем, что она является
собственником транспортного средства - автобуса для маршрутных перевозок марки
ГАЗ-322332, 2004 года выпуска, идентификационный номер (VIN) ***, цвет кузова -
золотисто-желтый, государственный регистрационный знак ***
Из Управления ГИБДД
УМВД России по Ульяновской области ею получено уведомление от 28.07.2020 за
исх. №10/24573 о прекращении государственного учета указанного транспортного
средства, о признании государственных регистрационных номеров и регистрационных
документов недействительными. Основанием послужила установка дополнительного
сиденья впереди салона автомобиля без разрешения Госавтоинспекции. Указанное
решение считает незаконным.
29.07.2008 она
приобрела транспортное средство ГАЗ - 322132 салон, которого был оборудован для
перевозки 13 пассажиров. 14.08.2008 вышеуказанное ТС переоборудовано в
автомобиль ГАЗ – 322100, количество пассажирских мест в салоне изменено с 13 на
8. Отделением ГИБДД Сурского РОВД Управления внутренних дел Ульяновской области
выдано свидетельство *** о соответствии конструкции транспортного средства
требованиям безопасности.
Таким образом,
допуск автомобиля к участию в дорожном движении был произведен с соблюдением
действовавших правил. С августа 2008 года по август 2020 года автомобиль
эксплуатировался без претензий к конструкции ТС и к регистрационным документам.
За дополнительное место в салоне автомобиля сотрудники регистрирующего органа
ГИБДД приняли силовые элементы крепления пассажирского кресла к кузову
автомобиля, которое было удалено в результате перепланировки посадочных мест в
августе 2008 года. При этом подушка сиденья, горизонтальная спинка, подголовник
отсутствуют, то есть отсутствует пассажирское кресло и, соответственно,
посадочное место впереди салона автомобиля. Фактов перевозки на автомобиле
пассажиров в количестве, превышающем 8 посадочных мест, или в месте, которое
сотрудники регистрирующего органа ГИБДД принимают за дополнительное сиденье
впереди салона, не установлено.
Просила признать незаконным решение Управления ГИБДД
УМВД России по Ульяновской области о прекращении государственного учета ТС
марки ГАЗ-322100, идентификационный
номер (VIN) *** государственный регистрационный знак *** 73 РУС и признании
государственных регистрационных номеров и регистрационных документов недействительными.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Шаталина С.А. просит решение суда отменить, принять новое решение,
которым административные исковые требования удовлетворить.
В
подтверждение своей позиции приводит доводы аналогичные изложенным в
административном исковом заявлении. Не соглашается с выводами суда о
несоответствии дополнительно установленной металлической конструкции (каркаса
девятого сидения) впереди салона требованиям технического регламента и
безопасности дорожного движения, поскольку утверждает, что никакого каркаса
девятого сидения в салоне не устанавливалось, о чем свидетельствую
представленные фотографии. Также считает, что судом необоснованно сделан вывод
о непредставлении административным истцом доказательств нарушения его прав и
законных интересов действиями ответчика. Отмечает, что в результате прекращения
государственного учета транспортного средства и признания государственных регистрационных
номеров и регистрационных документов недействительными, Шаталина С.А. не имеет
возможности на законном основании пользоваться транспортным средством и
осуществлять сделки по его отчуждению.
Указывает,
что по данному делу следовало привлечь к участию в деле в качестве
заинтересованного лица ГИБДД Сурского РОВД УВД Ульяновской области, выдавшего
свидетельство *** о соответствии конструкции транспортного средства требованиям
безопасности.
В
возражениях на апелляционную жалобу УМВД России по Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит
к следующему.
В силу ч. 9 ст. 226
КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании действий
(решения) должностного лица, наделенного государственными или иными публичными
полномочиями, суду надлежало установить следующие обстоятельства: нарушены ли
права, свободы и законные интересы административного истца, которым подано
соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки
обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов,
устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого
решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия
оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в
случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания
предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание
оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия)
нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
При этом, как
установлено ч. 11 ст. 226
КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1
и 2 части 9
настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а
обстоятельств, указанных в пунктах 3
и 4 части 9
и в части 10
настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными
или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо
совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Рассматривая дело и отказывая в
удовлетворении заявленных административных требований Шаталиной С.А., суд
первой инстанции исходил из того, что выявленные в принадлежащем истцу
автомобиле конструктивные изменения не соответствуют требованиям безопасности,
при которых эксплуатация транспортного средства запрещается, а именно:
дополнительно установленная металлическая
конструкция (каркас девятого сиденья) впереди салона не соответствует
требованиям технического регламента
и требованиям безопасности дорожного движения, вследствие чего ТС не может быть
допущено к участию в дорожном движении. Указанные несоответствия являются
основанием для прекращения государственного учета транспортного средства,
признания государственных регистрационных знаков и регистрационных документов
на указанное транспортное средство
недействительными.
С выводами районного
суда судебная коллегия соглашается.
Как установлено
судом и подтверждается материалами дела, с 07.12.2018 Шаталиной С.А. (ранее Пименовой С.А.), принадлежит транспортное средство марки
ГАЗ-322100, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак ***. 14.08.2008 указанное ТС было переоборудовано с марки ГАЗ-322132 на
ГАЗ-322100, c 13-ти
местного переоборудовано на 8-ми местное, о
чем имеются отметки в
карточке ТС и ПТС.
24.07.2020 в 10-10 час. по адресу: г. Ульяновск, с.
Баратаевка, ул.Авиационная, д.18, сотрудниками ГИБДД был остановлен водитель Шаталин А.А., который управлял принадлежащим Шаталиной С.А. транспортным
средством ГАЗ-322100, государственный регистрационный знак ***, в ходе осмотра
ТС выявлено, что в конструкцию транспортного средства внесены изменения без
разрешения ГИБДД МВД РФ, установлено 9 пассажирское сиденье, вместо 8
пассажирских.
Постановлением старшего
инспектора ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области от 24.07.2020 Шаталин А.А. привлечен к
административной ответственности за совершение административного
правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.5
КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в
размере 500 рублей. Постановление не обжаловалось, вступило в законную силу,
штраф оплачен.
В тот же день,
24.07.2020, начальником ЦД и ТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской области
Камаловым И.Р. был подан рапорт на имя заместителя начальника УГИБДД УМВД России
по Ульяновской области Варварина А.И. с просьбой о рассмотрении вопроса о
прекращении регистрации (аннулировании) транспортного средства ГАЗ-322100,
государственный регистрационный знак ***.
Резолюцией на
указанный рапорт, наложенной 24.07.2020 заместителем начальника УГИБДД УМВД России
по Ульяновской области полковником полиции
Варвариным А.И., принято решение о прекращении государственного учета
данного ТС.
28.07.2020
начальником межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела (МРЭО) ГИБДД
УМВД России по Ульяновской области Корженковым В.В. в адрес Пименовой
(Шаталиной) С.А. направлено уведомление о прекращении государственного учета
транспортного средства ГАЗ-322100, 2004 года выпуска, VIN - ***,
государственный регистрационный знак ***, и признании недействительными
государственных регистрационных знаков и регистрационных документов на
указанное транспортное средство.
Таким образом,
решение о признании недействительными государственного регистрационного знака и
регистрационных документов на транспортное средство ГАЗ-322100,
государственный регистрационный знак ***,
принято полномочным должностным лицом МРЭО ГИБДД УМВД России по
Ульяновской области в соответствии с п.59 постановления Правительства РФ от 21.12.2019 №1764 «О государственной
регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации».
Вопреки доводам
апелляционной жалобы о том, что административный ответчик не представил
доказательств внесения изменения в конструкцию ТС после 2008 года, само по себе
наличие железного каркаса около переднего пассажирского сиденья противоречит межотраслевому
стандарту РОСС RU.MT02.E03858,
и при отсутствии сертификата соответствия ТС требованиям безопасности допуск к
эксплуатации не предусматривает.
Следовательно,
несоответствие конструкции ТС сведениям,
указанным в идентифицирующих документах, без разрешения органов
Госавтоинспекции, правомерно признано недопустимым как административным
органом, так и судом первой инстанции.
Приходя к выводу о
законности оспариваемого решения, суд первой инстанции верно оценил
представленные по делу доказательства и правильно применил нормы материального
права, регулирующие рассматриваемые правоотношения.
Пунктом 3
статьи 15 Федерального закона
от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что
транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если
оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и
оно соответствует основным положениям
о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным
Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного
учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном
движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не
более одного года.
Согласно Основным положениям
по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по
обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденным Постановлением
Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, запрещается эксплуатация транспортных
средств, если в их конструкцию внесены изменения без разрешения Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел
Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской
Федерации (пункт 7.18).
В соответствии с разделом I
Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных
средств» ТР ТС 018/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от
09.12.2011 № 877, вступившего в силу с 01.01.2015, под внесением изменений в
конструкцию транспортного средства понимается исключение предусмотренных или
установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства
составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска
транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного
движения.
Согласно п.31
Таблицы №4 Перечня
технического регулирования, на которые
распространяется действие
Технического регламента Таможенного Союза «О безопасности колесных транспортных
средств» (приложение № 1 к ТР ТС 018/2011) к компонентам
транспортных средств относятся, в том
числе, сиденья автомобилей.
Как следует из п. 4 ст.15 Федерального закона
«О безопасности дорожного движения», после внесения изменения в конструкцию
состоящих на государственном учете транспортных средств, в том числе в
конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования,
запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности
дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного
декларирования соответствия.
Процедура проверки выполнения требований к
транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений
в их конструкцию установлена Техническим регламентом Таможенного союза.
Единственным документом, подтверждающим
соответствие транспортного средства, в конструкцию которого внесены изменения,
требованиям безопасности дорожного движения, согласно Техническому регламенту, является выдаваемое подразделением МВД
Российской Федерации свидетельство о соответствии транспортного средства с
внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Поскольку документов (сертификата),
подтверждающих безопасность переоборудованного транспортного средства, а именно
дополнительно установленной металлической
конструкции (каркаса девятого сиденья) впереди салона, Шаталиной С.А. не
было представлено, то административным ответчком обоснованно было принято
решение в соответствии п. 6 ч. 1 ст. 18
и ч. 4 ст. 20 Федерального закона
№ 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в
Российской Федерации и о внесении
изменений в отдельные
законодательные акта
Российской Федерации».
Довод о не
привлечении в качестве заинтересованного лица ГИБДД Сурского РОВД УВД
Ульяновской области является несостоятельным, поскольку она не является
самостоятельным юридическим лицом, а подразделением УМВД России п о Ульяновской
области.
Таким образом, приведенные
заявителем апелляционной жалобы доводы не подтверждают нарушений норм
материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, а
сводятся к иной оценке доказательств и установленных судом фактических
обстоятельств спора, основаны на ошибочном толковании закона, отмены решения не
влекут.
На основании изложенного, руководствуясь
ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А
:
решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 25 сентября 2020 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу Шаталиной Светланы Анатольевны – без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий:
Судьи: