Судебный акт
О возложении на муниципалитет обязанности по наружному освещению улиц
Документ от 22.12.2020, опубликован на сайте 30.12.2020 под номером 91787, 2-я гражданская, об обязании произвести строительство новых сетей наружного освещения пешеходных зон, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Климонтова Е.В.                                                         Дело № 33а-4914/2020

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                             22 декабря 2020 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Полуэктовой С.К.,

судей Лифановой З.А., Васильевой Е.В.

при секретаре Расторгуевой Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 9 сентября 2020 года по делу №2а-3225/2020, по которому постановлено:

административный иск прокурора Заволжского района города Ульяновска удовлетворить.

Обязать администрацию города Ульяновска произвести строительство новых сетей наружного освещения пешеходных зон в районе домов №№ 2, 4 по ул.Карбышева (от дома № 19 по бульвару Киевскому до дома № 7 по ул.Карбышева), в районе дома № 4 по ул.Карбышева (между домом № 19 по бульвару Киевскому и домом № 4 по ул.Карбышева) и в районе дома № 21 по проспекту Ленинского Комсомола (между домами №№ 21, 19а по проспекту Ленинского Комсомола) в Заволжском районе города Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения прокурора               Данилова Е.В., полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Заволжского района города Ульяновска обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Ульяновска об обязании произвести строительство новых сетей наружного освещения пешеходных зон.

Требования мотивированы тем, что в ходе прокурорской проверки было выявлено отсутствие фонарей уличного освещения пешеходной зоны в районе домов № 2, 4 по ул. Карбышева (от дома № 19 по бульвару Киевскому до дома № 7 по ул. Карбышева) в районе дома № 4 по ул. Карбышева (между домом           № 19 по бульвару Киевскому и домом № 4 по ул. Карбышева), дома № 21 по проспекту Ленинского Комсомола (между домами №№ 21 и 19а по проспекту Ленинского Комсомола). Отсутствие фонарей уличного освещения способствует росту преступности в районе, установление дополнительного освещения необходимо для предотвращения угрозы гражданам, создания благоприятных условий проживания и жизнедеятельности, защиты прав неопределенного круга лиц на личную неприкосновенность.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по административному делу новое решение.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указала, что в связи с дефицитом бюджета муниципального образования «город Ульяновск» на 2020 год расходы на строительство сетей наружного освещения на участках пешеходных зон, заявленных в административном иске, в настоящее время не предусмотрены. Возможность выполнения указанных мероприятий будет рассмотрена при условии дополнительного финансирования данной статьи затрат на 2021-2022 годы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В заседание суда все лица, участвующие в деле, за исключением прокурора, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к  вопросам местного значения муниципального района  относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч.1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 5 ч.6 ст. 37 Устава муниципального образования «город Ульяновск» дорожная деятельность в отношении объектов наружного освещения, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск» относится к компетенции администрации города Ульяновска.

Согласно требованиям СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», СНиП 2.07.01.89 «Планировка и застройка городских и сельских поселений» в поселениях на улицах для движения пешеходов должны быть оборудованы тротуары и пешеходные дорожки с искусственным освещением в вечернее и ночное время.

В соответствии с пунктом 14.2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных постановлением администрации города Ульяновска от 01.06.2017 № 1406 улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города Ульяновска.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в ходе проведенной прокурором проверки установлено ненадлежащее уличное освещение на пешеходных дорожках в районе домов №№ 2, 4 по ул.Карбышева (от дома №19 по бульвару Киевскому до дома № 7 по ул. Карбышева), в районе дома № 4 по ул.Карбышева (между домом № 19 по бульвару Киевскому и домом № 4 по ул.Карбышева) и в районе дома № 21 по проспекту Ленинского Комсомола (между домами №№ 21, 19а по проспекту Ленинского Комсомола) в Заволжском районе города Ульяновска.

Поскольку вышеуказанные пешеходные дорожки не отвечали требованиям СНиП в части наружного освещения, то суд пришел к правильному выводу об удовлетворении административного иска прокурора и возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность организовать надлежащее освещение вышеуказанных пешеходных зон в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95 и СНиП 2.07.01.89.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, организация освещения улиц, в том числе пешеходных зон, является обязанностью органа местного самоуправления. Неисполнение данной обязанности влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проявления противоправных действий.

Довод апелляционной жалобы о недостаточном финансировании дорожной деятельности и об отсутствии денежных средств в бюджете для выполнения данных обязанностей, не являются основанием к отмене правильного решения суда, поскольку отсутствие у административного ответчика финансовых средств на осуществление мероприятий по содержанию дорог в соответствии с действующим законодательством не может являться основанием для освобождения его от исполнения возложенных на него законом обязанностей.

Фактически изложенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к указанию на затруднительность исполнения судебного решения в связи с недостаточным финансированием, что, однако, основанием для отмены правильного по сути решения суда служить не может.

Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 9 сентября 2020 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий:                                   

 

Судьи: