Судебный акт
По делу по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ
Документ от 17.12.2020, опубликован на сайте 30.12.2020 под номером 91794, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 19.20 ч.3, Отменено с прекращением производства
Связанные судебные акты:

Ч.3 ст.19.20 КоАП РФ

Документ от 10.10.2019, опубликован на сайте 21.10.2019 под номером 83870, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 19.20 ч.3, Оставлено без изменения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Хайбуллов И.Р.                                                       Дело № 12-314/2020                                                    

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                      17 декабря 2020 года  

 

Судья Ульяновского областного суда Логинов Д.А.,

при секретаре Каминской Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе исполняющего обязанности ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» Африкантова Николая Николаевича на постановление судьи Ленинского районного суда г. Ульяновска от 8 августа 2019 года,

 

установил:

 

постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08.08.2019 Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее – ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации») назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, и.о. ректора ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации» Африкантов Н.Н. не соглашается с вынесенным постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене, производство по делу – прекращению. 

В обоснование жалобы указывает, что ранее институт привлекался к административной ответственности за то же самое нарушение. Тот факт, что в июле 2019 года часть курсантов не завершили летную практику, подтверждает нехватку воздушной техники, но не свидетельствует о новом нарушении. Указанная нехватка воздушной техники была установлена судом еще 15.01.2019, что свидетельствует об истечении срока административной ответственности. Указывает на недостаточное финансовое обеспечение образовательного учреждения и на то, что субсидии на закупку воздушной техники не выделялись.  Материалы дела не содержат доказательств наличия реальной возможности по обеспечению института самолетами и вертолетами. Указывает, что институт направлял в Росавиацию письма с подробным обоснованием необходимости закупки авиатехники.

Подробно позиция и.о. ректора ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации» Африкантова Н.Н. изложена в жалобе.

Изучив доводы жалобы и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, выслушав защитника юридического лица Колоскову А.В., прихожу к следующему.

Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ установлена ответственность за  осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966 (далее – Положение о лицензировании образовательной деятельности), установлено, что грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч.11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» п.6 и подпунктами «б», «д», «е» п.7 этого Положения.

Согласно п.п.«б» п.6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами. 

В соответствии с п.п.«д» п.6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату также являются: наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Как следует из постановления о возбуждении дела от 23.07.2019, в вину ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации» было вменено нарушение п.п.«б» и п.п.«д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, поскольку Учреждение не обеспечило филиалы Краснокутского летного училища гражданской авиации, Омского летно-технического колледжа гражданской авиации имени А.В.Ляпидевского и Сасовского имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летного училища гражданской авиации необходимым для своевременного прохождения курсантами указанных образовательных учреждений курса учебно-летной подготовки количеством воздушных судов, а также летно-инструкторским составом при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08.08.2019.

Из материалов дела следует, что по состоянию на 18.07.2019: в Институте по прохождению летной практики не завершили обучение 145 курсантов, выпуск которых должен был состояться по завершению 2018-2019 учебного года; в Краснокутском летном училище гражданской авиации не завершили обучение 140 курсантов, выпуск которых должен был состояться по завершению 2018-2019 учебного года, а также не завершили обучение 12 курсантов 2017-2018 учебного года; в Сасовском им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. летном училище гражданской авиации не завершили обучение 119 курсантов, выпуск которых должен был состояться по завершению 2018-2019 учебного года, а также не завершили обучение 36 курсантов 2017-2018 учебного года; в Омском летно-техническом колледже гражданской авиации им. А.В. Ляпидевского не завершили обучение 109 курсантов, выпуск которых должен был состояться по завершению 2018-2019 учебного года, а также не завершили обучение 97 курсантов 2017-2018 учебного года.

Рассмотрев дело, судья районного суда пришел к выводу о доказанности вины юридического лица в совершении нарушения п.п.«б» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

С данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Приказом Минобрнауки РФ от 24.01.2011 №83 утвержден и введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения (квалификация (степень) «специалист»)» (далее – образовательный стандарт).

В силу п.7.17 образовательного стандарта практика является обязательным разделом основных обязательных программ (далее – ООП) подготовки специалистов. Практики могут проводиться в сторонних организациях (производственных, научно-исследовательских, проектных), основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки (специальности) 162001 «Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения».

Из п.7.19 данного стандарта следует, что реализация ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.

Согласно п.7.22 образовательного стандарта, высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза, и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Минимально необходимый для реализации программы подготовки специалиста перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лаборатории по соответствующим дисциплинам и специально оборудованные кабинеты и аудитории.

В силу положений  частей 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Полагаю, что выводы суда первой инстанции о наличии в данном случае вины ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации» в отсутствии в учебном заведении достаточного количества воздушных судов, являются преждевременными исходя из следующего.

Как усматривается из материалов дела, защитник ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации» в ходе рассмотрения данного дела последовательно утверждал, что выявленные нарушения обусловлены отсутствием надлежащего финансирования, о чем неоднократно уведомлялось Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), которое финансирует данное бюджетное учебное заведение.

Согласно письму от 11.04.2019, направленному руководителю Росавиации, Учреждение запрашивало дополнительные финансовые средства, приводило обоснование дополнительной потребности приобретения воздушных судов для выполнения учебным заведением плана по налету и планового выпуска курсантов. Кроме того, потребность в дополнительных финансовых средствах ранее обосновывалась и представлялась в управление финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности Росавиации (л.д.83-86).  

Вместе с тем, при рассмотрении дела обстоятельства дела в части принятия ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации» мер для получения финансирования на закупку воздушных судов надлежащей оценки не получили.

Как усматривается из материалов дела, в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не выяснялись источники финансирования ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации», что имеет существенное значение для рассмотрения данного дела.

Указанные выше недостатки, допущенные при рассмотрении дела районным судом, дают основания сделать вывод о существенном нарушении при рассмотрении дела норм процессуального права, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, а также свидетельствуют о том, что судебный акт постановлен с нарушением требований ст.26.1 и ст.26.11 КоАП РФ и подлежит отмене на основании п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ.

Вместе с тем, поскольку на день рассмотрения жалобы истекли сроки давности привлечения ФГБОУ «Ульяновский институт гражданской авиации» к административной ответственности, установленные ст.4.5 КоАП РФ, и вопрос о виновности либо невиновности юридического лица рассмотрен быть не может, производство по настоящему делу подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 08.08.2019 подлежит отмене, а производство по делу – прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1-30.9 КоАП РФ,

 

решил:

 

Постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 8 августа 2019 года, вынесенное в отношении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ и п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

 

Судья                                                                                          Д.А. Логинов