Судебный акт
О признании решения незаконным
Документ от 04.02.2021, опубликован на сайте 09.02.2021 под номером 92180, 2-я гражданская, о признании незаконными отказов в предоставлении сведений, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

     У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Кузнецова О.В.                                                                        Дело № 33а-195/2021

(33а-4996/2020)

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     4 февраля  2021  года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.,

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу войсковой части 3706 Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от                         8 сентября 2020 года по делу № 2а-4871/2020, по которому постановлено:

в удовлетворении административного иска войсковой части 3706 Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить сведения из ЕГРН отказать.  

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  войсковой части 3706 Федеральной службы войск Национальной гвардии Российской Федерации – Шлыкова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей ФГБУ «ФКП Росреестра» -  Назаровой Е.С.,                     Гаспарян М.Н., полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

войсковая часть 3706 Федеральной службы войск Национальной гвардии (далее - войсковая часть) обратилась с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала  по Ульяновской области (далее –  филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности предоставить сведения из Единого  государственного реестра  недвижимости (ЕГРН).

В обоснование   иска  указала, что войсковая часть 03.02.2020 обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  о предоставлении сведений, а именно выписки из ЕГРН в отношении 5 военнослужащих войсковой части и 11 членов их семей, для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений. 27.02.2020 в воинскую часть поступили уведомления об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, поскольку войсковая часть не входит в перечень лиц, которым такие сведения предоставляются бесплатно.

Считает  отказ незаконным в силу ст.ст. 40, 59,71 Конституции,  Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Просил признать решение незаконным, возложить обязанность предоставить сведения из ЕГРН.

Судом  к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Росреестра по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе войсковая часть не соглашается с решением суда. Указывает, что является уполномоченным органом, осуществляющим принятие на учет в целях обеспечения жилыми помещениями военнослужащих  по месту прохождения ими службы, для чего в воинской части создаётся жилищная комиссия. Нормами Жилищного кодекса Российской Федерации воинской части предоставлено право запроса сведений из ЕГРН в соответствующем государственном органе. Запрашиваемые выписки необходимы для реализации мер социальной защиты военнослужащих в сфере жилищных отношений, в связи с этим оснований для отказа в предоставлении таких сведений, в том числе бесплатно у ФГБУ «ФКП Росреестра» не имелось. Суд не принял во внимание указанное обстоятельство  и не верно дал правовую оценку.

Считает, что судом не правильно дано толкование пп «д» п.3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512, а также не дана оценка  положениям                          ч.4 ст.52  Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым войсковая часть имеет право истребовать  сведения из ЕГРН, необходимые для принятия правильного решения, в целях недопущения причинения ущерба Росгвардии.

Полагает, что суд не учел того, что жилищная комиссия воинской части является самостоятельным лицом  и не подотчетна командиру войсковой части и истребуемые  сведения из ФГБУ «ФКП Росреестр» направлены на выполнение обязанностей возложенных государством на жилищную комиссию воинской части.

Просит решение суда  отменить как незаконное и необоснованное.

В возражениях на апелляционную жалобу ФГБУ «ФКП Росреестр» просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции  представитель  Управления Росреестра по Ульяновской области, не явился,  о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившегося  лица согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, врио командира войсковой части 3706   в филиал   ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области был направлен запрос о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, об отсутствии или наличии прав на недвижимое имущество в отношении военнослужащих части и членов их семей.

В предоставлении указанных сведений было отказано, ввиду того, что заявитель не подпадает под категорию лиц, указанных в ч.13 ст.62 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», имеющих право на получение указанных сведений.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» пришел к выводу о законности оспариваемого отказа в предоставлении сведений.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия не  соглашается.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу закона необходимыми условиями для удовлетворения требования об оспаривании действий (бездействия), решений (постановлений) должностных лиц являются несоответствие закону действий (бездействия), решений (постановлений) и нарушение прав и интересов административного истца оспариваемым действием (бездействием), решением (постановлением)                           (п.1 ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.02.2020 войсковая часть 3706 обратилась в филиал  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области с запросом о предоставлении сведений о правах военнослужащих и  членов их семей  на имеющиеся объекты недвижимости.

20.02.2020 филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  было принято решение № 495  об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений из Единого государственного реестра недвижимости.

Отказ мотивирован тем, что с запросом о предоставлении сведений из Единого государственного реестра недвижимости ограниченного доступа на безвозмездной основе обратилось лицо, которому такие сведения предоставлены быть не могут.

При этом указанный орган исходил из положений                                              п.4 ч.13 ст.62  Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно которым обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости являются сведениями ограниченного доступа и предоставляются только лицам, указанным в ч.13 ст.62 указанного Федерального закона; перечень лиц, установленный ч.13 ст.62 и ч.1 ст.63 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит; войсковые части не являются территориальными  органами  федеральных органов исполнительной власти - Министерства обороны Российской Федерации  и Федеральный служб войск национальной гвардии Российской Федерации.

Вместе с тем,  в запросе о  предоставлении сведений  командир войсковой части 3706 ссылался на ч.4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации,                ч.1 ст.7 Федерального закона от  27.07.2010 № 210-ФЗ  «Об организации предоставления  государственных  и муниципальных услуг». Однако, оценка данным в запросе  в этой части  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области  не дана.

В силу п.31 ст. 9  Федерального закона от 03.07.2016 №  226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» войска национальной гвардии наделены полномочиями получать на безвозмездной основе от государственных органов и их должностных лиц информацию, необходимую для выполнения возложенных на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти обязанностей, за исключением случаев, если федеральными законами установлен запрет на передачу такой информации.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.  Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

По смыслу  ст.ст. 59, 71 Конституции Российской Федерации военная служба представляет собой особый  вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на  жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства.

Как указано  в п.25  Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

Реализуя указанные правомочия в рамках специального  правового регулирования, законодатель в Федеральном  законе от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установил  основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и форма обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью  в домах государственного и  муниципального жилищного фонда на условиях  договора  социального найма.

О специальном  характере положений Федерального  закона от 27.05.1998                  № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится  и в ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой  жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом.

Частью 4 ст.15 Федерального закона  от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»  определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление  жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Порядок реализации права на жилище определен  в ст.15 Федеральном законе от 27.05.1998  № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», а порядок признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих граждан Российской Федерации - Правила, утвержденными постановлением правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 (Правила) (действующие на момент возникновения спорных отношений).

Как следует из п.1 названных  Правил, признание данной категории граждан  нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Решение  о принятии на учет или об отказе в принятии на учет принимается уполномоченными органами не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил.

Уполномоченные органы ведут списки нуждающихся в жилых помещениях и вносят в них данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании этих списков федеральные органы в целях определения потребности в жилых помещениях ведут реестр военнослужащих, состоящих на учете, и членов их семей (п.8 Правил).

Федеральные органы осуществляют проверку данных по учету, а также сведений, послуживших основанием для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в порядке, устанавливаемом федеральными органами (п.16 Правил).

На основании Инструкции «Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России», утвержденной Приказом  МВД РФ от 12.02.2010 № 75 (действующей на момент возникновения спорных отношений) в целях соблюдения законности при распределении жилья и использовании жилой площади, всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище в каждом соединении (воинской части) и учреждении внутренних войск МВД России приказом соответствующего командира (начальника) создается жилищная комиссия и разрабатывается Положение о жилищной комиссии.                         В ГКВВ МВД России, в управлениях оперативно-территориальных объединений внутренних войск создаются Центральные жилищные комиссии, на которые возлагается контроль за ведением учета личного состава подчиненных соединений, воинских частей и учреждений внутренних войск, нуждающегося в улучшении жилищных условий, и распределением поступающей жилой площади                            (п.18 Инструкции).

Для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении № 5 к настоящей Инструкции.

Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей (п.22 Инструкции).

Приказом № 436 командира  войсковой части 3706  образована  жилищная комиссия войсковой части,  утверждено  Положение о ней.

Жилищная комиссия воинской части создана в целях соблюдения законности при распределении и использовании  жилых помещений,  всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по улучшению жилищных условий военнослужащих, проходящих военную службы по контракту, обеспечения социальных гарантий в области прав на жилище, о включении (исключении) в список (из списка) на предоставление специализированного жилищного фонда военнослужащих, о  предоставлении военнослужащим жилых помещений по  договорам социального найма или в собственность, а также о выплате военнослужащим жилищной субсидии и определению ее размера, о рассмотрении вопросов функционирования  накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, регистрации (снятия) с  регистрационного учета по месту жительства (пребывания)    военнослужащих и членов  семей по адресу воинской части и обращений  личного состава                            (п.1  Положения).

На основании ч.ч. 3,4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления  на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.

Из анализа указанных положений закона следует, что действующее законодательство, предоставляя военнослужащим гарантии  обеспечения жилыми помещениями, возлагает на государство в лице уполномоченных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, обязанность по учету нуждающихся в жилье военнослужащих в соответствии с требованиями, в том числе и жилищного законодательства.

Войсковая часть является уполномоченным органом, осуществляющим принятии на учет в  целях  обеспечения жилыми помещениями военнослужащих по месту прохождения ими службы для чего в войсковой части создаются жилищные комиссии.

В силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации, а также  приведенных выше подзаконных нормативных правовых актов, у военнослужащего отсутствует обязанность  по предоставлению им сведений из ЕГРН в подтверждение факта необеспеченности жильем, при этом нормами  Жилищного кодекса Российской  Федерации  войсковой части предоставлено право запроса таких сведений в соответствующем государственном  органе.

Следовательно, выполнение административным истцом  требований жилищного законодательства  составляет правовую основу деятельности  войсковой части, как  жилищной комиссии,  на которую  возложена обязанность по учету военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Запрошенные войсковой частью в филиале  ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области сведения  были необходимы именно для осуществления полномочий  войсковой части в той сфере деятельности, которая направлена  на обеспечение военнослужащих жилыми  помещениями, в связи  с чем оснований  для отказа  в предоставлении  таких сведений, в том числе бесплатно, у  административного ответчика не имелось.

В силу ч. 2 ст. 310 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации  неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, является основанием для отмены решения суда.

В связи с чем, решение  суда подлежит  отмене, с вынесение нового решения об  удовлетворении требований  в полном объеме.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 8 сентября                 2020 года  отменить.

Принять по делу новое решение.

Признать незаконным решение  филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области от 20.02.2020 № 495  об отказе  в предоставлении  сведений из Единого  государственного реестра   недвижимости по обращению командира  войсковой части  3706 от 03.02.2020 № 5056/24-73.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  в лице  филиала Федерального государственного бюджетного  учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»  по Ульяновской области предоставить командиру войсковой части 3706   сведения по  обращению от 03.02.2020 № 5056/24-73.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: