Судебный акт
Оспаривание кадастрвоой стоимости
Документ от 11.02.2021, опубликован на сайте 24.02.2021 под номером 92268, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН

 

Дело № 3а-13/2021

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 февраля 2021 года                                                                    г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Трифоновой Т.П.,

при секретаре Кезиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению  Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ульяновской области» к Правительству Ульяновской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области  об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка, 

 

у с т а н о в и л :

 

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ульяновской области» (далее также ФГБУ «Управление «Ульяновскмелиоводхоз») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Ульяновской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, на основании установления в отношении него рыночной стоимости.

Требования мотивировало тем, что указанным земельным участком владеет на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Кадастровая стоимость земельного участка определена на основании Постановления Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012 года по состоянию на 20 апреля 2015 года  в размере 11 013 390 руб.

Вместе с тем согласно отчету ООО «Центр судебной экспертизы № 101/20 от 19 марта 2020 года рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 20 апреля 2015 года составляет 2 866 452 руб. 

Результаты  определения кадастровой стоимости объекта недвижимости застрагивают права учреждения в сфере налогообложения.

В связи с этим административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере  его рыночной стоимости в сумме 2 866 452 руб. Обязать Управление Росреестра по Ульяновской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной его рыночной стоимости в размере 2 866 452 руб.

Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», в качестве заинтересованного  лица - администрация МО «Старомайнское городское поселение».

Участники процесса  в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени рассмотрения дела. Просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

ФГБУ «ФКП Росреестра» в письменном отзыве на административный иск указало, что земельный участок с кадастровым номером *** поставлен на государственный кадастровый учет 3 ноября 1994 года. В отношении указанного земельного участка зарегистрировано право собственности за Российской Федерацией – дата регистрации права 10 мая 2006 года, право постоянного (бессрочного) пользования за ФГБУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ульяновской области», дата регистрации права – 15 января 2018 года.

29 февраля 2012 года в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка в размере 11 013 421 руб. 95 коп. на основании результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области».

20 апреля 2015 года в кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 2.2 Приказа Минэкономразвития РФ № 222 от 12 августа 2006 года «Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка» была внесена кадастровая стоимость в размере 11 013 390 руб. (на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости в части площади  с 35 549,70 кв.м, на 35 550 кв.м).

Кадастровая стоимость определена с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости 309,8 руб. за 1 кв.м, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 года № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области». Дата определения кадастровой стоимости – 20 апреля 2015 года.

Со ссылкой на п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда  РФ № 28 от 30 июня 2015г. «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости», указывает на то, что по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости административными ответчиками по делу являются государственный орган, утвердивший результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. В связи с этим основания для удовлетворения требований, заявленных к органу регистрации прав, отсутствуют.

Управление Росреестра по Ульяновской области в письменном отзыве на иск указало на то, что результаты определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Ульяновской области по состоянию на 1 января 2011 года утверждены постановлением Правительства Ульяновской области № 21-П от 18 января 2012 года «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области». Органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Ульяновской области, в том числе средние и минимальные удельные показатели, является Правительство Ульяновской области.

Истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением от 25 мая 2020 года о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** с приложением отчета об оценке от 19 марта 2020 года № 101/20. Решением Комиссии от 15 июня 2020 года указанное заявление отклонено в связи с несоответствием оформления и содержания отчета требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

Управление не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку результаты кадастровой оценки не утверждало. В соответствии с действующим законодательством Управление не уполномочено проводить экспертизу и определять достоверность  кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденной актом органа власти, или иной стоимости. Ходатайство о назначении по делу судебной экспертизы не заявляет.

Правительство Ульяновской области в письменном отзыве на иск указывает на то, что обращением в суд истец реализует альтернативный способ определения кадастровой стоимости на основании пункта 3 статьи 66 ЗК РФ, против чего Правительство Ульяновской области не возражает.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Материалами дела установлено, что ФГБУ «Управление «Ульяновскмелиоводхоз» на праве постоянного (бессрочного) пользования владеет земельным участком с кадастровым номером ***, расположенным по адресу: ***.

Кадастровая стоимость земельного участка определена актом филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ульяновской области № 3322 от 20 апреля 2015 года в размере 11 013 390 руб. по состоянию на 20 апреля 2015 года. Дата внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка – 20 апреля 2015 года.

25 мая 2020 года истец обращался в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ульяновской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании установления в отношении него рыночной стоимости с приложением отчета об оценке № 101/20 от 19 марта 2020 года ООО «Центр судебной экспертизы».  Вместе с тем решением Комиссии от 15 июня 2020 года № 73/05/2020-150 заявление было отклонено ввиду несоответствия оформления и содержания отчета о рыночной стоимости земельного участка требованиям ст. 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральным стандартам оценки.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая дату внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости земельного участка, на момент обращения истца в суд (14 декабря 2020 года)  предусмотренный законом пятилетний срок для оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости истек.

В предварительном судебном заседании представитель истца просил восстановить указанный срок.

Суд считает, что пропущенный административным истцом срок подлежит восстановлению, и дело должно быть рассмотрено по существу, так как  кадастровая стоимость земельного участка, исходя из которой рассчитывались налоговые платежи, является актуальной для административного истца. Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих злоупотребление административным истцом своими правами.

Учитывая разницу между рыночной стоимостью земельного участка,  определенной на основании представленного истцом отчета об оценке, и его кадастровой стоимостью, судом по делу была назначена экспертиза, производство которой поручено автономной некоммерческой организации «Экспертная специализированная организация «Региональный центр экспертизы по Приволжскому округу – Ульяновск».

Согласно заключению эксперта № 001/030-2021 названного экспертного учреждения рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером  ***, расположенного по адресу: ***, по состоянию на 20 апреля 2015 года составляет 2 941 108 руб.

У суда нет оснований не доверять данному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31 мая 2001г.   №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». В заключении приведены необходимые расчеты, ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы, а эксперт предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения.

Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Основания для сомнения в правильности заключения и в беспристрастности и объективности эксперта у суда отсутствуют. Административным истцом, представителями административных ответчиков и заинтересованного лица заключение не оспаривается.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости являются правомерными и подлежащими удовлетворению. При этом суд устанавливает кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости,  определенном проведенной по делу судебной экспертизы.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Ульяновской области» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ***, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 20 апреля 2015 года  в размере 2 941 108 руб. (два миллиона  девятьсот сорок одна тысяча сто восемь руб.)

Датой обращения с заявлением об оспаривании результатов кадастровой оценки считать 25 мая 2020 года.

Вступившее в законную силу решение является основанием для внесения  органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 

Судья                                                                  Трифонова Т.П.