Судебный акт
Осужден законно, наказание справедливое
Документ от 10.02.2021, опубликован на сайте 18.02.2021 под номером 92316, 2-я уголовная, УК РФ: ст. 162 ч.2, судебный акт ОСТАВЛЕН БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Глебов А.Н.                                                                              Дело №22-177/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                             10 февраля 2021 года

 

Судебная коллегия по уголовным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Кабанова В.А.,           

судей  Басырова Н.Н., Давыдова Ж.А.,                       

с участием прокурора Поляковой И.А.,             

осужденного Чеботарева Р.К., адвоката Борзикова А.А.,

при секретаре Чеховой А.Ю.,              

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной  жалобе адвоката Круглова Н.М. на приговор Железнодорожного районного суда г. Ульяновска  от 15 декабря 2020 года,  которым

 

ЧЕБОТАРЕВ Рамиль Кямильевич,

*** ранее судимый:   

25.10.2019 Барышским городским судом Ульяновской области по пункту «б» ч.2 ст.158 УК РФ к обязательным работам на срок 280 часов, 27.03.2020 постановлением этого же суда неотбытая часть обязательных работ сроком 278 часов заменена на лишение свободы сроком на 1 месяц 4 дня с отбыванием в колонии-поселении,

 

осужден по части 2 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации к лишению свободы на срок 5 лет 9 месяцев в исправительной колонии общего режима, с  ограничением свободы на срок 1 (один) год.

В соответствии со статьей 53 УК РФ установлены ограничения не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в период с 23 часов до 06 часов, не посещать места проведения массовых и культурно-зрелищных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не выезжать за пределы соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденным наказания в виде ограничения свободы, не изменять место жительства или пребывания, место работы, без согласия указанного специализированного государственного органа, возложена обязанность являться в указанный специализированный государственный орган два раза в месяц для регистрации.

Постановлено:

- до вступления приговора в законную силу меру пресечения в виде заключения под стражу Чеботареву Р.К. оставить без изменения; 

-  на основании пункта «б» ч.3.1 ст.72 УК РФ время содержания под стражей с 7 марта 2020 года по 26 марта 2020 года, с 1 мая 2020 года и до дня вступления приговора в законную силу, зачесть в срок лишения свободы из расчета один день за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима, с учетом положений, предусмотренных части 3.3 ст.72 УК РФ;          

- взыскать процессуальные издержки в доход федерального бюджета с осужденного Чеботарева Р.К. за оказание юридической помощи адвокатами Саликовой И.Н. и Самаркиным П.А. денежные средства в размере 12 900 рублей.

Приговором решен вопрос относительно вещественных доказательств.

Апелляционное представление отозвано государственным обвинителем в соответствии с ч. 3 ст. 389.8 УПК РФ до начала заседания суда апелляционной инстанции. 

 

Заслушав доклад судьи Басырова Н.Н., изложившего содержание обжалуемого приговора, существо апелляционной жалобы, выслушав выступления участников процесса, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Чеботарев Р.К. признан виновным в разбое, то есть нападении в целях хищения чужого имущества, совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия.  

Преступление совершено 6 марта 2020  года в отношении потерпевшей Ч*** А.Л. в *** г. Ульяновска при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В апелляционной жалобе адвокат Круглов Н.М. полагает, что приговор постановлен с существенными нарушениями закона, которые повлияли на вынесение законного и обоснованного судебного акта.  Со ссылкой на показания подзащитного, указывает о том, что Чеботарев никаким предметом не пользовался, порезов не наносил, требований и угроз не высказывал. Эти доводы, по мнению защиты, подтверждены тем, что в квартире предмет, якобы используемый Чеботаревым в качестве оружия, обнаружен не был, а на верхней одежде осужденного не обнаружена кровь потерпевшей. Исходя из последовательности действий Чеботарева, из показаний Ч*** следует, что осужденный убрал нож в предмет верхней одежды, что опровергается в этой части экспертными выводами.  В ходе предварительного следствия потерпевшая сообщала события в иной последовательности. На уточняющие вопросы защиты  настаивала на показаниях, данных  в судебном заседании, указав о том, что ранее  она не читала протоколы проводимых с ней следственных действий. Такая позиция потерпевшей в целом меняет квалификацию действий подзащитного. Указывает и о том, что показания Чеботарева не опровергнуты в части причин возникновения порезов у Ч***, поскольку из заключения эксперта следует, что  фактически проверена была лишь версия потерпевшей.  Факт похищения Чеботаревым мобильного телефона опровергается показаниями последнего, поскольку ему неизвестны лица, которым были произведены звонки с данного мобильного телефона. Знакомство осужденного с этими лицами не установлено. При назначении наказания суд не учел, что  в соответствии с ч. 6 ст. 53 УК РФ  ограничение свободы не назначается лицам, не имеющим постоянного места проживания на территории  Российской Федерации. Исходя из показаний подзащитного, в результате пожара  квартиры в с. О*** г. Ульяновска сгорели все его документы. Последнее время он проживал по различным адресам на съемных квартирах или у отца, который скончался в апреле 2020 года. Право на проживание в данном доме утрачено. Таким образом, на момент вынесения приговора Чеботарев являлся лицом, не имеющим места постоянного проживания на территории РФ. Полагает, что показаний  Чеботарева Р.К. и Ч***  А.Л., данных в судебном заседании, достаточно для квалификации действий осужденного по части 1 статьи 161 УК РФ. Просит изменить приговор, переквалифицировать действия подзащитного с ч. 2 ст. 162 на ч. 1 ст. 161 УК РФ.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции:     

- осужденный Чеботарев Р.К. и адвокат Борзиков А.А. настаивали на удовлетворении доводов апелляционной жалобы о переквалификации преступных действий на часть 1 статьи 161 УК РФ;  

-  прокурор Полякова И.А., не соглашаясь с доводами апелляционной жалобы и оспаривая их, просила оставить приговор, являющийся законным и обоснованным, без изменения, а жалобу адвоката – без удовлетворения.   

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав выступления участвующих лиц, судебная коллегия приходит к выводу, что приговор подлежит изменению.     

Выводы суда о виновности Чеботарева Р.К. в разбое, то есть нападении в целях хищения чужого имущества, совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия, соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела и основаны на доказательствах, полученных в установленном законом порядке, всесторонне, полно и объективно исследованных в судебном заседании, и получивших оценку в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ.

Судом были исследованы и оценены обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела. Все исследованные в судебном заседании доказательства в приговоре проанализированы.

Доводы Чеботарева Р.К.  об отсутствии ножа,  неприменении насилия к потерпевшей, у которой он не похищал и телефон, были предметом тщательной проверки судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.

Вина осужденного в совершении преступления при обстоятельствах, установленных приговором суда, подтверждена совокупностью согласованных между собой доказательств, признанных судом допустимыми и являющихся достаточными для признания осужденного виновным.

Его вина подтверждена показаниями потерпевшей  Ч*** А.Л., которая, будучи первоначально допрошенной 7 марта 2020 года, показала, что  6 марта 2020 года она впустила к себе в квартиру осужденного, который предложил  карту скидок сети магазинов «Магнит». Он был знаком с ее сыном, знал внука, называя их по именам. В комнате попросил в долг 1 000 рублей, напомнив о принесенной им карте скидок. Когда она взяла в руки кошелек, чтобы показать ему наличие такой карты, Чеботарев выкрикнул: «Ограбление! Деньги!», достал нож из кармана куртки, лезвие которого приставил к ее шее и надавил, причинив порез. Из раны стала сочиться кровь. Испугавшись, передала ему деньги в сумме 2 050 рублей. Осужденный, убрав  от шеи нож, потребовал отдать телефон. Не сопротивляясь и зажимая рукой кровоточащую рану, передала мобильный телефон. Чеботарев ушел, а она со стационарного телефона вызвала скорую помощь. 

В ходе следствия потерпевшая Ч*** А.Л.  опознала Чеботарева как лицо, совершившее  разбойное нападение с применением ножа, при вышеизложенных обстоятельствах. На очной ставке с осужденным настаивала на своих показаниях, кратко изложив их в той же последовательности.

Вопреки доводам жалобы относительно неверной квалификации действий осужденного со ссылкой на показания потерпевшей в суде, в судебном заседании потерпевшая также указывала, что именно Чеботарев, находясь у нее в квартире, требовал деньги, ножом причинил порез на шее, забрал деньги и телефон.

Расхождения в показаниях Ч*** А.Л. относительно последовательности событий, как правильно указано судом, объясняются истечением значительного периода времени и возрастом потерпевшей. При этом потерпевшая в судебном заседании обращала внимание на наличие трудностей вспоминать прошлые события, а свидетель Щ*** А.Ю., проводившая следственные действия, сообщала о фиксации в протоколе показаний потерпевшей  без искажений. Таким образом, суд обоснованно принял за основу именно первоначальные показания потерпевшей.

Из сведений карты вызова скорой помощи усматривается, что 6 марта 2020 года в 16 часов 49 минут поступил вызов, по прибытию в квартиру №1*** д.1*** по ул.В*** г.Ульяновска оказана помощь Ч*** А.Л., со слов которой неизвестный около 16 часов 30 минут порезал ножом, были  обработаны резаные  раны на шее.

Согласно заключению эксперта  №97***, у Ч*** А.Л. обнаружены две поверхностные резаные раны в области шеи слева в поднижнечелюстной области, получены от двукратного воздействия режущего предмета, каким могло быть лезвие клинка ножа, могли образоваться незадолго до осмотра и не исключается возможность их образования 6 марта 2020 года. Не исключена  возможность образования повреждений при обстоятельствах, изложенных в протоколе допроса потерпевшей от 7 марта 2020 года.   

Показания потерпевшей подтверждены и фактом обнаружения в ходе осмотра места происшествия в квартире Ч*** А.Л. карты скидок магазинов сети «Магнит», которую предлагал осужденный. Экспертными выводами установлено наличие следов пота Чеботарева Р.К. на изъятой в ходе осмотра места происшествия карте. При личном досмотре осужденного  обнаружен телефон, принадлежащий потерпевшей.

Показания потерпевшей согласуются и с показаниями свидетеля Н*** М.К., показавшего о том, что он проживает в квартире №1*** в д.1*** по ул.В*** г.Ульяновска. 6 марта 2020 года около 16 часов 30 минут слышал как стучали в дверь к соседке (Ч***), она открыла, разговаривала с мужчиной. По голосу узнал Чеботарева. Позже стало известно, что в тот день потерпевшую порезали и похитили имущество.

Довод защиты о том, что телефон ему был подброшен сотрудниками полиции опровергнут показаниями потерпевшей, сотрудников полиции  Е*** Д.А. и К*** В.А., фактом изъятия с места преступления упаковки телефона, а также сведениями о телефонных соединениях телефона потерпевшей после хищения, согласно которым стали осуществляться частные телефонные звонки, в том числе зафиксировано соединение с сестрой осужденного.

Тщательный анализ и основанная на законе оценка доказательств, которые судом обоснованно  признаны  допустимыми, относимыми и достаточными позволили суду правильно установить фактические обстоятельства совершенного осужденным преступления.

Не обнаружение следов крови потерпевшей на одежде  осужденного, а также не обнаружение ножа, не подвергают сомнению выводы суда о достаточности доказательств, не ставя под сомнение и квалификацию преступных действий осужденного, подтвержденную в судебном заседании совокупностью других доказательств по делу.

Дав надлежащую оценку совокупности исследованных доказательств, суд  пришел к правильному выводу о виновности Чеботарева Р.К. в разбое, то есть нападении в целях хищения чужого имущества, совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предмета, используемого в качестве оружия.  

Юридическая квалификация действиям осужденного Чеботарева Р.К. по части 2 статьи 162 УК РФ судом дана правильная. 

Приговор соответствует требованиям ст.ст. 299, 304, 307-309 УПК РФ, в нем приведены и в достаточной степени мотивированы выводы относительно виновности осужденного, дана правильная оценка всем исследованным в суде доказательствам. Описание преступного деяния соответствует требованиям п. 1 ст. 307 УПК РФ, судом указано место, время, способ совершения преступления, форма вины, мотив, а также действия осужденного, необходимые для квалификации. Каких-либо противоречий, сомнений и несоответствий фактическим обстоятельствам дела в нем не содержится.    

Наказание Чеботареву Р.К. в виде реального лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима, с назначением дополнительного наказания в виде ограничения свободы,  назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, полных данных  о личности виновного, в том числе обстоятельств смягчающих наказание, наличия отягчающих обстоятельств, влияния  наказания на  исправление осужденного и на условия жизни семьи. 

В качестве смягчающих наказание обстоятельств у Чеботарева Р.К. судом учтено наличие малолетнего ребенка, добровольное возмещение имущественного ущерба потерпевшей и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшей,  состояние здоровья его и  близких родственников, близких ему лиц, частичное признание вины и заявления о раскаянии.

В качестве отягчающих обстоятельств обоснованно учтен рецидив преступлений, в связи с наличием у осужденного судимости  за совершение в совершеннолетнем возрасте преступления, относящегося к категории средней тяжести; а также совершение преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, исходя из того, что именно состояние опьянения повлияло на его противоправное поведение, что указывалось самим Чеботаревым Р.К., а также  сведений о личности осужденного, злоупотребляющего спиртным, что влечет у него  поведенческие нарушения вследствие злоупотребления алкоголем.     

Суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для применения положений ч. 3 ст. 68, ст. 64, ст. 73, ст. 53.1 УК РФ, и назначил наказание с учетом требований ч. 2 ст. 68 УК РФ. 

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, наказание осужденному назначено справедливое.

Что касается довода адвоката о том, что суд не учел того, что  в соответствии с ч.6 ст. 53 УК РФ  ограничение свободы не назначается лицам, не имеющим постоянного места проживания на территории  Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что в соответствии с п.20 постановления Пленума Верховного суда РФ от 22 декабря 2015 года №58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», при решении вопроса о возможности применения ограничения свободы с учетом положений части 6 статьи 53 УК РФ суду следует иметь в виду, что одно лишь отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица не может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства или пребывания лица может являться основанием для вывода об отсутствии у него места постоянного проживания на территории Российской Федерации в совокупности с данными о его личности, которые, например, указывают на склонность лица к постоянной смене места жительства или неспособность обеспечить себе постоянное место проживания. Осужденный Чеботарев Р.К., исходя из имеющихся сведений о его личности,  к указанной категории лиц не относится, поскольку в силу возраста и трудоспособности способен обеспечить себе постоянное место проживания. 

Из протокола судебного заседания следует, что судебное следствие проведено в соответствии с требованиями статей 273-291 УПК РФ, объективно и с соблюдением принципов уголовного судопроизводства. Все  ходатайства сторон, имеющие значение для правильного разрешения дела,   судом были разрешены в установленном порядке. Права осужденного, в том числе и право на защиту, на всех стадиях уголовного судопроизводства были соблюдены и реально обеспечены. Суд принял все предусмотренные законом меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, не допустив обвинительного уклона.

Существенных нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену    приговора, не допущено. В связи с чем, доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.

Вместе с тем, приговор подлежит изменению в связи с необходимостью указания срока исчисления наказания, как основного, так и дополнительного, что не указано в приговоре судом первой инстанции.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК Российской Федерации, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

приговор Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 15 декабря  2020 года в отношении Чеботарева Рамиля Кямильевича изменить:

срок отбытия основного наказания в виде лишения свободы исчислять с 10 февраля 2021 года, срок отбытия дополнительного наказания в виде ограничения свободы исчислять после отбытия основного наказания. 

 

В остальном этот же приговор оставить без изменения, а  апелляционную жалобу – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи