Судебный акт
Взыскание транспортного налога
Документ от 16.02.2021, опубликован на сайте 01.03.2021 под номером 92428, 2-я гражданская, о взыскании транспортного налога и пени, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Берхеева А.В.                                                                        Дело № 33а-764/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     16 февраля 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В.,  Лифановой З.А.,

при секретаре  Скала П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от              4 декабря 2020 года по делу № 2а-2166/2020, по которому постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области  к Каширину Александру Александровичу о взыскании транспортного налога за                2018 год, начисленных на задолженность за 2017, 2018 года  пени за период с 04.12.2018 по 11.03.2019, и с 03.12.2019 по 16.01.2020, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,   судебная коллегия

 

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области (Межрайонная ИФНС России № 7 по Ульяновской области)  обратилась в суд с уточненным административным иском к Каширину А.А. о взыскании задолженности по уплате налога и пени.

В обоснование требований указала, что налогоплательщик Каширин А.А.  имел в собственности в 2018 году следующие объекты налогообложения: автомобиль  марки «ВАЗ 11113», 1997 года выпуска,  автомобиль грузовой марки «ШААНКИ», 2011 года выпуска. Транспортный налог за 2018 год составил              28 956 руб. Задолженность по транспортному налогу за 2018 год с учетом частичной уплаты 19 314 руб. 31 коп. 

В связи с отсутствием своевременной оплаты начислены пени, с учетом частичной  уплаты,  за период с 03.12.2019 по 16.01.2020 в размере 234 руб. 60 коп.  

Налоговым органом выставлены  уведомления и требования об уплате налога и пени, которые не исполнены в полном объеме.

Судебный приказ от 07.04.2020 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени  отменен 29.05.2020.

Просит взыскать с Каширина А.А. задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 19 314 руб. 31 коп., пени за 2018 г. за период с 03.12.2019 по 16.01.2019 в сумме  234 руб. 60  коп.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены УГИБДД УМВД России по Ульяновской области, Каширин К.А.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 7 по Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с неправильным применением норм материального и процессуального права.  Согласно сведениям, полученным от УГИБДД УМВД по Ульяновской области, транспортное средство марки «ШААНКИ» государственный номер *** было зарегистрировано за административным ответчиком Кашириным А.А. с 05.02.2014 по 23.04.2019.  Данное обстоятельство не было учтено судом. Также в обоснование своей позиции ссылается на ст.ст.357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации. Полагает обоснованным начисление пени административному ответчику за несвоевременную уплату транспортного налога. Указывает, что Кашириным А.А. не представлено доказательств уплаты транспортного налога  за 2018 год. Считает вывод суда о том, что административный ответчик не является плательщиком транспортного налога за транспортное средство марки «ШААНКИ» не соответствующим обстоятельствам дела.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не  явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статья 57 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации  транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Налогоплательщиками транспортного налога в силу ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п.1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения.

Из материалов дела следует, что за 2018 г. Каширину  А.А. начислен  транспортный налог в сумме  28 956 руб., в связи с наличием в данном налоговом периоде в его  собственности объектов налогообложения транспортных средств - автомобиля марки «ВАЗ 11113», государственный регистрационный знак                           *** и автомобиля марки «ШААНКИ», государственный регистрационный знак  ***, с направлением в адрес налогоплательщика налогового уведомления  № 9439110  от 27.06.2019  со сроком уплаты до 02.12.2019.

В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом в адрес Каширина А.А. направлено требование об уплате налога № 10597 по состоянию на 17.01.2020, которым предложено в срок до 26.02.2020 уплатить недоимку по налогам, а также начисленные пени.

07.04.2020  мировым судьей судебного участка № 5 Димитровградского судебного района Ульяновской области вынесен судебный приказ № 2а-766/2020 о взыскании с Каширина А.А. недоимки по  транспортному налогу  и пени,  государственной пошлины.

29.05.2020 данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями ответчика относительно его исполнения.

В срок, предусмотренный ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, Межрайонной ИФНС России № 7  по Ульяновской области обратилась в суд с настоящим иском для взыскания указанной недоимки и пени.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Каширина А.А. соответствующей обязанности исчислить и уплатить транспортный  налог за                2018 год, поскольку  согласно решению Димитровградского городского суда Ульяновской  области от 29.05.2017 в спорный период он не являлся собственником транспортного средства, за которое исчислен налог.

С такими выводами нельзя согласиться ввиду следующего.

В соответствии с подп.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ч.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст.358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.4 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

Из приведенных норм следует, что транспортный налог исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 23.06.2009 №  835-О-О, от 29.09.2011 №  1267-О-О, от 24.12.2012    2391-О, от 24.04.2018 № 1069-О и др., федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357, 358 и 362). При этом Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013    605) предусматривает возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца.

В п. 60.4 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, законодатель в целях необходимости защиты интересов прежнего владельца транспортного средства предусмотрел в качестве одного из оснований прекращения регистрации заявление этого владельца о прекращении регистрации транспортного средства при предъявлении им документов, подтверждающих отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем по истечении 10 суток со дня заключения такой сделки.

Учитывая, что  Каширин  А.А. в целях снятия транспортного средства с регистрационного учета в органы ГИБДД  обратился лишь в  апреле 2019 года,  автомобиль до 23.04.2019  был зарегистрирован на его имя, именно Каширин А.А. по смыслу приведенных выше норм налогового законодательства являлся плательщиком транспортного налога, в связи с чем,  оснований для отказа  в удовлетворении административных исковых требований  о взыскании  транспортного налога  за 2018  год и пени  у суда первой инстанции не имелось.

Таким образом, административный иск  Межрайонной ИФНС № 7 по Ульяновской области подлежит удовлетворению.

Соответственно, принятое по делу решение является незаконным и подлежит отмене в силу п.2. ст. 309 Кодекса административного  судопроизводства Российской Федерации, как постановлено при ненадлежащей оценке установленных по делу обстоятельств.

В силу положений ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.333.19 Налогового кодекса Российской  Федерации,                п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного  ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход муниципального образования «город Ульяновск»  в размере 781 руб. 96 коп.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение  Димитровградского  городского суда Ульяновской области от                 4 декабря 2020 года отменить.

Принять по  делу новое решение.

Взыскать с  Каширина  Александра Александровича,  зарегистрированного по адресу: ***  в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы                  № 7 по Ульяновской области задолженность по  транспортному налогу за 2018 год в размере 19 314 руб. 31 коп., пени за период с 03.12.2019 по 16.01.2020 в размере  234 руб. 60 коп., а всего  19 548 руб. 91 коп.

Взыскать с  Каширина Александра Александровича в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 781 руб.                 96 коп.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи