Судебный акт
Об обеспечении техническими средствами реабилитации
Документ от 16.02.2021, опубликован на сайте 02.03.2021 под номером 92504, 2-я гражданская, об обязании обеспечения специальными приспособлениями по индивидуальной программе реабилитации, взыскании компенсации за самостоятельное преобретение тех. средств реабилитации, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                         Дело № 33-821/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   16 февраля 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Фёдоровой Л.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Чурбановой Е.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-4364/2020 по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 октября 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 9 декабря 2020 года,  по которому постановлено:

 

исковые требования прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области, действующего в интересах Андреева Юрия Исаевича, к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить Андреева Юрия Исаевича в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №*** от 16 апреля 2020 года  (по одной единице) следующими техническими средствами реабилитации: о*** в к*** в***; к*** к*** с р*** п*** к***; к*** к*** с р*** п*** п***; п*** д*** н*** р***; п*** для н*** н***; п*** для з*** п***.

Взыскать с Государственного учреждения - Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Андреева Юрия Исаевича компенсацию за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации в сумме 7894 руб.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения прокурора Морозова О.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,   судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

прокурор Новомалыклинского района Ульяновской области, действуя в интересах Андреева Ю.И., обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ГУ-УРО ФСС РФ, Фонд) о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение технических средств реабилитации, возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации. В обоснование иска указал, что  истец, являющийся и***, не обеспечен техническими средствами реабилитации, обязанность предоставления которых предусмотрена индивидуальной программой реабилитации от 16 апреля 2020 года. Просил возложить на ответчика обязанность обеспечить Андреева Ю.И. в соответствии с индивидуальной программой реабилитации №*** от 16 апреля 2020 года  (далее – ИПР)  техническими средствами реабилитации (далее также – ТСР), а именно: о*** в к*** в***; к***-к*** с р*** п*** к***; к***к*** с р*** п*** п***; п*** д*** н*** р***; п*** д*** н*** ***; п*** д*** з*** п***. Кроме того, прокурор просил взыскать с ответчика в пользу истца Андреева Ю.И. в возмещение расходов за самостоятельно приобретенные ТСР 7894 руб.

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области», федеральное государственное унитарное предприятие «Московское протезно-ортопедическое предприятие» и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ-УРО ФСС РФ считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В обоснование жалобы указывает, что к***-к*** с р*** п*** к*** и п*** получены истцом 9 ноября 2020 года по актам приема-передачи. В целях обеспечения истца такими ТСР, как пр*** д*** н*** н***, н*** р*** и для з*** п***, ему 23 ноября 2020 года выписаны направления, а реестр таких направлений передан поставщику. После подписания государственного контракта на поставку о*** в к*** в*** Андреев Ю.И. будет проинформирован о дате и способе получения ТСР. Полагает, что у Фонда отсутствуют обязательства по возмещению истцу расходов за самостоятельно приобретенные т*** н*** в*** н***, поскольку их наименование в представленных кассовом и товарном чеке значится как «ТНО» и «ТНО Т», что не соответствует ИПР, а также классификации технических средств реабилитации, утвержденной приказом Минтруда России от 13 февраля 2018 года № 86н. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Андреев Ю.И., *** года рождения, является и*** п*** г*** п*** о*** з***. И*** установлена на срок до 1 сентября 2021 года.

16 апреля 2020 года истцу оформлена индивидуальная программа реабилитации и*** № ***, согласно которой он подлежит обеспечению в том числе следующими техническими средствами реабилитации: о*** в к*** в*** (***.), к***-к*** с р*** п*** к*** (*** ш***.), к***к*** с р*** п*** п*** (*** ш***.), т*** н*** в*** н*** (*** ш***.), п*** д*** н*** р*** (*** ш***.), п*** д*** н*** н*** (*** ш***.), п*** (к***) д*** з*** п*** (*** ш***.).

Срок реабилитационных мероприятий установлен до 1 сентября 2021 года.

23 апреля 2020 года Андреев Ю.И. обратился в Фонд с заявлением об обеспечении его ТРС, в том числе указанными выше.

13 июля 2020 года Андреев Ю.И. обратился в Фонд с заявлением о возмещении расходов за самостоятельно приобретенные ТСР, а именно: т*** н*** в*** н*** (*** ш***.), к которому приложил кассовый чек и товарный чек от 9 июля 2020 года на сумму 7894 руб., выданные Ульяновским филиалом ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие».

Письмом от 6 августа 2020 года ГУ-УРО ФСС РФ поставило истца в известность об отказе в выплате компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР, указав, что приобретенные изделия по представленным документам не соответствуют рекомендованным в ИПР.

Поскольку Андреев Ю.И. указанными ТСР обеспечен не был и компенсация ему за самостоятельно приобретенные ТСР не выплачена, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 указанного Федерального закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации организма является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а так же организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере стоимости технического средства реабилитации, услуги которые должны быть предоставлены инвалиду.

В соответствии с Федеральным Перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные), протезы и ортезы, приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов, относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Согласно п.4 названных Правил заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган).

В силу п. 5 Правил от 7 апреля 2008 года уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Поскольку на момент принятия обжалуемого судебного решения Андреев Ю.И. не был обеспечен такими средствами реабилитации, как: о*** в к*** в***; к***-к*** с р*** п*** к***; к***-к*** с р*** п*** п***; п*** д*** н*** р***; п*** д*** н*** н***; п*** д*** з*** п***, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца данными средствами реабилитации.

Выдача и*** направления на получение ТСР не свидетельствует о фактическом обеспечении средством реабилитации.

Доводы апелляционной жалобы об обеспечении истца после состоявшегося решения отдельными ТСР, основанием к отмене судебного решения также не является.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, правильным является решение суда и в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за самостоятельно приобретенные средства реабилитации.

Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, правила выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона № 181-ФЗ, и Порядок информирования граждан о размере указанной компенсации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н (далее – Приказ № 57н), который предусматривает, что компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации по месту жительства инвалида.

Приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года № 57н установлено, что  компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года № 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (пункт 3 Приказа № 57н).

Материалами дела подтверждено, что ТСР, обозначенные в товарном чеке от 9 июля 2020 года как «ТНО», являются т*** н*** в*** н***, были изготовлены в Ульяновском филиале ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» в соответствии с техническими условиями индивидуально для истца по его размерам; цена за одно изделие (т*** н*** в*** н***) составила 3947 руб., за два изделия - 7894 руб.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 27 октября 2020 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 9 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи