Судебный акт
О возложении обязанности поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые общественными кладбищами
Документ от 13.04.2021, опубликован на сайте 19.04.2021 под номером 93239, 2-я гражданская, обязать зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых расположены кладбища, административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Завгородняя Т.Н.                                                               Дело № 33а-1348/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                       13 апреля 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Полуэктовой С.К.,

судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.

при секретаре Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от                  22 декабря 2020 года по делу № 2а-384/2020, по которому постановлено:

 

административные исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.

Возложить на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области обязанность поставить на кадастровый учет земельные участки, занятые общественными кладбищами, расположенные:

Ульяновская область, Новоспасский район, садовое, ул.Заречная, 37, протяженностью 600 метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, свирино, в 1000 метрах западнее ул. Почтовой от дома № 4, протяженностью 400 метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, совая Лава, в 900 метрах западнее села, протяженностью 400 метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, с. Комаровка, протяженностью 770 метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, сроицкий Сунгур, протяженностью 1054 метра;

Ульяновская область, Новоспасский район, сонастырский Сунгур, протяженностью 440 метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, соптевка, протяженностью              180 погонных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, позий, протяженностью                  150 погонных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, старое Томышево, протяженностью 250 погонных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, слакаевка, протяженностью 180 погонных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, добановка, протяженностью 150 погонных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, сепьевка, в 300 метрах на север от строения № 1А по ул. 70 лет Октября, площадью 60000 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, сасильевка, в 1000 метрах на север от дома № 8 по ул. Мира, площадью 20 000 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, пестужево, площадью                    20 000 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, пабричные Выселки, в             800 метрах западнее поселка, площадью 25000 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, самайкино, в 500 метрах западнее села, площадью 28000 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, дрьевка, площадью                     10 000 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, совое Томышево, площадью  16 000 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, докотушка, площадью                        700 квадратных метров;

Ульяновская область, Новоспасский район, р.повоспасское, в 300 метрах севернее автомобильной дороги федерального значения Москва-Челябинск, площадью 40 000 квадратных метров.

Установить административным ответчикам срок для совершения вышеуказанных действий - 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,  пояснения прокурора                Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области,  Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области осуществить  до 01.02.2021 постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на земельные участки с сооруженными на них общественными местами погребения (кладбищами) на территории Новоспасского района Ульяновской области.

В обоснование заявленных требований указал, что при проведении проверки требований законодательства при предоставлении и использовании земельных участков для размещения мест захоронения, установлено, что на территории                    МО «Садовское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области находится 3 места захоронений (кладбища), на территории                                                МО «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области находится 3 места захоронений (кладбища), на территории                                               МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области находится 5 мест захоронений (кладбища), на территории МО «Красносельское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области находится                         3 места захоронений (кладбища), на территории МО «Фабричновыселковское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области находится                        2 места захоронений (кладбища), на территории МО «Новоспасское городское поселение» Новоспасского района Ульяновской области находится 4 места захоронений (кладбища). 

Кадастровые работы в отношении земельных участков, занятых кладбищами, не выполнены, на государственный кадастровый учет такие участки не поставлены, право муниципальной собственности на них не зарегистрировано. Непринятие вышеуказанных мер влечет нарушение прав на организацию и благоустройство территории кладбищ, может привести к обезличиванию территорий мест захоронения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания. Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельных участков, на которых расположены кладбища, оказывающее экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местами погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены  Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, МБУ «Зеленый город».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Новоспасский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить.

Указывает, что истцом не конкретизированы нарушенные права неопределенного круга лиц. Полагает, что содержание мест захоронений на территории Новоспасского района осуществляется надлежащим образом, государственная регистрация права муниципальной собственности на спорные объекты не требуется.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Новоспасского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции  кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на  нее, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований к отмене решения суда.

До начала рассмотрения дела по существу  от   прокурора  района поступило заявление  об  отказе от административного иска  в части  требований к Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области  в срок до 01.02.2021 поставить на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на земельные участки, на которых  расположены кладбища.

Рассмотрев данное заявление, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.2,5 ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично. Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам или нарушает права иных лиц.

Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе истца от иска определяются по правилам, определенным в ст.157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме (ч.1 ст.304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с ч.2 ст.304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Принимая во внимание, что последствия отказа от иска и прекращения производства по делу, предусмотренные ст.195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу известны и понятны,  на что  указано  в поданном заявлении, судебная коллегия считает возможным принять отказ прокурора Новоспасского района Ульяновской области в части   требований к  Комитету  по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности  осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной  собственности  на земельные участки с сооруженными на них общественными местами погребения (кладбищами) на территории Новоспасского района Ульяновской области, поскольку он не противоречит закону и не нарушает прав иных лиц. С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене в данной части с прекращением производства по настоящему делу в части требований к Комитету  по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области.

Разрешая  доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия  принимает во внимание, что в  соответствии с п.23 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.01.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.4 ст.16 данного Федерального закона).

Как установлено судом, спорные земельные участки с сооруженными на них кладбищами находятся на территории Новоспасского  муниципального района Ульяновской области,  земельные участки под кладбищами не сформированы и не поставлены на кадастровый учет.

Данное обстоятельство административным ответчиком не оспаривается.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

Согласно п.7 ст.1 данного Федерального закона государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Принимая во внимание, что государственный кадастровый учет в отношении земельных участков, на которых находятся кладбища, не произведен, суд обоснованно возложил на административного ответчика обязанность по постановке земельных участков на кадастровый учет в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Довод административного ответчика об отсутствии доказательств нарушения прав неопределенного круга лиц в связи с непостановкой на кадастровый учет существующих кладбищ также не может быть признан обоснованным.

Статья 42 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30.03.1999  № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз.3 п.1 ст.2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.06.2011 № 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пункты 1.1 - 1.2 СанПиН 2.1.2882-11).

Таким образом, непроведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, неприведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Принятое по делу решение является правильным, судом верно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения. Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения на основании                                   ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

Принять отказ прокурора Новоспасского района Ульяновской области в части  требований к  Комитету  по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности  осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной  собственности  на земельные участки с сооруженными на них общественными местами погребения (кладбищами) на территории Новоспасского района Ульяновской области.

Решение Новоспасского  районного суда Ульяновской области  от                         22 декабря 2020 года в  части требований к  Комитету  по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области о возложении обязанности  осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной  собственности  на земельные участки с сооруженными на них общественными местами погребения (кладбищами) на территории Новоспасского района Ульяновской области отменить.

Производство по  делу в данной части прекратить.

В остальной части  решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Новоспасский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи: