Судебный акт
О выдаче жилищного сертификата, как вынужденному переселенцу
Документ от 16.11.2021, опубликован на сайте 24.11.2021 под номером 96537, 2-я гражданская, об оспаривании решения, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Карабанов А.С.                                                  73RS0001-01-2021-006431-57         

Дело № 33-4299/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               16 ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Федоровой Л.Г., Чурбановой Е.В.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3594/2021 по апелляционной жалобе Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2021 года, по которому постановлено:

исковые требования Саломахина Виталия Владимировича удовлетворить.

Признать за Саломахиным Виталием Владимировичем право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, как гражданину, признанному в установленном порядке вынужденным переселенцем, не обеспеченным жилым помещением для постоянного проживания и состоящему в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

 

Заслушав доклад председательствующего, пояснения представителя Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Саломахина В.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Саломахин В.В. обратился в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании права на получение государственного жилищного сертификата.

В обоснование иска указал, что в 1999 году с семьей был вынужден переселиться из *** в Российскую Федерацию. На основании решения миграционной службы Ульяновской области от 21 августа 2000 года семья признана вынужденными переселенцами и с 2003 года в составе семьи из 4-х человек (Саломахин В.В., Литвинова Т.В., Литвинова А.В. и Саломахина М.В.) стояли на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

С 21.03.2016 вся семья зарегистрирована по адресу: ***. В настоящее время указанная квартира принадлежит на праве собственности, в том числе, дочери истца Саломахиной М.В. Между тем, он со своей бывшей супругой Литвиновой Т.В. находится в разводе, проживает отдельно, в связи с чем не считает себя членом семьи собственника жилого помещения.

Просил суд признать незаконным и отменить решение Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы и выдачи государственного жилищного сертификата на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация г.Ульяновска, Управление имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г.Ульяновска, УМВД по Ульяновской области, Литвинова Т.В., Литвинов А.В. и Саломахина М.В.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новый судебный акт.

Ссылаясь  на нормы действующего гражданского законодательства, указывает, что законных оснований выдать сертификат Саломахину В.В. не имеется, поскольку он является членом семьи собственников жилого помещения. Полагает, что  наличие у члена семьи вынужденного переселенца в собственности пригодного для проживания жилого помещения на территории РФ следует расценивать как состоявшееся обустройство его на новом месте жительства на территории РФ.

В возражениях на апелляционную жалобу Саломахин В.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии не явившихся участников, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, Саломахин В.В. состоит на учете в УМВД России по Ульяновской области как вынужденный переселенец с 21 августа 2000 года. В настоящее время срок действия статуса вынужденного переселенца продлен до 21 августа 2021 г.

Изначально в миграционную службу Ульяновской области за предоставлением статуса вынужденных переселенцев истец обратился с семьей составом из 3 человек: он, супруга Литвинова Т.В. и дочь супруги Литвинова А.В.

Решением жилищной комиссии при Администрации Заволжского района г. Ульяновска от 7 июня 2004 г. семья истца составом из 3 человек была включена в очередь на предоставления жилья, откуда в дальнейшем была исключена.

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 октября 2018 г. на Администрацию г. Ульяновска была возложена обязанность восстановить семью Саломахина В.В. составом из 4 человек (Саломахин В.В., Литвинова Т.В., Литвинова А.В. и Саломахина М.В.) в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Во исполнение указанного судебного акта решением комиссии по учету и распределению жилой площади Администрации города Ульяновска от 12 декабря 2018 г. семья Саломахина В.В. составом из 4 человек была восстановлена в очереди граждан, нуждающихся в получении жилья.

Из материалов дела также следует, что брак между Саломахиным В.В. и Литвиновой Т.В. был расторгнут 22 августа 2011 года.

Как участнику указанной ведомственной целевой программы Литвиновой Т.В. на состав семьи из 3 человек (Литвинова Т.В., Литвинова А.В. и Саломахина М.В.) 20 декабря 2019 года был выдан жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на территории Ульяновской области.

На средства жилищного сертификата Литвиновой Т.В., Литвиновой А.В. и Саломахиной М.В. в общую долевую собственность была приобретена квартира, расположенная по адресу: ***. Право общей долевой собственности зарегистрировано в ЕГРН 28 февраля 2020 года.

Письмом от 28 января 2021 года Министерство уведомило Саломахина В.В. о необходимости предоставить актуальные сведения о его нуждаемости в улучшении жилищных условий для получения государственного жилищного сертификата.

По результатам рассмотрения представленных истцом документов ответчик отказал в предоставлении Саломахину В.В. жилищного сертификата по той причине, что он с 2016 года зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, сособственником которого является его дочь.

Не согласившись с указанным отказом, Саломахин В.В. обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что с момента предоставления статуса вынужденного переселенца до настоящего времени у истца изменений фактических обстоятельств, в том числе жилищного обустройства, не произошло, государственная поддержка на обустройство в новом месте жительства Саломахину В.В. не оказана. Наличие постоянной регистрации в жилом помещении, сособственником, которого является дочь истца, не свидетельствует об отсутствии обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в Российской Федерации, поскольку  в указанной квартире с 21 марта 2016 года по настоящее время зарегистрированы Саломахин В.В., Литвинова Т.В., Литвинова А.В. и Саломахина М.В.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации N 4530-1 от 19 февраля 1993 года "О вынужденных переселенцах" вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Согласно пункту 4 статьи 5 названного закона статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет; лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса (подпункт 2 пункта 2 статьи 9 Закона).

Пунктом 5 статьи 5 Закона о вынужденных переселенцах предусмотрено, что срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца при наличии одновременно следующих оснований:

1) вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации;

2) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, денежной компенсации за утраченное жилье;

3) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья до 1 января 2003 г.;

4) неполучение вынужденным переселенцем и (или) членами семьи вынужденного переселенца, имеющими статус вынужденного переселенца, безвозмездной субсидии на строительство (приобретение) жилья до 16 октября 2010 г.;

5) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, социальной выплаты на приобретение (строительство, восстановление) жилого помещения;

6) неполучение вынужденным переселенцем и членами семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющими статуса вынужденного переселенца, в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на строительство (приобретение) жилого помещения;

7) непредоставление вынужденному переселенцу и (или) членам семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющим статуса вынужденного переселенца, в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома.

Пунктом 22 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 июня 2012 года N 218 установлено, что срок действия статуса вынужденного переселенца не продлевается при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца.

Согласно подпункта «ж» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержд. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 №153 (ред.от 18.12.2020)  право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане Российской Федерации, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как следует из материалов дела, дочери истца Саломахиной М.В. принадлежит на праве собственности  кв.*** (1/3 доли), истец зарегистрирован в данной квартире с 21.03.2016 до настоящего времени.

Выводы суда о том, что дочь Саломахина В.В. не являются членом его семьи основаны на неправильном толковании судом норм материального права.

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Российской Федерации N 4530-1 члены семьи вынужденного переселенца - проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты регистрации ходатайства о признании гражданина Российской Федерации вынужденным переселенцем.

Согласно указанной норме супруг (супруга), дети и родители вынужденного переселенца, проживающие с вынужденным переселенцем, являются членами его семьи независимо от того ведут они с ним общее хозяйство или нет, тогда как другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие с вынужденным переселенцем, признаются членами его семьи только в случае если они ведут с ним общее хозяйство.

Судом установлено, что Саломахин В.В.., приходится отцом Саломахиной М.В., которой на праве собственности принадлежит указанная квартира (1\3 доли), в которую Саломахин В.В. вселился и проживает, несет расходы по коммунальным услугам, на что указывал Саломахин В.В. в суде апелляционной инстанции.

Доводы истца о том, что он не проживает в квартире *** и снимает жилье у друга, не могут служить основанием для признания истца как не обеспеченного жильем для проживания.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Правилами регистрации и снятия с учета граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.

Согласно пункту 12 Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания. Регистрация подтверждает факт проживания в определенном месте.

Данная правовая позиция согласуется с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.

По смыслу вышеуказанных норм, необходимым условием для принятия на жилищный учет является проживание при наличии постоянной регистрации.

При таком положении, принимая во внимание, что законодатель связывает понятие места жительства с наличием законных оснований для вселения и проживания граждан по определенному адресу, учитывая отсутствие в материалах дела письменных доказательств, свидетельствующих о факте наличия у истца права на постоянное проживание в ином жилом помещении,  а не  в квартире, где он зарегистрирован, на законных основаниях, суд первой инстанции не обоснованно признал отсутствие у истца на правах члена семьи собственника право проживания в жилом помещение по вышеуказанному адресу.

Наличие у члена семьи вынужденного переселенца в собственности пригодного для проживания жилого помещения на территории Российской Федерации следует расценивать как состоявшееся обустройство его на новом месте жительства на территории Российской Федерации, что объективно не согласуется с продолжением действия статуса вынужденного переселенца для целей получения льгот и гарантий, установленных Законом о вынужденных переселенцах, призванным обеспечить предоставление этих гарантий лишь реально нуждающимся в них лицам.

Сам по себе факт того, что истцу был продлен статус вынужденного переселенца, на что суд первой инстанции ссылался в обоснование  своих выводов, с учетом установленных по делу обстоятельств, не может явиться единственным и достаточным основанием для обеспечения такого лица за счет средств федерального бюджета жилым помещением. Так же не может служить основанием для признания право на получение жилищного сертификата и то  обстоятельство, что решением комиссии по учету и распределения жилой площади администрации города Ульяновска от 05.02.2020 была удовлетворена просьба о постановке в очередь бывший супруги с детьми отдельно от истца Саломахина В.В. Нуждаемость в жилье Саломахина В.В. определялась на момент решения вопроса о выдаче сертификата. На март 2021 года, член семьи истца – дочь Саломахина М.В. имела в собственности квартиру (1/3 доли) в которой зарегистрирован и проживал истец.

При таких данных решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 30 июля 2021 года подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Саломахину В.В. в признании права на получение государственного жилищного сертификата, как вынужденному переселенцу.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 30 июля 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Саломахина Виталия Владимировича о признании право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, как вынужденному  переселенцу, отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18.11.2021