Судебный акт
Обеспечение жильем детеей-сирот
Документ от 09.11.2021, опубликован на сайте 22.11.2021 под номером 96547, 2-я гражданская, об обеспечении жилым помещением, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-005386-88

Судья Тураева Т.Е.                                                           Дело № 33-4186/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     9 ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Федоровой Л.Г.

при секретаре Абросимовой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-3196/2021 по апелляционной жалобе Зиновьевой Татьяны Валентиновны, действующей в интересах несовершеннолетнего З*** А*** А***, на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июня 2021 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Зиновьевой Татьяны Валентиновны, действующей в интересах несовершеннолетнего З*** А*** А***, к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным  решения об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, возложении обязанности включить З*** А.А. в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истицы Зиновьевой Т.В. – Мустафиной Ю.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика  Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области Гнусаревой М.В., возражавшей  против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Зиновьева Т.В., действуя в интересах несовершеннолетнего Зиновьева А.А., обратилась в суд с иском к Министерству семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области.

В обоснование иска указала, что З*** А.А., *** года рождения, относится к категории детей-сирот. Родители несовершеннолетнего умерли. Приказом Министерства образования Ульяновской области № 766 от 03.07.2009 Зиновьева Т.В. назначена опекуном несовершеннолетнего.

Представитель несовершеннолетнего обратилась в Министерство здравоохранения, семьи и семейного благополучия Ульяновской области с заявлением о включении З*** А.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Решением Министерства здравоохранения, семьи и семейного благополучия Ульяновской области от 27.12.2019 отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ***5, так как жилая площадь помещения, приходящаяся на одного человека, проживающего в данном жилом помещении, превышает учетную норму.

С данным решением истец не согласна, считает его нарушающим права несовершеннолетнего ребенка, так как данное жилое помещение представляет из себя двухкомнатную квартиру общей площадью 37,6 кв.м, комнаты проходные. Квартира является собственностью муниципального образования, предоставлена по договору социального найма Л*** В.Н., которая проживает в данной квартире, является инвалидом *** группы. Также в квартире проживает ее сын Л*** В.В., который злоупотребляет спиртными напитками. При данных обстоятельствах проживание несовершеннолетнего ребенка в данных условиях не будет отвечать его интересам. Иного жилого помещения, ни на каком праве несовершеннолетний не имеет.

Просила признать незаконным решение Министерства здравоохранения, семьи и семейного благополучия Ульяновской области об отказе в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении, обязать ответчика включить З*** А.А. в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего, самостоятельных исковых требований на предмет иска привлечено, Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области»

 

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Зиновьева Т.В. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы  указывает, что судом были нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Отмечает, что ею в суд были представлены доказательства, подтверждающие, что несовершеннолетний ни на каком праве не имеет жилого помещения для проживания. Просит учесть, что жилое помещение, расположенное по адресу: ***, закрепленное за несовершеннолетним, представляет собой двухкомнатную квартиру с частичными удобствами, отсутствует горячая вода, состоит из двух проходных комнат, одну из которых занимает Л*** В.Н., пенсионер, инвалид *** группы, вторую комнату занимает ее сын Л*** В.В., который злоупотребляет спиртными напитками, нигде не работает, состоит на диспансерном учете с диагнозом – «***», что нашло свое подтверждение в суде. Ссылаясь на нормы закона, а также нормативно - правовые акты обращает внимание на то, что специализированное жилое помещение, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта. Считает, что исковые требования подлежали удовлетворению в полном объеме. В поддержание своей позиции ссылается также на п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 «О судебном решении», Конституцию РФ, Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 (Федеральный закон №54 –ФЗ от 30 марта 1998 «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней Российская Федерация ратифицировала Конвенцию, которой предусмотрена гарантия соблюдения прав и свобод человека. Таким образом, считает, что имеются основания, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда.

Дело рассмотрено в отсутствие  не явившихся участников процесса извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, З*** А*** А***, *** года рождения, относится к категории детей-сирот, так как его отец - З*** А.В. умер ***, мать - З*** Л.В. умерла 01.06.2006.

На основании постановления Главы администрации Ленинского района г. Ульяновска от 18.07.2006 № 611 опекуном над несовершеннолетним З*** А.А. назначен З*** В.И. Пунктом 3 указанного постановления за З*** А.А. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***.

Приказом № 766 от 03.07.2009 Министерства образования Ульяновской области над несовершеннолетним установлена опека по договору о приемной семье, опекуном назначена истца - Зиновьева Т.В.

Зиновьева Т.В. обратилась в  Министерство здравоохранения, семьи и семейного благополучия Ульяновской области с заявлением о включении З*** А.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемых жилых помещениях З*** А.А. 24.12.2018 отказано в установлении факта невозможности его проживания в закрепленном за ним жилом помещении по адресу: *** 5, так как общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, зарегистрированное в данном жилом помещении, составляет 12,5 кв. м, что превышает учётную норму.

Не согласившись с данным решением, Зиновьева Т.В. оспорила его в судебном порядке, обратившись в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд верно определил юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения  заявленных Зиновьевой Т.В. требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ   детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Частью 4 статьи 8 указанного Федерального закона установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Частью 5 статьи  8 указанного закона установлено, что порядок установления факта невозможности проживания устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Статьей 3 Закона Ульяновской области 21.12.2012 от №200-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» установлено, что проживание детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из обстоятельств, предусмотренных пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также в случае проживания в ранее занимаемом жилом помещении лиц, страдающих хроническим алкоголизмом, наркоманией, состоящих на учёте в соответствующих медицинских организациях (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации).

Из справки формы № 8 следует, что в жилом помещении по адресу: ***, общей площадью 37,6 кв. м, зарегистрировано 3 человека:  Л*** В.Н. – бабушка З*** А.А. по линии матери,  брат его матери Л*** В.В. и сам З*** А.А. При этом, данная квартира является  муниципальной, нанимателем которой является Л*** В.Н. З*** А.А. зарегистрирован в данной квартире с момента рождения. 

Решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 136 «Об установлении учётной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м.

Учитывая то, что общая площадь жилого помещения составляет 37,6 кв.м, соответственно приходящаяся на каждого зарегистрированного в данном жилом помещении,  площадь составляет 12,5 кв.м (37,6 : 3),   что превышает учётную норму.

Доводы Зиновьевой Т.В. в части того, что при определении нуждаемости З*** А.А. в жилом помещении необходимо учитывать норму жилой площади в 18 кв.м. не основаны на законе, поскольку указанная норма используется только при предоставлении жилого помещения на одиноко проживающего  человека и не является учетной нормой.

Поскольку суду не представлены доказательства того, что лица, зарегистрированные и проживающие в закрепленном за несовершеннолетним жилом помещении, а именно его бабушка по материнской линии  Л*** В.Н. и брат его матери Л*** В.В. страдают тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно,  либо страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, и состоят на учёте в соответствующих медицинских организациях, решение об отказе в их выселении либо в принудительном обмене жилого помещения по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации, судом не выносилось, данное жилое помещение непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством, не признавалось, соответственно правовых оснований для признания факта невозможности проживания З*** А.А. в закрепленном за ним жилом помещении и возложении обязанности включить З*** А.А. в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, не имеется.

Не представлено суду и доказательств того, что ни мать несовершеннолетнего, ни он сам не вселялись в спорное жилое помещение  и не проживали там. Требований о признании  З*** А.А. не приобретшим права пользования  спорной квартирой суду также не заявлялось.

Доводы  апелляционной жалобы Зиновьевой Т.В. сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 23 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Зиновьевой Татьяны Валентиновны действующей в интересах несовершеннолетнего З*** А*** А*** – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  15.11.2021