Судебный акт
Обеспечение лекарствами
Документ от 16.11.2021, опубликован на сайте 26.11.2021 под номером 96671, 2-я гражданская, об обязании обеспечить лекарственными препаратами, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0001-01-2021-006936-94

Судья Алексеева Е.В.                                                                   Дело № 33-4244/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                           16 ноября 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Федоровой Л.Г., Чурбановой Е.В.

при секретаре Айзатулловой Ф.Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3777/2021 по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 июля 2021 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Засвияжского района г.Ульяновска  удовлетворить частично.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  бесплатно обеспечить М*** Е*** Р*** ***.2007 года рождения лекарственным препаратом «*** по рецептам от 07.10.2020, 21.10.2020, 17.02.2021, 20.02.2021, 25.03.2021, 09.04.2021, 13.05.2021.

Решение привести к немедленному исполнению.

В остальной части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., пояснения прокурора Холодилиной Ю.О., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Засвияжского района г.Ульяновска, действуя в интересах несовершеннолетнего М*** Е.Р., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения  Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить   лекарственными препаратами.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки,  установлено нарушение ответчиком прав несовершеннолетнего М*** Е.Р. на льготное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по медицинским показаниям. М*** Е.Р.  должен был быть обеспечен ответчиком лекарственными препаратами ***» по рецептам от 07.10.2020, 21.10.2020, 17.02.2021, 20.02.2021, 25.03.2021, 09.04.2021, 13.05.2021, ***» по рецептам от 16.02.2021, от 13.05.2021, ***» по рецепту от 13.05.2021, ***» по рецепту от 13.05.2021. Однако по указанным рецептам  лекарственными препаратами  М*** Е.Р. обеспечен не был.

Просил суд обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  бесплатно обеспечить М*** Е.Р.  лекарственными препаратами «***» по рецептам от 07.10.2020, 21.10.2020, 17.02.2021, 20.02.2021, 25.03.2021, 09.04.2021, 13.05.2021, «***» по рецептам от 16.02.2021, от 13.05.2021, «***» по рецептам от 09.04.2021, от 13.05.2021, «*** по рецепту от 13.05.2021, «***» по рецепту от 13.05.2021.

Рассмотрев данный спор, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения  Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, ссылаясь на то, что только выписанные лечащим врачом рецепты являются основанием для обеспечения лекарственными препаратами.

Указывает, что Министерство не имеет возможности обеспечить лекарственным препаратом «***», данный препарат отсутствует в свободной продаже на территории Российской Федерации, закупка его не состоялась по причине отсутствия соответствующих заявок. Указывает, что в настоящее время законному представителю М*** Е.Р. выдано направление на консультацию в Центр *** при ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева» для подбора альтернативного варианта лечения в соответствии со стандартами оказания помощи больным ***. В настоящее время у Министерства отсутствует возможность обеспечения М*** Е.Р. данным лекарственным препаратом по объективным причинам (экономическая нецелесообразность поставки препарата зарубежными производителями на территорию Российской Федерации).

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,  М*** Е.Р., *** 2007 года рождения, является ребенком-*** (л.д.25-26). По медицинским показаниям М*** Е.Р.  необходимо употребление лекарственных препаратов,  в том числе  ***

В суде первой инстанции представитель истца, законный представитель М*** Е.Р. поясняли, что лекарственными препаратами *** по рецептам от 16.02.2021, от 13.05.2021, *** по рецептам от 09.04.2021, от 13.05.2021, *** по рецепту от 13.05.2021, *** по рецепту от 13.05.2021 М*** Е.Р. обеспечен, в связи с чем исковые требования по обеспечению указанными препаратами не поддерживали.

Между тем до настоящего времени М*** Е.Р. не обеспечен лекарственным препаратом *** по рецептам от 07.10.2020, 21.10.2020, 17.02.2021, 20.02.2021, 25.03.2021, 09.04.2021, 13.05.2021.

Полагая права несовершеннолетнего М*** Е.Р., являющегося ребенком-***, нарушенными, прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела и, руководствуясь законом, подлежащим применению к спорным правоотношениям, пришел к верному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

В силу ст.ст. 2, 20, 38, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права  и свободы являются  высшей ценностью.  Признание, соблюдение и защиты прав и свобод человека и гражданина- обязанность государства. Каждый  имеет право на жизнь. Каждому гарантируется  социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается  обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

На основании ст. 18 Федерального закона от 18.10.2007 года за № 230-ФЗ  «О внесении  изменений в отдельные законодательные акты  РФ» полномочия по обеспечению  необходимыми  лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения граждан, имеющих право на получение государственной  социальной помощи в виде набора социальных услуг, в соответствии с ФЗ  от 17.07.1999 за № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» переданы органам  исполнительной власти  субъекта РФ.

Исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим на территории Ульяновской области в государственной политике в сфере охраны здоровья   является Министерство  здравоохранения  Ульяновской области.

Исходя из Положения  о Министерстве здравоохранения  Ульяновской области    к полномочиям Министерства отнесены: обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами дезинфекции при оказании медицинской помощи.

Постановлением Правительства Ульяновской области от  29 декабря 2020 года    № 805-П утверждена Территориальная программа государственных гарантий   бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022  и 2023 годов, в соответствии с которой бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания при оказании амбулаторной медицинской помощи осуществляется в соответствии с законодательством.

Пунктом 36 Приказа Минздрава России № 4н от 14.01.2019 об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения установлено, что при оказании первичной медико-санитарной помощи назначение медицинским работником с учетом стандартов медицинской помощи лекарственных препаратов, отпускаемых бесплатно или со скидкой, гражданам, имеющим право на обеспечение лекарственными препаратами за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляется на рецептурном бланке формы №148-1\у-04 (л).

Исходя из приведенных положений законодательства, М*** Е.Р. в связи с имеющимся у него заболеванием, являясь ребенком-инвалидом имеет право на обеспечение бесплатно лекарственными препаратами.

Само право М*** Е.Р. на льготы в части лекарственного обеспечения лицами, участвующим в деле, не оспаривается.

Поскольку ответчик не исполнил свои обязательства, суд правомерно удовлетворил требования прокурора и возложил на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанность по обеспечению М*** Е.Р. бесплатно лекарственным препаратом ***» по рецептам от 07.10.2020, 21.10.2020, 17.02.2021, 20.02.2021, 25.03.2021, 09.04.2021, 13.05.2021.

Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права, сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, не подтверждают существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемого решения.

Как следует из выписки протокола заседания врачебной комиссии №73 от 06.08.2020, в связи с наличием клинической непереносимости у М*** Е.Р. препарата *** 2,5мг (постепенное нарастание  отсутствия муколитического эффекта от приема препарата *** с марта по июль 2020) - экспертное извещение о неблагоприятной реакции было подано в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения 05.08.2020, показано назначение лекарственного препарата *** с торговым названием *** 2,5 мг\2,5мл. (л.д.120).

В суде первой инстанции допрошенная в качестве свидетеля лечащий врач М*** Е.Р. – К*** Л.Б. подтвердила необходимость обеспечения М*** Е.Р. лекарственным препаратом *** по выписанным рецептам, поскольку у ребенка неблагоприятная реакция на лекарственный препарат с торговым наименованием ***. Лекарственный препарат с торговым наименованием *** производится в Швейцарии.

При установленных обстоятельствах правовых оснований для отказа в удовлетворении требований прокурора, действующего в интересах ребенка-*** М*** Е.Р. об обеспечении его лекарственным препаратом с торговым наименованием  *** по выписанным рецептам у суда не имелось.

Бесспорных, достаточных доказательств невозможности обеспечить М*** Е.Р. указанным лекарственным препаратом ответчиком не представлено, доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 ноября 2021 года.