Судебный акт
О компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Документ от 17.12.2021, опубликован на сайте 22.12.2021 под номером 97188, 1-я гражданская, , Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО

 

Дело № 3а-218/2021

73OS0000-01-2021-000251-51

 

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

17 декабря 2021 года                                                                          г. Ульяновск

 

Ульяновский областной суд в составе:

судьи Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Дубровиной Л.О.,

 

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тимиркиной Оксаны Николаевны к Министерству финансов Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

 

у с т а н о в и л :

 

Тимиркина О.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 800 000 руб.

В обоснование заявленных требований указала, что решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 августа 2013 года удовлетворены исковые требования Тимиркиной О.Н., на Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области возложена обязанность по предоставлению Тимиркиной О.Н. в соответствии с Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» (с изменениями  от 21 декабря 2021 года № 202-ЗО) на условиях найма специализированное жилое помещение в МО «город Ульяновск». На момент обращения в суд с настоящим иском решение суда не исполнено.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Ульяновская область в лице Министерства финансов Ульяновской области, в качестве заинтересованного лица - Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области

В судебном заседании Тимиркина О.Н. и её представитель Сотников И.А. настаивали на удовлетворении требования по доводам административного иска.

Представитель Министерства финансов Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве на иск указал на то, что не считает Министерство надлежащим ответчиком по делу, поскольку судебный акт, на неисполнение которого указывает истец, не предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, а возлагает исполнение решения на орган государственной власти субъекта – Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (в настоящее время его правопреемника – Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области).

Заявленный истцом размер компенсации является завышенным и не отвечающим принципам разумности и справедливости.

Министерством систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов.

В целях финансовой поддержки детей-сирот, временно не получивших жилые помещения, в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 14 октября 2014г. № 466-П «О предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на наём (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  на территории Ульяновской области» определена сумма ежемесячной денежной компенсации в размере 5000 руб.

В Законе Ульяновской области от 27 ноября 2020 года № 141-ЗО «Об областном бюджете Ульяновской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрены средства в целях предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам специализированных жилых помещений.

Таким образом, в действиях Министерства отсутствует нарушение права на неисполнение судебного акта в разумный срок.

Представитель Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В  отзыве просил в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что Министерство предпринимало меры к исполнению судебного решения. С 2014 года  систематически проводится работа по приобретению в государственную собственность Ульяновской области благоустроенного жилья для детей-сирот посредством проведения электронных торгов. В 2014, 2015, 2017 годах были заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов в целях приобретения 312  однокомнатных квартир для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и  лиц из их числа. В 2018 году торги по приобретению в государственную собственность Ульяновской области жилых помещений, расположенных в муниципальном образовании «город Ульяновск», не объявлялись из-за отсутствия денежных средств в областном бюджете. В марте, сентябре 2019 года, в марте 2020 года были объявлены торги по приобретению 55 квартир в г. Ульяновске, которые не состоялись по причине отсутствия заявок. В октябре 2019 года, в июле, августе и октябре 2020 года по итогам объявленных аукционов  были заключены государственные контракты в целях приобретения 64 однокомнатных квартир. 

В июне 2021 года были объявлены торги по приобретению жилых помещений для детей-сирот и лиц из их числа, которые не состоялись по причине отсутствия заявок. В настоящее время повторно объявлен аукцион по приобретению 25 жилых помещений для указанной категории лиц.

После исполнения вышеуказанных государственных контрактов и оформления права собственности на квартиры, они будут предоставлены детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Кроме того, Министерство неоднократно обращалось к Министру финансов Ульяновской области с целью выделения дополнительного финансирования мероприятий по обеспечению жильем детей-сирот. Самостоятельно, за счет внутренних резервов Министерство было лишено возможности исполнить решение суда. Заявленную административным истцом сумму компенсации считает необоснованно завышенной.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Исследовав  материалы настоящего административного дела, административного дела Ульяновского областного суда № 3а-325/2020,  обозрев материалы гражданского  дела  Ленинского районного суда г.Ульяновска № 2-5894/2013 и исполнительного производства №***, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частями 1-3 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.

Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины суда, органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Согласно части 1 статьи 2 данного Федерального закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом в денежной форме.

В силу части 8 статьи 3 указанного Федерального закона, части 4 статьи 250 КАС РФ заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с частью 1 статьи 10 КАС РФ, частью 1 статьи 6.1 ГПК РФ исполнение судебных актов осуществляется в разумные сроки.

Как разъяснено в пункте 55 постановления Пленума Верховного Суда РФ от    29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (часть 5 статьи 253 КАС РФ, пункт 13 статьи 242.3, пункт 12 статьи 242.4, пункт 12 статьи 242.5 БК РФ).

Судом    установлено,    что    решением   Ленинского   районного  суда   города  Ульяновска   от   26  августа    2013   года   по   гражданскому   делу №2-5894/2013 удовлетворены исковые требования Тимиркиной О.Н., на Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области возложена обязанность по предоставлению Тимиркиной О.Н. в соответствии с Законом Ульяновской области от 6 мая 2006 года № 53-ЗО «О предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области» (с изменениями  от 21 декабря 2021 года № 202-ЗО) на условиях найма специализированное жилое помещение в МО «город Ульяновск».

Указанное решение суда вступило в законную силу 2 октября 2013 года.

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 15 ноября 2013 года произведена замена должника: Министерство энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области заменено на Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Определением Ленинского районного суда города Ульяновска от 11 июня 2019 года вновь допущено процессуальное правопреемство: должник Министерство промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области заменен на нового должника Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области.

14 октября 2013 года судом выдан исполнительный лист ***, который 18 октября 2013 года предъявлен для исполнения в ОСП по Ленинскому району г. Ульяновска УФССП России по Ульяновской области.

22 октября 2013 года судебным приставом-исполнителем на основании поступившего исполнительного документа вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № ***. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.

13 января 2014 года судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о передаче указанного исполнительного производства в  МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области.

29 января 2014 года судебным приставом-исполнителем данное исполнительное производство принято к исполнению и ему присвоен регистрационный номер №***.

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника неоднократно выносились требования об исполнении судебного решения, устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по частям  1 и 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

До настоящего времени решение Ленинского   районного  суда   г.Ульяновска  от  26 августа   2013   года не исполнено.

Ранее Тимиркина  О.Н. обращалась в суд с иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок.

Решением  Ульяновского областного суда от 24 декабря 2020 года (дело №3а-325/2020) в пользу Тимиркиной О.Н. взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 70 000 руб.

Указанное решение суда в апелляционном порядке не обжаловалось и  вступило в законную силу 26 января 2021 года.

В ходе рассмотрения дела Ульяновский областной суд  установил, что срок неисполнения решения суда составил 7 лет 2 месяца 2 дня. Данный срок  признан судом не разумным.

Дальнейший период неисполнения решения суда составляет  11 мес. 22 дня  (с 25 декабря 2020 года по день принятия судом настоящего решения). Общий срок неисполнения решения суда составляет 8 года 1 мес. 24 дня.

Согласно материалам исполнительного производства судебным приставом-исполнителем в отношении должника после 15 декабря 2020 года  также устанавливались новые сроки исполнения, должник привлекался к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако решение суда не исполнено до настоящего времени.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что указанный выше срок исполнения судебного решения  нельзя признать разумным.

Приведенные Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области в качестве причин, препятствующих исполнению решения суда, обстоятельства свидетельствуют о том, что должником принимались определенные меры по исполнению решения суда, однако эти действия нельзя признать своевременными, достаточными и эффективными.

При таких обстоятельствах Тимиркина О.Н. имеет право на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 5 части 9 статьи 3 Федерального закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 данного Федерального закона судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, либо судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.

Как разъяснено в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от   29 марта 2016 г. № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в резолютивной части решения о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок указывается на взыскание денежных средств с соответствующего публично-правового образования в лице соответствующего финансового органа за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, компенсация за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта должна быть взыскана с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

При определении размера компенсации, суд учитывает положения части 2 статьи 2 Федерального закона № 68-ФЗ, в соответствии с которой размер компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Учитывая обстоятельства дела, продолжительность срока исполнения судебного акта, значимость его последствий для взыскателя, суд считает возможным присудить Тимиркиной О.Н.  компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 руб., которая подлежит зачислению на расчетный счет административного истца.

В силу части 4 статьи 4 Федерального закона № 68-ФЗ, части 3 статьи 259 КАС РФ решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

 

Р Е Ш И Л:

 

административное исковое заявление Тимиркиной Оксаны Николаевны удовлетворить частично.

Присудить Тимиркиной Оксане Николаевне компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000  рублей.

Взыскать с Ульяновской области в лице Министерства финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области в пользу Тимиркиной Оксаны Николаевны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 10 000 рублей с перечислением денежных средств на расчетный счет Тимиркиной Оксаны Николаевны № ***, открытый в Ульяновском отделении № 8588 ПАО СБЕРБАНК, ИНН 7707083893, БИК 047308602, корреспондентский счет  № 30101810000000000602.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Тимиркиной Оксаны Николаевны отказать.

Решение подлежит исполнению Министерством финансов Ульяновской области за счет средств бюджета Ульяновской области.

Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Судья                                                                                              О.Е.Кинчарова