Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 14.12.2021, опубликован на сайте 21.12.2021 под номером 97189, 2-я гражданская, о признании бездействия, выраженное в непринятии мер по установлению ограждения 8 водонапорных башен, незаконным и об обязании установлить ограждение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2021-001106-53                                                                                                                                                                                      

Судья Зотова Л.И.                                                                          Дело № 33а-4712/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                      14 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Смирновой Ю.В.,  Васильевой  Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от                       23 августа 2021 года по делу № 2а-599/2021, по которому постановлено:

административный иск прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район» и общества с ограниченной ответственностью «Водолей», выразившееся в непринятии мер по установлению ограждения                8 водонапорных башен, расположенных в с.Живайкино, с.Кармалейка, с.Киселевка, с.Загарино, п.Приозерный и с.Осока, отсутствии оборудованных дорожек к сооружениям с твердым покрытием.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» и общество с ограниченной ответственностью «Водолей» установить ограждение                   8 водонапорных башен, расположенных в с.Живайкино, с.Кармалейка, с.Киселевка, с.Загарино, п.Приозерный и с.Осока, и оборудовать дорожки к сооружениям с твердым покрытием на территории водонапорных башен.

В иске к администрации муниципального образования «Живайкинское сельское поселение» отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водолей» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 рублей.

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения представителя  администрации муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области – ЧумаченкоД.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Федечко Ф.И., полагавшего решение  суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением   в защиту   интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Водолей»                            (ООО «Водолей)   и администрации МО  «Живайкинское сельское поселение» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности установить ограждение 8  водонапорных башен, расположенных в с.Живайкино, с.Кармалейка, с.Киселевка, с.Загарино, п.Приозерный и с.Осока и оборудовать дорожки с твердым покрытием к сооружениям на территории водонапорных башен.

Требования мотивировал тем, что  при проведении  проверки  соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства о противодействии терроризму, выявлены нарушения при эксплуатации артезианских скважин и водонапорных башен, находящихся на балансе администрации «Живайкинское сельское поселение» и переданных в хозяйственное ведение ООО «Водолей». В ходе проверки установлены нарушения требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: ограждение территории указанных водонапорных башен частично отсутствует, не оборудованы дорожки с твердым покрытием. Соответственно доступ посторонних лиц к указанным объектам является свободным.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МО «Барышский район» Ульяновской области. 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда в части признания незаконным бездействия администрации МО «Барышский район» Ульяновской области. В обоснование жалобы указывает на то, что указанные водонапорные башни переданы в пользование для организации надлежащего водоснабжения                 ООО «Водолей», которое является эксплуатирующей организацией. В связи с чем считает, что именно ООО «Водолей» обязано осуществить установку ограждений водонапорных башен и организовать отсыпку дорожек с твердым покрытием. Считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор  Барышского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения,  апелляционную жалобу – без удовлетворения.  

В судебное заседание кроме представителя администрации МО «Барышский район» Ульяновской области Чумаченко Д.В. и прокурора, другие участники процесса не явились. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия  определила  рассмотреть  дело в отсутствие  неявившихся   участников   процесса согласно  ст.150, ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 02.02.2015 между администрацией                                         МО «Живайкинское сельское поселение» и ООО «Водолей» был заключен договор безвозмездного пользования. Согласно акту приема-передачи, являющемся приложением № 1 к данному договору,  в безвозмездное пользование было передано следующее имущество: башня Рожновского в с.Загарино, буровая скважина и 2 накопительные емкости в с.Осока, артезианская скважина                       в с.Живайкино, артезианская скважина  в с.Кармалейка, артезианская скважина  в с.Загарино, артезианская скважина  в с.Кудажлейка, 2 артезианские скважины  в                с.Киселевка, 2 артезианские скважины  в пос.Приозерный, 2 водонапорных башни в с.Киселевка.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области                 № 43-П от 18.02.2015 «Об утверждении перечня имущества, подлежащего передаче из собственности МО «Живайкинское сельское поселение» Барышского района  в собственность МО «Барышский район» в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями» было передано в собственность МО «Барышский район»: артезианская скважина  в с.Живайкино, кадастровый номер 8; артезианская скважина  в с.Кармалейка, кадастровый номер 9; артезианская скважина  в                         с. Кудажлейка, кадастровый номер 10; 2 артезианские скважины  в с.Киселевка, кадастровый номер 11; 2 артезианские скважины  в пос.Приозерный, кадастровый номер 12; водонапорная башня в с.Киселевка, кадастровый номер 13; башня Рожновского в с.Загарино, кадастровый номер 14; буровая скважина в с.Осока, кадастровый номер 15; 2 накопительные емкости в с.Осока, кадастровый номер 16.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества МО «Барышский район» Ульяновской области от 21.07.2021 года в  собственности  МО «Барышский район» Ульяновской области  находятся: артезианская скважина  в с.Живайкино, артезианская скважина  в с.Кармалейка, 2 артезианские скважины в с.Киселевка,                 2 артезианские скважины  в пос. Приозерный, водонапорная башня в с.Киселевка, башня Рожновского в с.Загарино и буровая скважина в с.Осока, Барышского района Ульяновской области.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Барышского района установлено, что территория помещений артезианских скважин и водонапорной башни, расположенных выше, не имеют надлежащего ограждения по периметру; не оборудованы дорожки с твердым покрытием, чем нарушены п.3.2.1, 3.2.1.1. СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».

Указанное выше имущество находится по настоящее время в ведении              ООО «Водолей», которое в соответствии со своей уставной деятельностью, занимается забором, очисткой и распределением воды.

Судом установлено, что в нарушении Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999  «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения»,  СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 2.1.4.1110-2, Федерального закона № 53-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», Федерального закона № 116-ФЗ от 27.07.1997 «О промышленной безопасности производственных объектов», Водного кодекса Российской Федерации на территории  муниципального образования  «Барышский район» Ульяновской области  были выявлены указанные истцом недостатки, касающиеся санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому хозяйству и хозяйственно-бытовому водоснабжению в деятельности ООО «Водолей».

В связи с  чем суд обоснованно возложил на ответчиков обязанность устранить указанные выше нарушения, признал  незаконным бездействие.

Доводы жалобы о том, что администрация  МО «Барышский район» Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу, судебной коллегией отклоняются.

В соответствии с п.4  ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу ст.27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч.1 ст.27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

Исходя из указанных норм, обеспечение населения качественной водой лежит на органе местного самоуправления. Именно орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

Приходя к выводу о том, что администрация МО «Барышский район» Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу, суд правомерно сослался на положения Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, функционирование систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, установления правил использования водных объектов.

В связи с чем доводы жалобы относительно того, что администрация                                 МО «Барышский район» Ульяновской области  является ненадлежащим ответчиком по данному делу, являются несостоятельными.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 23 августа 2021 года оставить без изменения,  апелляционную жалобу  администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  в окончательной форме  15 декабря 2021 года.