Судебный акт
Оспаривание постановления
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 27.12.2021 под номером 97296, 2-я гражданская, о возложении обязанности совершить определенные действия, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2021-008644-14                                                                                                                                                                        

Судья Сизов И.А.                                                                          Дело № 33а-4979/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                     21 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,                     

судей Смирновой Ю.В., Васильевой Е.В.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Ленинского района города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города  Ульяновска от 20 сентября 2021 года, с учетом определения того же суда от 15 октября 2021 года об исправлении описки, по делу № 2а-4578/2021, по которому постановлено:

в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности  прокурора Ленинского района города Ульяновска, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о признании незаконным постановления администрации города Ульяновска в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, обязании установить разумные сроки отселения из аварийного дома  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора                 Шаляхина А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя администрации города Ульяновска   Галашиной С.С.,  полагавшей  решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

установила:

прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Ульяновска  о признании незаконным постановления администрации г. Ульяновска в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, возложении обязанность установить разумные сроки отселения из аварийного дома.

В обоснование иска указал, что дом № 4 по ул.Мичурина г.Ульяновска признан аварийным, не включен в региональную адресную программу переселения граждан на территории Ульяновской области в рамках реализации Федерального закона № 185-ФЗ.

Поскольку дальнейшая эксплуатация дома № 4 по ул.Мичурина г.Ульяновска и проживание в нем граждан создает реальную угрозу для их жизни и здоровья, а также для жизни  и здоровья иных лиц, решение администрации г.Ульяновска об установлении срока отселения дома до 31.12.2029 нарушает права граждан на благоприятную среду проживания. Физический износ несущих конструкций многоквартирного жилого дома составляет 72%.

Просил признать незаконным п.2 постановления администрации г.Ульяновска от 16.06.2020 № 901 «О признании многоквартирного дома № 4 по улице Мичурина г. Ульяновска аварийным и подлежащим сносу»; п.1 приложения к постановлению администрации г.Ульяновска от 16.06.2020 № 901 в части установления срока отселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г.Ульяновск, ул. Мичурина, д.4, до 31.12.2029, возложить обязанность  в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу установить разумные сроки отселения.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Ленинского района г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что суд пришел к неверному выводу о том, что физический износ  многоквартирного дома не свидетельствует о наличии реальной угрозы его разрушения и как следствие, о разумности установленных органом местного самоуправления предельных сроков отселения жильцов. Судом при вынесении решения не учтены положения ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В возражениях на апелляционное представление администрация  г.Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, возражений на него, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что на основании выводов, изложенных в техническом заключении ООО НК «Интеграл» заключением Межведомственной комиссии от 30.01.2020 № 12 многоквартирный жилой дом по адресу: г.Ульяновск, ул.Мичурина, 4, признан аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации г.Ульяновска от 16.06.2020 № 901 многоквартирный дом по адресу: г.Ульяновск, ул.Мичурина, 4, признан аварийным и подлежащим сносу, со сроком отселения до 31.12.2029.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, прокурор заявил о неразумности установленного срока сноса указанного многоквартирного дома.

Отказывая в удовлетворении  административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для  удовлетворения требований.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.

Частью 4 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение указанного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

Пунктами 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации  установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В силу ч.4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации  принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

В силу абз.2 п.49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 п.7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с подп.2 ч.2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №  185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Многоквартирный дом  по ул.Мичурина, 4, в г.Ульяновске включен в областную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после  01.01.2012, в 2018 -2030 годах», утвержденную постановлением Правительства Ульяновской области от 21.12.2017 № 573-П, планируемая дата окончания переселения жителей данного многоквартирного  дома – 4 квартал 2030 г., планируемая  дата сноса – 4 квартал  2031 г.

Из приведенных положений указанных правовых норм следует, что определение срока отселения из аварийного жилья физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 г. (вопрос  № 3), в соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации  от 28.01.2006 №  47, определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. При этом следует учитывать, что такие решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке (п.52 Положения).

Решение органа местного самоуправления об установлении срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока такого отселения, направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности.

Определение срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, из аварийного жилого дома, законом не установлены.

Согласно правовой позиции, изложенной в абз.2 п.3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009                     № 1368-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» не устанавливает требования о незамедлительном отселении лиц в случае признания межведомственной комиссией жилого помещения непригодным для проживания.

Степень износа и аварийности многоквартирного дома по состоянию на               2021 г. не установлена.

Администрацией  г.Ульяновска в суд апелляционной инстанции представлен ответ на обращения граждан  о возможности переселения в маневренный жилищный фонд.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд правильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и доводами апелляционной жалобе не опровергнуты.

Утверждения в жалобе  направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств, не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.

Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, также не установлено

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

решение Ленинского района города Ульяновска от 20 сентября 2021 года,                    с учетом определения того же суда от 15 октября 2021 года об исправлении описки оставить без изменения,  апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Ульяновска – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 22.12.2021.