УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2021-008233-30
Судья Самылина О.П.
Дело № 33-4900/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21
декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.
судей Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.
при секретаре Туктаровой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело №2-3289/2021
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 18 августа 2021 года, по
которому постановлено:
исковые
требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Денисова
Сергея Геннадьевича к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская
областная клиническая станция скорой медицинской помощи», обществу с
ограниченной ответственностью «Автодом», Министерству здравоохранения
Ульяновской области о предоставлении выплат стимулирующего характера за
оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19, удовлетворить.
Возложить
на государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная
клиническая станция скорой медицинской помощи» обязанность предоставить в общество с
ограниченной ответственностью «Автодом» фактические сведения о Денисове
Сергее Геннадьевиче, как
сотруднике, непосредственно участвовавшем в оказании скорой медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за май
2020 года.
Возложить
обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Автодом» направить в
Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Денисова Сергея
Геннадьевича за май 2020 года на финансирование выплаты стимулирующего
характера за выполнение особо важных работ, как лица, непосредственно
участвующего в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция, на основании Постановления Правительства Российской
Федерации от 12.04.2020 № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году
иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные
ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях
софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской
Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за
выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно
участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19».
Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязанность направить в
Министерство здравоохранения Российской Федерации заявку в отношении Денисова
Сергея Геннадьевича о выделении денежных средств на выплату стимулирующего
характера за выполнение особо важных работ, как лица, непосредственно
участвующего в оказании медицинской
помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на
основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484
«Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником
финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного
фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном
объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской
помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» за
май 2020 года в сумме 25 000 руб.
Заслушав доклад судьи Федоровой Л.Г., прокурора Данилова
Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с
иском в интересах Денисова С.Г. к государственному учреждению здравоохранения
«Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи» (далее -
ГУЗ «Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи»),
обществу с ограниченной ответственностью «Автодом» (далее - ООО «Автодом»),
Министерству здравоохранения Ульяновской области о предоставлении выплат
стимулирующего характера за оказание медицинской помощи гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Требования мотивированы тем, что в ходе проверки,
проведенной по обращению Денисова С.Г.,
выявлены нарушения, выразившиеся в нарушении законодательства, регламентирующего осуществление стимулирующих выплат в
условиях распространения коронавирусной инфекции. Установлено, что
Денисову С.Г., осуществляющему трудовую деятельность в ООО «Автодом» в
должности *** и непосредственно работавшего в мае 2020 года с гражданами, у
которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, не выплачены
стимулирующие выплаты за май 2020 года в сумме 25 000 рублей.
По уточненным требованиям прокурор просил суд обязать ГУЗ «Ульяновская областная
клиническая станция скорой медицинской помощи» предоставить в общество с
ограниченной ответственностью «Автодом» фактические сведения о Денисове С.Г.,
как сотруднике, непосредственно участвовавшем в оказании скорой медицинской
помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за
май 2020 года; обязать ООО «Автодом» направить в Министерство здравоохранения
Ульяновской области заявку в отношении Денисова С.Г. за май 2020 года на
финансирование выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных
работ, как лица, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 484; обязать
Министерство здравоохранения Ульяновской области направить в Министерство
здравоохранения Российской Федерации заявку в отношении Денисова С.Г. за май
2020 года на финансирование выплаты стимулирующего характера за выполнение
особо важных работ, как лица, непосредственно участвующего в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция,
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 №
484.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчиков
ГУЗ «Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи», ООО
«Автодом», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора – Управление федерального казначейства по
Ульяновской области.
Суд первой инстанции,
рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Министерство
здравоохранения Ульяновской области выражает несогласие с решением суда, просит
его отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что у
Министерства не имеется оснований для направления заявки о выделении денежных
средств на выплату стимулирующего характера за выполнение особо важных работ,
поскольку финансирование Министерства в рамках постановления Правительства
Российской Федерации от 12.04.2020 № 484 с 1 ноября 2020 года прекращено.
Остатки финансовых средств, выделенных в рамках реализации данного
постановления Министерством возвращены в федеральный бюджет. С указанной даты
постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 №1762
устанавливается иная специальная социальная выплата, осуществляемая Фондом
социального страхования Российской Федерации. Считает, что у суда отсутствовали
основания для удовлетворения исковых требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО
«Автодом» указывает, что сведения в отношении Денисова С.Г. за указанный период
действия нормативно-правового акта в ООО «Автодом» не поступали, в связи с чем заявка на
финансирование в отношении данной выплаты не подавалась.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим
образом извещенных о рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений,
судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе,
представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как установлено судом и следует из материалов
дела, 27 апреля 2020 года между Министерством здравоохранения Российской
Федерации и Правительством Ульяновской области заключено соглашение №
056-17-2020-679, предметом которого, согласно его п. 1.1, является
предоставление из федерального бюджета в 2020 году бюджету Ульяновской области
иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на
софинансирование в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской
Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за
выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно
участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с
лимитами бюджетным обязательств, выделенными Министерству как получателю
средств федерального бюджета.
24 апреля 2020 года между Министерством
здравоохранения Ульяновской области, государственным учреждением
здравоохранения (далее – ГУЗ, Учреждение) «Клиническая станция скорой медицинской
помощи г. Ульяновска», ООО «Автодом» заключено трехстороннее соглашение № 9,
предметом которого является регулирование взаимоотношений сторон в целях
предоставления водителям скорой медицинской помощи, которые в соответствии с
контрактом от 25 октября 2017 года № 5306, заключенным между Учреждением и
Обществом входят в состав выездной бригады скорой медицинской помощи и
фактически выполняют трудовую функцию в Учреждении и являющиеся работниками
Общества, выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ,
связанных с оказанием скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена
новая коронавирусная инфекция COVID-19 (пункт 1.1).
Пунктом 1.2 трехстороннего соглашения
установлено, что выплаты стимулирующего характера предоставляются в соответствии
с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №
484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,
источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования
резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в
полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение
особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в
оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19» и постановлением Правительства Ульяновской области от 20
апреля 2020 года № 185-П «О мерах по реализации указа Губернатора
Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 42 «О мерах поддержки работников
медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения
Ульяновской области, в условиях угрозы распространения новой коронавирусной
инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области».
Согласно п. 2.1 трехстороннего соглашения
Министерство обязуется предоставлять Учреждению финансовые средства на
осуществление выплат стимулирующего характера водителям скорой помощи, а
Учреждение – осуществлять выплаты стимулирующего характера водителям скорой
помощи за фактически отработанное время в соответствии с представленными
Обществом путевой документацией и табелем учета рабочего времени.
По условиям трехстороннего соглашения
Учреждение приняло обязательства предоставлять в Министерство заявку до 25
числа текущего месяца на финансирование выплат стимулирующего характера на
основании сведений, представленных Обществом, в соответствии с п. 2.1
соглашения (пункт 2.3.1); а Общество – обязательства ежемесячно не позднее 20
числа текущего месяца, представлять Учреждению информацию о фактически
отработанном водителями скорой помощи времени, а также путевую документацию и
табели учета рабочего времени (пункт 2.4.1).
В соответствии с п. 3.1 трехстороннего
соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих
обязательств по данному соглашению стороны несут ответственность в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
12 мая 2020 года между ГУЗ «Клиническая
станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» (в настоящее время - ГУЗ
«Ульяновская областная клиническая станция скорой медицинской помощи») и ООО
«Автодом» заключено соглашение о предоставлении выплат стимулирующего характера
отдельным категориям работников в связи с распространением новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) (далее – Соглашение).
Согласно п. 2.1 Соглашения ГУЗ «Клиническая
станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска» обязано предоставлять
фактические сведения в ООО «Автодом» о сотрудниках, непосредственно
участвовавших в оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
В соответствии с п. 2.2, 2.4 Соглашения ООО
«Автодом» обязано не позднее 22 числа текущего месяца предоставлять в
Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку на финансирование
выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и
иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19;
осуществлять выплаты стимулирующего характера водителям автомобилей скорой
медицинской помощи.
Как следует из материалов дела и установлено
судом первой инстанции, Денисов С.Г. в мае осуществлял трудовую деятельность в
ООО «Автодом» в отделе *** в должности ***
на основании заключенного трудового договора №14 от 27 марта 2015 года.
Согласно путевому листу *** Денисов С.Г. выезжал 31 мая 2020 года, к пациенту М***
Д.А. и осуществлял его перевозку в стационар.
11 июня 2020 года М*** Д.А. установлен диагноз COVID-19.
Судом установлено, что водитель автомобиля скорой медицинской помощи
Денисов С.Г. является лицом, непосредственно работавшим с гражданами, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, осуществившем их перевозку в
мае 2020 года.
В нарушение указанных норм закона
стимулирующие выплаты по постановлению Правительства № 484 за май 2020 года в
сумме 25 000 рублей не выплачены. ГУЗ «Ульяновская областная клиническая
станция скорой медицинской помощи» фактические сведения о Денисове С.Г., как
сотруднике, непосредственно участвовавшем в оказании скорой медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за май
2020 года в ООО «Автодом» не предоставлялись.
ООО «Автодом» заявка в отношении Денисова
С.Г. за май 2020 года на финансирование выплаты стимулирующего характера в
Министерство здравоохранения Ульяновской области не предоставлялась, выплата
ему не осуществлялась.
Министерство здравоохранения Ульяновской
области не направляло в Министерство здравоохранения Российской Федерации
заявку в отношении Денисова С.Г. о выделении денежных средств на выплату
стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, как лица,
непосредственно участвующего в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19, на основании Постановления Правительства Российской
Федерации от 12.04.2020 № 484 за май 2020 года в сумме 25 000 руб.
Поскольку за май 2020 года Денисову С.Г. не
были произведены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных
работ, прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно
установил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к
спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не
соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.
Пункт 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской
Федерации определяет заработную плату (оплату труда работника) как
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,
количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные
выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в
условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и
на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты
компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки
стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса
Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым
договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты
труда.
Системы оплаты труда, включая размеры
тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок
компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от
нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования,
устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными
актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В спорный период отношений сторон действовали
Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником
финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного
фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе
в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия
труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую
помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из
групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, утвержденные
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 415,
утратившим силу с 1 ноября 2020 года (далее – Правила № 415), а также Правила
предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским
и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19,
утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля
2020 года № 484 (далее – Правила № 484).
Согласно п. 1 Правил, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484,
они устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году иных
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные
ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях
софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение
особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в
оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19.
Средства, предоставленные бюджетам субъектов
Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на
обеспечение в апреле - октябре 2020 года выплат стимулирующего характера в
медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе
оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую
помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в
соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации
временным порядком организации работы медицинских организаций в целях
реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой
коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих
предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (п. 3
Правил № 484).
Пунктом
11 Правил № 484 установлено, что выплаты стимулирующего характера
осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с
гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного
работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в
соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) данных
Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной
организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах: оказывающим скорую
медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему медицинскому персоналу,
младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 тыс.
рублей в месяц (подпункт «а»).
Тот факт, что Денисов С.Г.
являлся *** и лицом, непосредственно
работавшим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19, осуществившем их перевозку в мае 2020 года по материалам дела не
оспорено.
Установив данное
обстоятельство, а также факт невыплаты Денисову С.Г. стимулирующих выплат за
выполнение особо важных работ за май 2020 года в размере 25 000 руб., суд
первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении требований
прокурора.
Введение с 1 ноября 2020 года нового правового
регулирования в соответствии с утвержденными постановлением Правительства
Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 Правилами
осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021
годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских
и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую
помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по
диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским
работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), на что ответчик ссылается в апелляционной
жалобе, не освобождает Министерство от исполнения обязательств по указанным
выше соглашениям, и не может служить основанием для лишения работника части
заработной платы в виде стимулирующих выплат за выполнение особо важных работ,
которые фактически были выполнены.
Обстоятельства дела исследованы судом с
достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана
надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является
правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 18 августа 2021 года
оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области –
без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции
вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации через Засвияжский районный суд
г.Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 22 декабря 2021 года.