Судебный акт
Оспаривание решения
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 28.12.2021 под номером 97369, 2-я гражданская, о признании решения незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0013-01-2021-005678-31

Судья Кудряшева Н.В.                                                                         Дело № 33-4818/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    21 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Айзатулловой Ф.Ж.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1848/2021 по апелляционной жалобе областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 31 августа 2021 года, по которому постановлено:

 

признать незаконным решение областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области, оформленное протоколом от 2 июля 2021 года об отказе в перерасчете Пономареву Николаю Вячеславовичу ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.

В удовлетворении исковых требований Пономарева Николая Вячеславовича о признании незаконным отказа в перерасчете ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно  к заведующей отделения областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области по городу Димитровграду Дедюевой Елене Алексеевне, Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, Ульяновскому областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат»  отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области Ведерникова С.С., поддержавшего  доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Пономарев Н.В. обратился в суд с иском к областному государственному казённому учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее - ОГКУСЗН Ульяновской области) об оспаривании решения об отказе в перерасчете ежемесячной денежной выплаты  на ребёнка от трёх до семи лет включительно. В обоснование иска указал, что 2 июля 2021 года заведующей отделением ОГКУСЗН Ульяновской области по городу Димитровграду на основании пп. «ж»  п.16 Основных требований, а именно в связи с отсутствием дохода от трудовой деятельности и совокупности оснований, дающих право на назначение ежемесячной денежной выплаты  без доходов от трудовой деятельности, вынесено решение об отказе в предоставлении государственной услуги «Назначение и предоставление  ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно». Данное решение является незаконным. Его семья является многодетной и малоимущей, с 19 августа 2020 года он является  получателем  государственной услуги «Назначение и предоставление  ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» в размере  5241 руб. 28 мая 2021 года он через сайт «Госуслуги» подал заявление для перерасчета выплаты. Для определения среднедушевого дохода в расчет должен был быть взят период с 1 января по  28 декабря 2020 года. В этот период у него и его супруги были доходы: пособие по уходу за нетрудоспособным, пособие по безработице, однако причиной отказа в назначении выплаты послужило отсутствие доходов от трудовой деятельности. Просил признать решение ответчика от 2 июля 2021 года об отказе в предоставлении ему государственной услуги «Назначение и предоставление ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» незаконным, возместить расходы по госпошлине 300 руб.

Суд привлек к участию в дело в качестве соответчиков Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске, Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Дедову Е.В. и, рассмотрев исковые требования по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСЗН Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199                               «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384                 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», Указ Губернатора Ульяновской области от 9 апреля 2020 года № 47 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи  лет включительно». Обращает внимание, что на основании имеющихся сведений было выявлено, что у истца и у его супруги отсутствовали доходы от трудовой деятельности за период с 1 января по  31 декабря 2020 года. Расчетный период для принятия решения о перерасчете отличается от аналогичного периода при расчете среднедушевого дохода для определения права на указанную меру социальной поддержки. Таким образом, решение о перерасчете принимается независимо от материального положения семьи на момент назначения выплаты, учитываются совершенно другие, новые обстоятельства, среднедушевой доход семьи заявителя перерасчитывается в рамках нового периода и с учетом новых сведений. Из материалов дела достоверно усматривается, что у трудоспособных членов семьи заявителя на протяжении всего расчетного периода отсутствовали доходы от трудовой деятельности, либо от иных источников. В то же время, исключающие наличие такого дохода вышеперечисленные основания в их совокупности за весь расчетный период недостаточны для принятия положительного решения по заявлению истца. Суд не принял во внимание положения Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». По мнению автора жалобы, в сложившихся обстоятельствах имеются предпосылки предположить намеренное сокрытие иных (неофициальных) источников дохода семьи, либо осознанное длительное игнорирование обязанности по содержанию детей, выраженное в отказе от трудоустройства. Право семьи на получение меры социальной поддержки напрямую зависит и от наличия трудовой деятельности трудоспособных членов семьи, доходов от которой недостаточно для поддержания достойного уровня жизни ребенка. Вывод суда первой инстанции о возможности удовлетворения исковых требований, основан на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям. 

В отзыве на апелляционную жалобу Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске просит апелляционную жалобу удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу Пономарев Н.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителей соответчиков и третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Пономарев Н.В. с 18 сентября 2019 года состоит в зарегистрированном браке с Дедовой Е.В.

Пономарев Н.В. и Дедова Е.В. являются родителями несовершеннолетних детей: П*** И*** Н***, *** года рождения, П*** В*** Н***,  *** года рождения, П*** Е*** Н***, *** года рождения.  

28 мая 2021 года Пономарев Н.В. через портал «Государственные услуги» обратился с заявлением о предоставление ему  государственной услуги – перерасчет ежемесячной выплаты  на ребенка в возрасте  от трех до семи лет включительно.

Решением Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области от 2 июля 2021 года истцу отказано в предоставлении указанной государственной услуги на основании подп. «ж» п. 16 Основных требований, а именно в связи с отсутствием доходов от трудовой деятельности и совокупности оснований, дающих право на назначение ежемесячной денежной выплаты без доходов от трудовой деятельности.

О принятом решении Пономарев Н.В. был уведомлен ОГКУСЗН Ульяновской области.

Полагая решение ответчика незаконным, Пономарев Н.В. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об удовлетворении иска к надлежащему ответчику.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1).

Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).

Согласно части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (подпункт «ж.1»).

Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» с 1 января 2020 года в целях повышения доходов семей, имеющих детей, установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке семьям, имеющим детей, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 названного Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (подп. «а»); размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (подп. «б»); в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей (подп. «в»); в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, ежемесячная выплата назначается в размере 100 процентов величины прожиточного минимума для детей (подп. «г»); размер ежемесячной выплаты подлежит перерасчету с 1 января года, следующего за годом обращения за назначением такой выплаты, исходя из ежегодного изменения величины прожиточного минимума для детей (подп. «д»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года №384 утверждены Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее – Основные требования).

Пунктом 2 Основных требований установлено, что ежемесячная выплата осуществляется в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты, - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты (далее - величина прожиточного минимума на душу населения); 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом ежемесячной выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Пунктом 2(1) Основных требований определено, что в соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 10 марта 2021 года № 140 «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в 2021 году гражданам, которым назначена ежемесячная выплата, производится перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты. При этом ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере, предусмотренном абзацем третьим или четвертым пункта 2 данных Основных требований, в следующем порядке: обращение граждан за перерасчетом ежемесячной выплаты осуществляется начиная с 1 апреля 2021 года, но не позднее 31 декабря 2021 года, посредством подачи заявления, форма которого предусмотрена пунктом 10 данных Основных требований; перерасчет размера ежемесячной выплаты производится с 1 января 2021 года, но не ранее чем со дня достижения ребенком возраста 3 лет. При этом ежемесячная выплата в соответствующем размере устанавливается на 12 месяцев с даты обращения за такой выплатой, но не более чем до дня достижения ребенком возраста 8 лет.

Согласно п. 2(2) Основных требований, в случае если гражданину отказано в перерасчете ежемесячной выплаты, предусмотренном пунктом 2(1) данных Основных требований, ежемесячная выплата продолжает осуществляться в ранее установленном размере до истечения 12-месячного срока, на который она была назначена.

Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста 8 лет (пункт 5 Основных требований).

Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты (пункт 9 Основных требований).

Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении», запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию (пункт 12 Основных требований).

Перечень документов, которые одновременно с заявлением заявителем представляются в зависимости от сложившейся у него жизненной ситуации определен пунктом 13 Основных требований.

В соответствии с подп. «ж» п. 16 Основных требований основаниями для отказа в назначении или перерасчете ежемесячной выплаты являются: отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами «а», «б» (в части пенсий), «в», «ж», «л», «н» - «п», «с» пункта 21 данных Основных требований, за период, предусмотренный пунктом 22 данных Основных требований для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период: заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу; заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет; заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы.

Периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в данном подпункте, оцениваются в совокупности. В случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 22 данных Основных требований для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.

Пунктом 17 Основных требований установлено, что решение о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается уполномоченным органом в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления. Срок принятия решения о назначении либо об отказе в назначении ежемесячной выплаты продлевается на 20 рабочих дней в случае непоступления документов (сведений), запрашиваемых в рамках межведомственного взаимодействия.

Согласно п. 21 Основных требований при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:  вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора (подп. «а»); пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления (подп. «б»).

Как указано в п. 19 Основных требований, в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребенка, подавший заявление, его супруг, несовершеннолетние дети и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях либо образовательных учреждениях среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения, в том числе находящиеся под опекой (за исключением таких детей, состоящих в браке).

Среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 4 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи (пункт 22 Основных требований).

Уполномоченный орган вправе проверять достоверность документов (сведений), указанных в заявлении и представленных заявителем. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые документы (сведения) от органов, предоставляющих государственные (муниципальные) услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления (пункт 28 Основных требований).

Указом Губернатора Ульяновской области от 9 апреля 2020 года № 47 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, установленную в расчете на душу населения в Ульяновской области на очередной год в соответствии с Федеральным законом от 27 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в следующих размерах: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Ульяновской области в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением выплаты; 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей, в случае если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.

Материалами дела подтверждено, что в период, подлежащий учету для определения дохода семьи истца (с 1 января по 31 декабря 2020 год), семья истца не имела доходов от трудовой деятельности, однако имела иные доходы, которые в силу приведенных выше положений подп. «ж» п. 16 Основных требований относятся к числу исключений, при которых отказ в назначении (перерасчете) пособия не принимается.

Так, Пономарев Н.В. был зарегистрирован в качестве безработного в ОГКУ КЦ Ульяновской области в г.Димитровграде  с 22 июля 2020 года; снят с  учета в качестве безработного 18 декабря 2020 года; являлся получателем пособия по безработице, всего получено пособия в размере  29 370, 95 руб.

Супруга истца - Дедова Е.В.  в период с  мая по сентябрь 2020 года являлась безработной и получала  пособие по безработице, всего за этот период ею получено  57 483,87 руб.

Кроме того, Дедова Е.В.  в период с 1 января по  31 марта 2020 год  являлась получателем выплат, как неработающее трудоспособное лицо, осуществляющее уход за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Данные периоды у трудоспособных членов семьи истца (сам истец и его супруга) в совокупности превышают 10 месяцев расчетного периода.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение ответчика об отказе в предоставлении спорной государственной услуги является незаконным.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и материалах дела.

Ссылка в жалобе на положения Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» не может служить поводом для отмены судебного решения, так как основания и порядок назначения и перерасчета спорных выплат урегулирован специальным законодательством.

Доводы апелляционной жалобы о намеренном сокрытии семьей истца доходов какими-либо доказательствами не подтверждены.

При таких обстоятельствах основания для отмены судебного решения отсутствуют.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от                     31 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Димитровградский городской суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  23.12.2021.