УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0002-01-2021-008232-33
Судья Самылина О.П. Дело
№ 33-4886/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н.,
Федоровой Л.Г.,
при секретаре Туктаровой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2-3290/2021
по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на
решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 августа 2021 года,
по которому постановлено:
исковые
требования прокурора Засвияжского района г. Ульяновска в интересах Гончарова
Игоря Геннадьевича к государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская
областная клиническая станция скорой медицинской помощи», обществу с
ограниченной ответственностью «Автодом», Министерству здравоохранения
Ульяновской области о предоставлении выплат стимулирующего характера за
оказание медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19, удовлетворить.
Возложить
на государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная
клиническая станция скорой медицинской помощи» обязанность предоставить в общество с
ограниченной ответственностью «Автодом» фактические сведения о Гончарове
Игоре Геннадьевиче, как
сотруднике, непосредственно участвовавшем в оказании скорой медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за апрель,
май 2020 года.
Возложить
обязанность на общество с ограниченной ответственностью «Автодом» направить в
Министерство здравоохранения Ульяновской области заявку в отношении Гончарова Игоря
Геннадьевича за апрель, май
2020 года на финансирование выплаты стимулирующего характера за выполнение
особо важных работ, как лица, непосредственно участвующего в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция,
на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля
2020 года № 484 «Об
утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником
финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19».
Возложить на Министерство здравоохранения Ульяновской
области обязанность направить в
Министерство здравоохранения Российской Федерации заявку в отношении Гончарова
Игоря Геннадьевича о выделении денежных средств на выплату стимулирующего
характера за выполнение особо важных работ, как лица, непосредственно
участвующего в оказании медицинской
помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, на
основании Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020
года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных
трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,
источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования
резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в
полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих
при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных
работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19» за апрель, май 2020 года в сумме 50 000 руб.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Гончарова
И.Г., прокурора Данилова Е.В., полагавших решение суда законным и обоснованным,
судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор Засвияжского района г. Ульяновска обратился в суд с
иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах Гончарова И.Г.
к Министерству здравоохранения Ульяновской области о предоставлении выплат
стимулирующего характера за оказание медицинской помощи гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Исковые требования
мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Гончарову
И.Г., осуществляющему трудовую деятельность в ООО «Автодом» в должности *** и
непосредственно работавшему в апреле, мае 2020 года с гражданами, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, не выплачены стимулирующие
выплаты за апрель, май 2020 года в общей
сумме 50 000 рублей. Просил суд обязать государственное учреждение
здравоохранения (далее – ГУЗ) «Ульяновская областная клиническая станция скорой
медицинской помощи» предоставить в общество с ограниченной ответственностью
«Автодом» фактические сведения о Гончарове И.Г., как о сотруднике, непосредственно
участвовавшем в оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, за апрель, май 2020 года;
обязать ООО «Автодом» направить в Министерство здравоохранения Ульяновской
области заявку в отношении Гончарова И.Г. за апрель, май 2020 года на
финансирование выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных
работ, как лица, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, на основании
постановления Правительства № 484; обязать Министерство здравоохранения
Ульяновской области направить в Министерство здравоохранения Российской
Федерации заявку в отношении Гончарова И.Г. за апрель, май 2020 года на
финансирование выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных
работ, как лица, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, на основании
Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484.
Суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков
государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая
станция скорой медицинской помощи», общество с ограниченной ответственностью
«Автодом», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора, – Управление Федерального казначейства по
Ульяновской области и, рассмотрев спор по существу, принял приведенное выше
решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения
Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. В
обоснование жалобы указывает, что постановление Правительства Российской
Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 действовало по 31 октября 2020 года,
финансирование Министерства здравоохранения Ульяновской области в рамках
данного постановления прекращено 1
ноября 2020 года. С 1 ноября 2020 года постановлением Правительства Российской
Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 устанавливается иная специальная
социальная выплата, осуществляемая Фондом социального страхования Российской
Федерации. От ООО «Автодом» заявка в отношении Гончарова И.Г. на выплаты за
апрель, май 2020 года в Министерство здравоохранения Ульяновской области не
поступала. Когда финансирование спорных выплат в рамках постановления
Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 было
прекращено, остатки денежных средств возвращены в федеральный бюджет.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО «Автодом» не возражает против доводов, изложенных в
апелляционной жалобе. Решение по апелляционной жалобе оставляет на усмотрение
суда.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного
разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в
пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно
жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 24
апреля 2020 года между Министерством здравоохранения Ульяновской области,
государственным учреждением здравоохранения (далее – ГУЗ, Учреждение)
«Клиническая станция скорой медицинской помощи г. Ульяновска», ООО «Автодом»
заключено трехстороннее соглашение № 9, предметом которого является
регулирование взаимоотношений сторон в целях предоставления ***, которые в
соответствии с контрактом от 25 октября 2017 года № 5306, заключенным между
Учреждением и Обществом входят в состав *** и фактически выполняют трудовую
функцию в Учреждении и являющиеся работниками Общества, выплат стимулирующего
характера за выполнение особо важных работ, связанных с оказанием скорой
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (пункт 1.1).
Пунктом 1.2 трехстороннего соглашения установлено, что
выплаты стимулирующего характера предоставляются в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484
«Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником
финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного
фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном
объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19» и постановлением Правительства Ульяновской области от 20 апреля 2020
года № 185-П «О мерах по реализации
указа Губернатора Ульяновской области от 3 апреля 2020 года № 42 «О мерах
поддержки работников медицинских организаций, подведомственных Министерству
здравоохранения Ульяновской области, в условиях угрозы распространения новой
коронавирусной инфекции COVID-19 на территории Ульяновской области».
Согласно п. 2.1 трехстороннего соглашения Министерство
обязуется предоставлять Учреждению финансовые средства на осуществление выплат
стимулирующего характера ***, а Учреждение – осуществлять выплаты
стимулирующего характера *** за фактически отработанное время в соответствии с
представленными Обществом путевой документацией и табелем учета рабочего
времени.
По условиям трехстороннего соглашения Учреждение приняло
обязательства предоставлять в Министерство заявку до 25 числа текущего месяца
на финансирование выплат стимулирующего характера на основании сведений,
представленных Обществом, в соответствии с п. 2.1 соглашения (пункт 2.3.1); а
Общество – обязательства ежемесячно не позднее 20 числа текущего месяца,
представлять Учреждению информацию о фактически отработанном *** времени, а
также путевую документацию и табели учета рабочего времени (пункт 2.4.1).
В соответствии с п. 3.1 трехстороннего соглашения в случае
неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по данному
соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
12 мая 2020 года между ГУЗ «Клиническая станция скорой
медицинской помощи г. Ульяновска» (в настоящее время - ГУЗ «Ульяновская
областная клиническая станция скорой медицинской помощи») и ООО «Автодом»
заключено соглашение о предоставлении выплат стимулирующего характера отдельным
категориям работников в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(COVID-19) (далее – Соглашение).
Согласно п. 2.1 Соглашения ГУЗ «Клиническая станция скорой
медицинской помощи г. Ульяновска» обязано предоставлять фактические сведения в
ООО «Автодом» о сотрудниках, непосредственно участвовавших в оказании скорой
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19.
В соответствии с п. 2.2, 2.4 Соглашения ООО «Автодом»
обязано не позднее 22 числа текущего месяца предоставлять в Министерство
здравоохранения Ульяновской области заявку на финансирование выплат
стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным
работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи
гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19;
осуществлять выплаты стимулирующего характера ***.
Локальным нормативным актом ООО «Автодом» от 30 апреля
2020 года № 1-30-04-20 предусмотрены порядок и условия выплаты работникам
дополнительного к заработной плате материального поощрения в виде выплаты
стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку в
режиме распространения коронавирусной инфекции COVID-19.
Данным локальным нормативным актом установлено, что право
на выплату стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную
нагрузку в режиме распространения коронавирусной инфекции COVID-19 имеет ***;
размер выплаты – 25 000 руб. Основанием для начисления выплат являются
сведения по работе ***, предоставляемые медицинской организацией, с которой
заключен государственный контракт на оказание услуг по транспортному
обеспечению линейных специализированных бригад при оказании скорой медицинской
помощи населению.
Материалами дела подтверждено, что Гончаров И.В. с 25
декабря 2014 года состоит в трудовых отношениях с ООО «Автодом» в должности ***.
***
Поскольку за апрель и май 2020 года Гончарову И.В. не были
произведены выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ,
прокурор обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил
фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным
правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об
удовлетворении иска.
Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним
судебная коллегия не усматривает.
Пункт
1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату
(оплату труда работника) как вознаграждение за труд в зависимости от
квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой
работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного
характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся
радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и
иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса
Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым
договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты
труда.
Системы
оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов),
доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях,
отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера
и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями,
локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и
иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В
спорный период отношений сторон действовали Правила предоставления в 2020 году
иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются
бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в
целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств
субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат
стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку
медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых
выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой
коронавирусной инфекцией, утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от 2 апреля 2020 года № 415, утратившим силу с 1 ноября 2020 года
(далее – Правила № 415), а также Правила предоставления в 2020 году иных
межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования
резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в
полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации,
возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение
особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в
оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная
инфекция COVID-19, утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 (далее – Правила № 484).
Согласно
п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
12 апреля 2020 года № 484, они устанавливают цели, порядок и условия
предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального
бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового
обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда
Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме
расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при
осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ
медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19.
Средства,
предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного
межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020
года выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их
структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь),
фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством
здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы
медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению
рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в
организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой
медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция
COVID-19 (п. 3 Правил № 484).
Пунктом
11 Правил № 484 установлено, что выплаты стимулирующего характера
осуществляются медицинским и иным работникам,
непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому
договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12
и 12(1)
данных Правил локальными нормативными актами медицинской организации и
транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти
субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, в следующих размерах:
оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 тыс. рублей в месяц, среднему
медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой
медицинской помощи - 25 тыс. рублей в месяц (подпункт «а»).
Факт того, что водитель Гончаров И.В. является *** и лицом,
непосредственно работавшим с гражданами, у которых выявлена новая
коронавирусная инфекция COVID-19, ***, в ходе судебного разбирательства нашел
свое подтверждение.
Установив данное обстоятельство, а также факт невыплаты
Гончарову И.В. стимулирующих выплат за выполнение особо важных работ за апрель
и май 2020 года в общем размере 50 000 руб., суд первой инстанции пришел к
верному выводу об удовлетворении требований прокурора.
Введение
с 1 ноября 2020 года нового правового регулирования в соответствии с
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № 1762 Правилами
осуществления Фондом социального страхования Российской Федерации в 2020 - 2021
годах специальной социальной выплаты медицинским и иным работникам медицинских
и иных организаций (их структурных подразделений), оказывающим медицинскую
помощь (участвующим в оказании, обеспечивающим оказание медицинской помощи) по
диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинским
работникам, контактирующим с пациентами с установленным диагнозом новой
коронавирусной инфекции (COVID-19), на что ответчик ссылается в апелляционной
жалобе, не освобождает Министерство от исполнения обязательств по указанным
выше соглашениям, и не может служить основанием для лишения работника части
заработной платы в виде стимулирующих выплат за выполнение особо важных работ,
которые фактически были выполнены.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной
полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Материальный и процессуальный законы применены судом верно.
В силу изложенного решение суда является правильным, отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской
Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Засвияжского районного суда города Ульяновска от 18 августа 2021 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской
области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в
течение трех месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Засвияжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 22.12.2021.