Судебный акт
О включении периоад службы в страховой стаж
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 28.12.2021 под номером 97372, 2-я гражданская, о включении периодов в спецстаж, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2021-009213-88

Судья Высоцкая А.В.                                                                           Дело № 33-4868/2021

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 21 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Герасимовой Е.Н.,   Федоровой Л.Г.,

при секретаре  Туктаровой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе          Соколова Владимира Юрьевича на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 сентября 2021 года по делу № 2-3407/2021, которым  постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Соколова Владимира Юрьевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 12.07.2021 в части отказа зачесть в страховой стаж периода действительной сверхсрочной военной службы с 05.08.1979 по 03.02.1990, обязании включить указанный период действительной сверхсрочной военной службы в страховой стаж в целях назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного пенсионным законодательством, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., судебная коллегия

 

установила:

 

Соколов В.Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе г.Ульяновска (далее – ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска, пенсионный орган) о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить период действительной сверхсрочной военной службы в страховой стаж. В обоснование иска указал, что он ранее достижения пенсионного возраста обратился в пенсионный орган с заявлением о включении в страховой стаж сведений об иных периодах трудовой деятельности, а именно - действительной военной службы по контракту на должностях офицерского состава в период с 05.08.1979 по 03.02.1990. Решением ответчика ему отказано в назначении страховой пенсии по старости по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа. В страховой стаж был засчитан период его работы с 11.03.1990 по 31.12.2020 в ООО «Г***», но не учтен период прохождения военной службы с 05.08.1979 по 03.02.1990. С указанным решением он не согласен, поскольку на протяжении всего времени службы с 05.08.1979 по 03.02.1990 он осуществлял профессиональную деятельность в соответствии с занимаемой должностью и званием, на основе должностных инструкций, получал денежное довольствие. Выбрав профессию военнослужащего, он реализовывал свое право на труд, обеспеченное действовавшим в тот период законодательством. Законодательство СССР в период его службы закрепляло право граждан, проходивших военную службу, пользоваться всеми правами и льготами, предусмотренными пенсионным законодательством, наравне со всеми рабочими и служащими в стране. При этом назначение пенсии и включение тех или иных периодов в стаж не ставилось в зависимость от уплаты взносов на государственное социальное страхование. Просил признать незаконным и отменить решение ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 12.07.2021 № 143735/21 об отказе в назначении страховой пенсии по старости в части отказа во включении в страховой стаж для назначения пенсии по ч.1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» период действительной сверхсрочной военной службы с 05.08.1979 по 03.02.1990; обязать ответчика включить указанный период в страховой стаж в целях назначения страховой пенсии по старости на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного пенсионным законодательством.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Соколов В.Ю. считает решение суда незаконным и подлежащим отмене.  В обоснование жалобы указывает, что при разрешении спора суд неправомерно применил ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». По мнению автора жалобы, суд не учел основополагающий принцип о том, что закон обратной силы не имеет. Считает, что суд не принял во внимание и наличие специальных гарантийных норм права, предоставляющих военнослужащим, уволенным с военной службы и не приобретшим право на военную пенсию, пользоваться пенсионными правами наравне с рабочими и служащими, без каких-либо ограничений и исключений. Гарантии для указанной категории лиц закреплены законодательством как СССР, так и Российской Федерации. По мнению автора жалобы, поскольку служба осуществлялась в период с 05.08.1979 по 03.02.1990, то на уволенных с военной службы до 01.01.2002 распространяется законодательство СССР. Полагает, что факт увольнения с военной службы без приобретения права на военную пенсию, является определяющим при выборе норм права, подлежащих применению при разрешении спора.

В возражениях на апелляционную жалобу ГУ – ОПФ РФ по Ульяновской области  просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.06.2021 Соколов В.Ю., *** года рождения, обратился в ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ).

Решением ГУ-УПФ РФ в Заволжском районе г. Ульяновска от 12.07.2021 Соколову В.Ю. отказано в назначении страховой пенсии по старости на основании ч.1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием необходимого страхового стажа.

Указанным решением ответчика в страховой стаж Соколова В.Ю. засчитаны периоды работы и иной деятельности общей продолжительностью 30 лет 8 месяцев10 дней.

В страховой стаж истца пенсионным органом не были включены периоды прохождения военной службы с 05.08.1979 по 03.02.1990; отпусков без сохранения заработной платы: в 2007 году – 2 дня; с 12.08.2019 по 14.08.2019, с 31.07.2020 по 31.07.2020, с 31.08.2020 по 02.09.2020, на основании п. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ.

Соколову В.Ю. рекомендовано обратиться с заявлением о назначении страховой пенсии по старости не ранее чем за месяц до достижения возраста 63 лет.

Полагая незаконным отказ во включении  в страховой стаж периода военной службы, а также в назначении пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, Соколов В.Ю. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил фактические обстоятельства дела, закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, руководствуясь которым, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении иска.

Вывод суда мотивирован, оснований не соглашаться с ним судебная коллегия не усматривает.

По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

Частью 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 данной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 12 Федерального закона № 400-ФЗ определяет иные периоды, засчитываемые в страховой стаж.

Так, согласно п. 1 ч. 1 указанной нормы закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Порядок исчисления страхового стажа определен ст. 13 Федерального закона №400-ФЗ.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Частью 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 данного Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 данного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 данной статьи.

К таким периодам относятся: периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации; период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Перечень периодов, предусмотренных ч. 1 ст. 11 и п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ для лиц, претендующих на досрочное назначение пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, руководствуясь приведенными выше положениями закона, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР не подлежит включению в страховой стаж, дающий право лицам, указанным в части 1.2 статьи 8 Федерального закона, на назначение страховой пенсии по старости досрочно.

Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию.

Поскольку на дату обращения в пенсионный орган страховой стаж Соколова В.Ю. для назначения страховой пенсии по старости досрочно составлял менее 42 лет, пенсионный орган обоснованно отказал истцу в назначении пенсии по ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Доводы апелляционной жалобы не основаны на нормах действующего законодательства, в связи с чем не могут быть приняты во внимание и служить поводом для отмены судебного решения.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом верно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса                     Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 15 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соколова Владимира Юрьевича – без удовлетворения.         

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                       (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий 

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено  22.12.2021.