Судебный акт
Об установлении ограждения водонапорных скважин
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 28.12.2021 под номером 97377, 2-я гражданская, О признании бездействия, выраженное в непринятии мер по установлению ограждения 10 водонапорных баше незаконными и об обязании установить ограждения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0006-01-2021-001107-50

Судья Зотова Л.И.                                                                         Дело № 33а-4897/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    21 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 августа 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 октября 2021 года по делу №2а-595/2021, по которому постановлено:

административный иск прокурора Барышского района Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Барышский район» и как исполняющего полномочия муниципального образования «Барышское городское поселение» и общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания», выразившееся в непринятии мер по установлению ограждения 10 водонапорных башен (в т.ч. артскважин, буровой скважины), расположенных в с.Водорацк, с.Акшуат, пос.Поливаново Барышского района Ульяновской области, в г.Барыше Ульяновской области по улицам Степная, Загородная, Горная, Большая Силаевка, артскважины по ул.Аптечная и микрорайон МСО.

Обязать администрацию муниципального образования «Барышский район» и как исполняющего полномочия муниципального образования «Барышское городское поселение» и общество с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» установить ограждение 10 водонапорных башен (в т.ч. артскважин, буровой скважины), расположенных в с.Водорацк, с.Акшуат, пос.Поливаново Барышского района Ульяновской области, в г.Барыше Ульяновской области по улицам Степная, Загородная, Горная, Большая Силаевка, артскважины по ул.Аптечная и микрорайон МСО, в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В иске к МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение», Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Барышский район» Ульяновской области отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 150 руб.

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., прокурора Федечко Ф.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Барышского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Муниципальная управляющая компания» (далее - ООО «МУК»), МБУ «Чистый город» муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности установить ограждение водонапорных башен.

В обоснование административного иска указал, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что договорами №№ 1 и 2 от 30.12.2020 водонапорные башни, расположенные на территории г.Барыш, с.Акшуат, с.Водорацк и п.Поливаново, переданы МБУ «Чистый город» муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области в субаренду ООО «МУК», арендодателем по договору является Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

ООО «МУК» является пользователем 10 водонапорных башен. В нарушение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ограждение территории водонапорных башен частично отсутствует, соответственно доступ посторонних лиц к указанным объектам является свободным.

Прокурор просил признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, ООО «МУК» и МБУ «Чистый город» МО «Барышское городское поселение» Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по установлению ограждения 10 водонапорных башен, расположенных в г.Барыше по улицам Степная, Загородная, Горная, Аптечная, микрорайон МСО, в п.Большая Силаевка, в с.Водорацк, с.Акшуат, пос.Поливаново, и обязать административных ответчиков установить ограждения 10 водонапорных башен расположенных в г.Барыше по улицам Степная, Загородная, Горная, Аптечная, микрорайон МСО, в п.Большая Силаевка, в с.Водорацк, с.Акшуат,  пос.Поливаново.

К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено МО «Барышское городское поселение», полномочия которого в полном объёме исполняет администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить в части признания незаконным бездействия, выраженного в непринятии мер по установлению ограждения 10 водонапорных башен, расположенных в г.Барыше по улицам Степная, Загородная, Горная, Аптечная, микрорайон МСО, в п.Большая Силаевка, в с.Водорацк, с.Акшуат, пос.Поливаново, и возложении на администрацию муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области обязанности установить данные ограждения.

Считает администрацию района ненадлежащим административным ответчиком. Полагает, что обязанность по установке ограждения водонапорных башен должна быть возложена на ООО «МУК», как на эксплуатирующую организацию, обладающую всей полнотой организационных и технических полномочий в отношении эксплуатируемых инженерных сетей, осуществляющей непосредственное управление и обслуживание водонапорных башен.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Барышского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители административных ответчиков, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст.306 Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как установлено судом, на основании решения Совета депутатов муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области второго созыва от 24.10.2012 № 1/5 муниципальное учреждение «администрация муниципального образования «Барышское городское поселение» Барышского района Ульяновской области» ликвидировано. Полномочия администрации Барышского городского поседения исполняет администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области от 28.07.2021 в собственности данного муниципального образования находятся водонапорные башни, расположенные в с.Акшуат, с.Водорацк, буровая скважина в пос.Поливаново Барышского района Ульяновской области. В собственности муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области находятся водонапорные башни, расположенные в г.Барыше по улицам Степная, Аптечная, Загородная, Горная, микрорайон МСО, в п. Большая Силаевка.

29.12.2020 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области и МБУ «Чистый город» муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области были заключены договоры аренды муниципального имущества №7 и №8. Срок действия данных договоров установлен до 28.12.2021, договоры являются действующими.

30.12.2020 в рамках договоров аренды от 29.12.2020 между МБУ «Чистый город» муниципального образования «Барышское городское поселение» Ульяновской области и ООО «МУК с согласия Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области (арендатора) были заключены договоры субаренды муниципального имущества №1 и №2 сроком действия до 28.12.2021.

В соответствии с данными договорами субаренды в пользование ООО «МУК передано следующее имущество: водонапорные башни, расположенные в с.Водорацк, с.Акшуат, буровая скважина в пос.Поливаново Барышского района Ульяновской области, водонапорные башни, расположенные в г.Барыше Ульяновской области по улицам Степная, Загородная, Горная, Большая Силаевка, артскважины по ул.Аптечная и микрорайон МСО.

ООО «МУК» в соответствии с п.2 Устава занимается забором, очисткой и распределением воды.

Проведенной прокуратурой Барышского района Ульяновской области проверкой на территории названных артезианских скважин и водонапорных башен выявлены нарушения пунктов 3.2.1, 3.2.1.1. СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», а именно: отсутствие надлежащего ограждения по периметру.

Наличие указанных нарушений подтверждено актом проверки от 29.06.2021 и ответчиками не оспаривалось.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено несоблюдение ООО «МУК», эксплуатирующим источники водоснабжения, и администрацией муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, исполняющей также полномочия на территории Барышского городского поселения, как собственника объектов водоснабжения, требований Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» 2.1.4.1110-2, Федерального закона от 06.03.2006 №53-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 27.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», Водного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора к ООО «МУК», которое осуществляет добычу подземных вод для питьевых и хозяйственных нужд в названных населенных пунктах, и к администрации Барышского района Ульяновской области, как к собственнику объектов водоснабжения.

Довод апелляционной жалобы администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области о том, что администрация района не является надлежащим ответчиком по требованиям прокурора, не может быть признан состоятельным.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Согласно ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу ч.1 ст.27 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных ч.1 ст.27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд (ч.2 ст.27 ВК РФ).

Таким образом, обеспечение населения качественной водой лежит на органе местного самоуправления, осуществляющем полномочия собственника в отношении объектов водоснабжения, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

Приходя к выводу о том, что администрация муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области является надлежащим ответчиком по делу, суд правомерно сослался на положения ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

При этом суд первой инстанции обоснованно отметил, что к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, функционирование систем водоснабжения и водоотведения в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими требованиями, установления правил использования водных объектов.

Таким образом, доводы в апелляционной жалобе о том, что администрация Барышского района является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны.

Принятое по делу решение является правильным, основано на полной и объективной оценке представленных в дело доказательств, верном применении и толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Барышского городского суда Ульяновской области от 31 августа 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 13 октября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.12.2021.