Судебный акт
Об устройстве площадок ТКО
Документ от 21.12.2021, опубликован на сайте 28.12.2021 под номером 97379, 2-я гражданская, о признании бездействия по непринятию мер к обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений незаконным и обязании обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Спешневского, Коромысловского, Безводовского, Лесоматюнинского и Еделевского сельских поселений Кузоватовского района Ульяновской области, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0015-02-2021-000480-46

Судья Дементьева Н.В.                                                               Дело № 33а-4953/2021

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    21 декабря 2021 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пулькиной Н.А.,       

судей Васильевой Е.В., Смирновой Ю.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 7 сентября 2021 года по делу №2а-1184/2021, по которому постановлено:

уточненный административный иск прокурора Кузоватовского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кузоватовский район»  Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области по непринятию мер к обустройству мест (площадок) накопления твердых бытовых отходов на территории Спешневского, Коромысловского, Безводовского, Лесоматюнинского и Еделевского сельских поселений муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области.

Обязать администрацию муниципального образования «Кузоватовский район» в течение 11 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденным Реестром на территории муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя муниципального учреждения администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области Никулаевой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Федечко Ф.И., не согласившегося с апелляционной жалобой, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Кузоватовского района Ульяновской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер к обустройству мест накопления твердых бытовых отходов на территории сельских поселений района и возложении обязанности обустроить места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов (далее -  ТКО).

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в январе 2020 года прокуратурой Кузоватовского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой выявлены нарушения в данной сфере в деятельности административного ответчика.

На территории муниципального района реестр мест (площадок) ТКО утвержден постановлением администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 28.03.2019 №153. Вместе с тем, в нарушение действующего законодательства административным ответчиком специальные места (площадки) накопления ТКО на территории муниципальных образований Спешневское, Коромысловское, Лесоматюнинское, Безводовское и Еделевское сельских поселений не созданы.

В соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, на территориях сельских и городских поселений должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов, которые должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределами контейнерной площадки.

27.01.2020 прокурором Кузоватовского района в адрес главы администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области внесено представление с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства, оборудовать специальные площадки в соответствии с утвержденным реестром.

Непринятие административным ответчиком надлежащих мер по организации деятельности по накоплению ТКО нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, а также негативно отражается на благоустройстве территории муниципального образования.

Прокурор просил признать бездействие администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, выразившееся в непринятии мер по обустройству мест накопления ТКО на территории Спешневского, Коромысловского, Безводовского, Лесоматюнинского и Еделевского сельских поселений муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области незаконным и обязать административного ответчика в течение 11 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с утвержденным реестром мест накопления ТКО на территории муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования «Спешневское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «Коромысловское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «Безводовское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области, администрация муниципального образования «Еделевское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области, ООО «Межрегиональная экологическая компания», ООО «Уют».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Указывает, что работа по оборудованию мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области ведется планово, исходя из финансовых возможностей местного бюджета, с учетом финансирования из бюджета Ульяновской области. В 2022 году будут обустроены места (площадки) накопления ТКО в населенных пунктах муниципального образования «Лесоматюнинское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области.

В связи с наличием большой кредиторской задолженности денежные средства на обустройство мест (площадок) ТКО на территории сельских поселений в бюджете муниципального образования не предусмотрены. Расходы на обустройство в 2022 году одновременно всех мест (площадок) ТКО являются экономически необоснованными и нецелесообразными, поскольку организация таких площадок невозможна без размещенных на них контейнеров, наличие которых в Кузоватовском районе обеспечивает региональный оператор ООО «Межрегиональная экологическая компания». За период деятельности данной организации сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и мест (площадок) накопления ТКО администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от регионального оператора не поступали. Отсутствие контейнеров на вновь обустроенных местах (площадках) накопления ТКО повлечет возникновение несанкционированных свалок, неэффективное расходование бюджетных средств.

Администрация не приступает к обустройству мест (площадок) накопления ТКО в силу наличия объективных обстоятельств, поэтому бездействие с ее стороны отсутствует.

Не соглашается с установленным судом сроком исполнения решения суда, поскольку он установлен без учета особенности строительно-монтажных работ, производимых при оборудовании мест (площадок) накопления ТКО, которые не должны проводиться в зимний и осенне-весенний период, а также сроков осуществления государственных и муниципальных закупок, требующих значительного времени.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Кузоватовского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явились представители заинтересованных лиц, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия с учетом положений ст.150, ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены положениями Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Как следует из содержания ч.ч. 1 и 3 ст.13.4 названного Федерального закона, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра регулируются Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 №1039.

Согласно п.3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами отнесены вопросы создания и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определения схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-П утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, раздел 4 которого содержит требования к контейнерам и контейнерным площадкам для накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО. Согласно п.п. 4.3 - 4.4 Порядка контейнерная площадка располагается на твердом, прочном, водонепроницаемом, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без их повреждения; контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.

В целях реализации п.1 ст.8, п.4 ст.13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» 28.03.2019 администрацией муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области принято постановление №153 об упорядочении обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра на территории муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области.

Сведения о местах накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, их технических характеристиках внесены в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов, который является приложением к названному постановлению администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 28.03.2019 №153.

Установив, что в нарушение действующего законодательства административным ответчиком специальные места (площадки) накопления ТКО на территории муниципальных образований Спешневское, Коромысловское, Лесоматюнинское, Безводовское и Еделевское сельских поселений не созданы и не оборудованы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии со стороны администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области незаконного бездействия по непринятию мер к обустройству площадок ТКО в указанных сельских поселениях.

Прокурором Кузоватовского района главе администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области 27.01.2020 было внесено представление с требованием принять меры по устранению допущенных нарушений законодательства, которое не исполнено.

Непринятие надлежащих мер по организации деятельности по оборудованию специальных мест (площадок) по накоплению ТКО на территории сельских поселений Кузоватовского района нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду, негативно отражается на благоустройстве территории муниципального образования.

Установив факт нарушения административным ответчиком указанного выше законодательства, суд первой инстанции обоснованно возложил на него обязанность по оборудованию мест (площадок) по сбору ТКО в соответствии с утвержденным реестром мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории  муниципального образования «Кузоватовский район» и в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы об отсутствии достаточного финансирования мероприятий по организации мест (площадок) ТКО не свидетельствуют об отсутствии у административного ответчика обязанности по исполнению требований законодательства, регулирующего спорные вопросы, и не могут служить основанием к отмене решения суда.

Довод в жалобе об отсутствии бездействия административного ответчика  опровергается материалами дела, поскольку обращение прокурора в суд с настоящим иском вызвано неисполнением административным ответчиком требований прокурора, изложенных в представлении от 27.01.2020.

Ссылка в жалобе на то, что установка контейнеров на контейнерные площадки относится к обязанности регионального оператора, не опровергает правильность принятого по делу решения, поскольку вопрос об оборудовании площадок ТКО контейнерами не являлся предметом спора по настоящему административному иску.

В силу ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Судом в решении установлен срок его исполнения – 11 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, то есть до декабря 2022 года, который судебная коллегия считает реальным. Довод в жалобе о том, что установленный судом срок для исполнения решения суда является недостаточным, является несостоятельным.

Принятое по делу решение является законным и обоснованным, судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, надлежаще применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, процессуальных нарушений, влекущих в силу ч.1 ст.310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловную отмену решения, судом не допущено.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 7 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23.12.2021.